ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Культурные достижения народов России
Представьте, что вы собираетесь отправиться в страну, где вы будете общаться со сверстниками, которые не имеют никакого представления о России. Чтобы хорошо ориентироваться в данной теме, уметь рассказать о выдающихся культурных достижениях народов нашей страны, совершим экскурсию в мир культуры с помощью компьютерной презентации. Как и все путешественники, вы должны вести дневники, в которых будете фиксировать впечатления от увиденного.
Автор: Афанасьева Римма Ахатовна,
учитель обществознания
Россия - страна неповторимой
высокой культуры
Россия — страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Россия - многонациональная страна, которая объединила множество народностей, тесно связанных общностью исторических судеб.
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве — выдающийся памятник древнерусской архитектуры XI в. 13-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей.
С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни. Храм был богато украшен мозаиками и фресками, созданными греческими мастерами и их русскими учениками. По своим размерам и богатству убранства Софийский собор не имел себе равных не только в Киевской Руси, но и во всей Европе того времени. В конце XVII - начале XVIII в. собор был перестроен и приобрел черты украинского барокко
Одним из центральных в храме является мозаичное изображение Богоматери Оранты в алтаре - фигуры с воздетыми вверх руками. Построенный Ярославом Мудрым Софийский собор стал местом погребения самого великого князя и многих его потомков.
Золотые ворота
Золотые ворота - уникальный памятник древнерусской фортификации, построенный в XII в. мастерами Владимиро-Суздальского княжества. Владимирский князь Андрей Боголюбский сделал их главными крепостными воротами города Владимира - новой столицы княжества. В их архитектуре гармонично сочетаются триумфальная арка, боевая башня и надвратная церковь. Величественный облик Золотых ворот запечатлел время недолгого, но необычайно яркого и мощного расцвета Владимиро-Суздальской Руси.
Собор Покрова на РВУ ,
(храм Василия Блаженного, построен в 1555-1556гг )
Собор Покрова на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, построен в 1555—1561 гг. по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Уникальный замысел многопридельного храма, принадлежавший митрополиту Макарию, воплотил образ Священного града Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества. Под сводами Покровского собора покоятся мощи двух московских чудотворцев — Василия Блаженного и Иоанна по прозвищу «Большой Колпак».
Русский Север по праву называют сокровищницей деревянного зодчества. К числу самых выдающихся произведений относится Кижский погост. Нигде больше нельзя увидеть такою размаха строительной фантазии и такого богатства форм. Когда над серой гладью северных вод встает сказочный город-храм, то невольно вспоминается легендарный Китеж. Это и архитектура, и поэзия, и музыка, слитые воедино. В 1714 г. на острове появилось чудо русской деревянной архитектуры - знаменитый на весь мир двадцатидвухглавый Преображенский храм. И недаром само название «Кижи» стало символом красоты русской души. Ансамбль Кижского погоста состоит из трех зданий - Преображенской церкви (1714), Покровской церкви (1764) и стоящей между ними колокольни, построенной в 1874 г. на месте более старого сооружения. Их окружает деревянная ограда. Несмотря на то что все здания построены в разное время и имеют разную архитектуру, они не выглядят нагромождением построек, а образуют художественное, целое.
Кижский погост
Самым ранним датированным памятником древнерусской письменности является пергаменное «Остромирово Евангелие». Оно было переписано дьяконом Григорием в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира. «Остромирово Евангелие», объемом в 294 листа, переписывалось около 7 месяцев - по 1,5 листа в день. Замечательной особенностью «Остромирова Евангелия» являются его заглавные буквы - инициалы. На страницах встречаются причудливые орнаментальные переплетения хищные птицы, загадочные человеческие личины, чудовища -фантастические химеры, напоминающие в одних местах собак, в других — крокодилов. Но ни один инициал не повторяется дважды. Они безукоризненно сочетаются с текстом, такой точности можно было добиться двумя путями: или художник сидел рядом с переписчиком Григорием, и они работали попеременно, или сам Григорий был блестящим графиком. Традиция изображения животных, символизирующих христианские понятия, была привнесена на Русь из Византии и южнославянских стран. В книге есть три большие миниатюры с изображениями евангелистов — Луки, Марка и Иоанна с учеником Прохором.
Андрей Рублёв
(около 1370[2] — 17 октября 1428, Москва) —
наиболее известный и почитаемый
мастер московской школы иконописи
В «Троице» Андрей Рубл ев явил себя выдающимся мыслителем, «всех превосходящих в мудрости», человеком высочайшей культуры. Икона, которую он создал, поняли и приняли его современники, а затем и многие поколения людей. Три ангела парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи — лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит сияние красок. И оттого, может быть, так радостна грусть рублевских ангелов. Не случайно и сам Рублев писал свою «Троицу», «неуклонно взирающе на всечестные иконы, наполнялся радости и светлости».
Диони́сий
(ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец
(изограф) конца XV — начала XVI веков.
Яркая праздничность и парадность произведений Дионисия , изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета. В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону «Богоматерь Одигитрия». Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурное одеяние Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды с преобладающим белым цветом усиливают торжественность и монументальность образов. В малых же
картинах-клеймах, изображавших эпизоды из жизни святителей, отразился реальный мир, столь близкий Дионисию.
Богоматерь Одигитрия.
Икона кисти Дионисия.
Около 1502 г.
Ферапонтов монастырь .
Икона
Икона
" Митрополит Алексий
" Митрополит Пётр
с житием"
с житием"
Павел Андреевич Федотов
(1815-1852)
П. Федотов
Свежий кавалер
П. Федотов
Вдовушка
Глубокой жизненной правдой и остротой критической мысли характеризуется творчество Павла Андреевича Федотова, замечательного живописца, родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX в. Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простою, «маленького» человека. Созданные им образы были близки современникам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Сватовство майора», «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Вдовушка», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по справедливости прозванный Гоголем русской живописи. Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры.
П.Федотов
Завтрак аристократа
П.Федотов
Сватовство майора
Петр Ильич Чайковский
(1840–1893)
Петр Ильич Чайков ский по праву считается одним из самых великих композиторов. Он является автором 80 сочинений, среди которых 10 опер и 3 балета. Его знаменитые концерты для фортепиано, симфонии, сюиты, балеты — все это занимает важное место в мировой музыкальной культуре. Чайковскому принадлежит создание особого музыкального языка, органически связанного с широкой и буйной народной стихией и бытом современной ему эпохи. 1870-е гг. — взлет творчества композитора и время создания шедевров, покоривших весь мир: музыки к драме Островского «Снегурочка», Второй и Третьей симфоний, балета «Лебединое озеро» и др.
Николай Иванович Лобачевский
(1792-1856)
Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти 2000 лет работали ученые всего мира. Лобачевский в течение 40 лет преподавал в Казанском университете.
Первая русская кругосветная экспедиция
(1803—1806)
Крузенштерн И.Ф.
(1770– 1846)
Лисянский Ю.Ф.
(1773–1837) –
Большой вклад в развитие географической науки внесли русские путешественники. Первая русская кругосветная экспедиция (1803—1806) под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Были изучены острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин, полуостров Камчатка. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России.
Александр Сергеевич Пушкин
(1799–1837)
Основоположник русского реализма - гениальный Александр Сергеевич Пушкин. Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества.
Лев
Николаевич
Толстой
(1828-1910)
Во второй половине XIX в. и в первой половине XX в. творил гений мысли и слова Лев Николаевич Толстой . Он стал нравственным авторитетом для людей всего мира, ибо в своем творчестве ставил вопросы, которые волнуют людей и поныне, и разрешал их с гуманистических позиций.
Литература России представлена не только произведениями русских писателей — она многонациональна. Передовые идеи, понимание истории, художественные средства писатели народов России черпали в русской классической литературе.
Хохломская роспись
Хохломская роспись — это самобытный русский народный промысел, существующий более 300 лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье. Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом вызолачивания изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в золотые без использования драгоценного металла. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни.
Гжельская керамика
Гжельская керамика — обобщенное название художественных изделий из полуфаянса, фаянса, фарфора, характерных для народных промыслов, развивавшихся с середины XVIII в. в селении Гжель и ближайших районах. Изготавливали тарелки, кружки, кувшины, но самые замечательные — самобытные квасники — сосуды кольцеобразной формы на ножках, с отверстием в середине. Основной объем делали из заранее заготовленных глиняных колец и ленты для торцевой поверхности, затем эти детали соединяли и склеивали жидкой глиной. Композиция дополнялась забавными лепными фигурками. Роспись производили зеленой, коричневой и желтой красками. К середине XIX в. стал вырабатываться стиль, по которому легко узнаются современные гжельские изделия, — роспись синим кобальтом по белому фону.
Тула- кузница русского оружия
Тульский музей оружия
С XVI в. Тула — кузница русского оружия. С тех самых пор тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п. Большую роль в становлении Тулы как оружейной столицы сыграли две личности: Петр I и Никита Демидов. Туляки — известные мастера по изготовлению именно декоративного оружия, украшающего известнейшие коллекции мира.
Якутский народный героический
эпос олонхо
Согласно якутской мифологии вселенная делится на три мира
Якутский народный героический эпос олонхо. В 2004 г. он был признан ЮНЕСКО шедевром нематериальной культуры человечества. В олонхо нашли отражение верования наших предков — древних якутов. По их представлениям, существуют три мира: верхний (небо — обитель богов), средний (земля — место пребывания людей) и нижний (преисподняя Юеден — обиталище абаасы). Самобытная мифология якутов нашла отражение в творчестве многих якутских художников, но «певцом олонхо» справедливо считают Тимофея Андреевича Степанова. Его часто называли также олонхосутом в живописи, сумевшим средствами изобразительного искусства выразить всю глубину содержания древних преданий и верований народа саха.
Верхний - небо
Средний - земля
Нижний-преисподняя Юедеи
Искусство народов Дагестана
Возникновение и развитие самобытного искусства народов Дагестана относится к глубокой древности. Многочисленные находки, обнаруженные во время археологических раскопок, говорят о существовании на территории Дагестана почти всех видов искусств, связанных обработкой камня, глины, дерева, металла.
В основе материальной культуры горцев, включающей не только бытовую утварь, одежду, мебель, ковры, но и орудия труда, оружие, каменные и деревянные детали архитектурного декора, могильные стелы, лежат все виды художественных ремесел — ткачество, вышивка, золотое шитье, узорное вязание, выделка кожи и войлока, гончарное, бронзолитейное и медночеканное дело, оружейное и ювелирное производство, резьба по дереву и камню и многое другое.
Большой театр
Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) — крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 г. Первоначально труппа его была единой (одновременно драматической, оперной и балетной) и состояла из крепостных актеров и музыкантов, выкупленных казной. С 1784 г. в ведение театра перешла балетная школа Воспитательного дома. В современном Большом работает труппа из 900 актеров.