СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе "Стихотворные размеры"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Стихотворные размеры"»

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

ЦЕЛИ УРОКА: Знакомить с трехсложными размерами стиха. Учить различать двусложные и трехсложные размеры стиха. Совершенствовать умение определять размер стихотворения.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Знакомить с трехсложными размерами стиха.
  • Учить различать двусложные и трехсложные размеры стиха.
  • Совершенствовать умение определять размер стихотворения.
СТРОФА Строфа - это группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собою определенной рифмой, ритмом и интонацией.  Чаще всего встречаются строфы из 4 строк.

СТРОФА

  • Строфа - это группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собою определенной рифмой, ритмом и интонацией.
  • Чаще всего встречаются строфы из 4 строк.
ЧТО ТАКОЕ РИФМА? Рифма – это созвучия в конце стихотворных строк.  Не чует погибели близкой Канут, (а)  Он едет к беде неминучей, (б)  Кругом соловьи, заливаясь, поют.(а)  Шиповник алеет пахучий …(б)  А.К. Толстой.

ЧТО ТАКОЕ РИФМА?

  • Рифма – это созвучия в конце стихотворных строк.

Не чует погибели близкой Канут, (а)

Он едет к беде неминучей, (б)

Кругом соловьи, заливаясь, поют.(а)

Шиповник алеет пахучий …(б)

А.К. Толстой.

ВИДЫ РИФМЫ 1. Перекрестная - а б а б 2. Кольцевая (или опоясывающая) - а б б а 3. парная - а а б б

ВИДЫ РИФМЫ

1. Перекрестная - а б а б

2. Кольцевая (или опоясывающая) - а б б а

3. парная - а а б б

ПЕРЕКРЕСТНАЯ Не чует погибели близкой Канут , (а) Он едет к беде неминучей , (б) Кругом соловьи, заливаясь, поют , (а) Шиповник алеет пахучий … (б)  А.К. Толстой

ПЕРЕКРЕСТНАЯ

Не чует погибели близкой Канут , (а)

Он едет к беде неминучей , (б)

Кругом соловьи, заливаясь, поют , (а)

Шиповник алеет пахучий … (б)

А.К. Толстой

КОЛЬЦЕВАЯ  (ИЛИ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) Месяц плывет (а) И тих и спокоен, (б) А юноша-воин (б) На битву идет. (а)  М.Ю. Лермонтов

КОЛЬЦЕВАЯ (ИЛИ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ)

Месяц плывет (а)

И тих и спокоен, (б)

А юноша-воин (б)

На битву идет. (а)

М.Ю. Лермонтов

ПАРНАЯ Кто скачет. Кто мчится под хладною мглой ?(а Ездок запоздалый, с ним сын молодой .(а) К отцу, весь издрогнув, малютка приник ;(б) Обняв, его держит и греет старик . (б)  Гёте

ПАРНАЯ

Кто скачет. Кто мчится под хладною мглой ?(а

Ездок запоздалый, с ним сын молодой .(а)

К отцу, весь издрогнув, малютка приник ;(б)

Обняв, его держит и греет старик . (б)

Гёте

Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью. Ударные и безударные слоги в стихотворении чередуются. Такая группа слогов в поэзии носит название стопы
  • Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.
  • Ударные и безударные слоги в стихотворении чередуются. Такая группа слогов в поэзии носит название стопы
ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫ ХОРЕЙ – ударение падает на ПЕРВЫЙ слог.  / __ __ ЯМБ – ударение падает на 2 слог.  / __ __

ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫ

  • ХОРЕЙ – ударение падает на ПЕРВЫЙ слог.

/

__ __

  • ЯМБ – ударение падает на 2 слог.

/

__ __

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

  • Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
  • Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА АМФИБРАХИЙ  – ударение на 2 слог.  / ___ ___ ___ АНАПЕСТ – ударение на 3 слог.  / ___ ___ ___

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА

АМФИБРАХИЙ – ударение на 2 слог.

/

___ ___ ___

АНАПЕСТ – ударение на 3 слог.

/

___ ___ ___

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХА Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой… Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг…

ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХА

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой…

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг…

Вывод Стихотворный размер является основой стиха. Однако главное в нем – чувства, мысли его творца.

Вывод

  • Стихотворный размер является основой стиха.
  • Однако главное в нем – чувства, мысли его творца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!