Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе "Стихотворные размеры"»
СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
ЦЕЛИ УРОКА:
- Знакомить с трехсложными размерами стиха.
- Учить различать двусложные и трехсложные размеры стиха.
- Совершенствовать умение определять размер стихотворения.
СТРОФА
- Строфа - это группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собою определенной рифмой, ритмом и интонацией.
- Чаще всего встречаются строфы из 4 строк.
ЧТО ТАКОЕ РИФМА?
- Рифма – это созвучия в конце стихотворных строк.
Не чует погибели близкой Канут, (а)
Он едет к беде неминучей, (б)
Кругом соловьи, заливаясь, поют.(а)
Шиповник алеет пахучий …(б)
А.К. Толстой.
ВИДЫ РИФМЫ
1. Перекрестная - а б а б
2. Кольцевая (или опоясывающая) - а б б а
3. парная - а а б б
ПЕРЕКРЕСТНАЯ
Не чует погибели близкой Канут , (а)
Он едет к беде неминучей , (б)
Кругом соловьи, заливаясь, поют , (а)
Шиповник алеет пахучий … (б)
А.К. Толстой
КОЛЬЦЕВАЯ (ИЛИ ОПОЯСЫВАЮЩАЯ)
Месяц плывет (а)
И тих и спокоен, (б)
А юноша-воин (б)
На битву идет. (а)
М.Ю. Лермонтов
ПАРНАЯ
Кто скачет. Кто мчится под хладною мглой ?(а
Ездок запоздалый, с ним сын молодой .(а)
К отцу, весь издрогнув, малютка приник ;(б)
Обняв, его держит и греет старик . (б)
Гёте
- Стихотворная речь выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.
- Ударные и безударные слоги в стихотворении чередуются. Такая группа слогов в поэзии носит название стопы
ДВУСЛОЖНЫЕ СТОПЫ
- ХОРЕЙ – ударение падает на ПЕРВЫЙ слог.
/
__ __
- ЯМБ – ударение падает на 2 слог.
/
__ __
ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХОТВОРЕНИЯ
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…
- Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
- Белеет парус одинокий В тумане моря голубом…
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ СТИХА
АМФИБРАХИЙ – ударение на 2 слог.
/
___ ___ ___
АНАПЕСТ – ударение на 3 слог.
/
___ ___ ___
ОПРЕДЕЛИТЕ РАЗМЕР СТИХА
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг…
Вывод
- Стихотворный размер является основой стиха.
- Однако главное в нем – чувства, мысли его творца.