СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.

 Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить изучение поэмы « Мцыри»;
  • дать характеристику Мцыри как романтическому герою;
  • определить способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова  «Мцыри»; 
  • продолжить обучение работы с текстом художественного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцыри». Мцыри как романтический герой»»

М.Ю.Лермонтов. Анализ поэмы «Мцыри».  Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

М.Ю.Лермонтов.

Анализ поэмы

«Мцыри».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст

Задачи:  Развивать навыки анализа текста. Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. Выявить структурные особенности поэмы. Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать интерес к творчеству поэта. I

Задачи:

Развивать навыки анализа текста.

Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Выявить структурные особенности поэмы.

Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать интерес к творчеству поэта.

I

 Добрый день!   Мы сегодня снова будем читать, Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошёл каждому впрок,  Активно включайся в работу, дружок!

Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

Учимся понимать текст   Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.

Учимся понимать текст

Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя.

Учимся понимать текст  Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.

Учимся понимать текст

Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.

Учимся понимать текст  Для романтизма характерны следующие черты: Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.). Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Учимся понимать текст

Для романтизма характерны следующие черты:

  • Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.
  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
  • Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

Словарная работа:  Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.     Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».
  • Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности. Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Сюжет - основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа: Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст 1)  Пролог (1 глава) -О чём мы узнаём в прологе? - Где происходят события поэмы? - Дайте описание монастыря.

Учимся понимать текст

1) Пролог (1 глава)

-О чём мы узнаём в прологе?

- Где происходят события поэмы?

- Дайте описание монастыря.

Учимся понимать текст  Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .

Учимся понимать текст

Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .

Учимся понимать текст Предыстория главного героя ( 2 глава). -Куда ехал и кого вёз русский генерал? - Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре? - Как он выглядел? Составьте его описание.

Учимся понимать текст

Предыстория главного героя ( 2 глава).

-Куда ехал и кого вёз русский генерал?

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

- Как он выглядел? Составьте его описание.

Учимся понимать текст  Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.

Учимся понимать текст

Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.

Словарная работа: Занемочь – заболеть,  захворать. Томиться – мучиться. Призреть – дать приют и пропитание. Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.  Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Словарная работа:

  • Занемочь – заболеть, захворать.
  • Томиться – мучиться.
  • Призреть – дать приют и пропитание.
  • Изречь монашеский обет -принять монашество, стать монахом.

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,

Учимся понимать текст -Как жил мальчик в монастыре? -Почему он смотрел на восток? -Что хотел сделать он во цвете лет? -Что с ним случилось? -Как он выглядел?

Учимся понимать текст

-Как жил мальчик в монастыре?

-Почему он смотрел на восток?

-Что хотел сделать он во цвете лет?

-Что с ним случилось?

-Как он выглядел?

Учимся понимать текст - Исповедь Мцыри (3 -23 главы). Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?  Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.

Учимся понимать текст

- Исповедь Мцыри (3 -23 главы).

  • Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.

Учимся понимать текст -Что такое «исповедь»? Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

Учимся понимать текст

-Что такое «исповедь»?

Исповедь – откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

Учимся понимать текст Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?  Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».   

Учимся понимать текст

  • Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

 

Учимся понимать текст  -Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)  (Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.     

Учимся понимать текст

-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)

(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.

 

Учимся понимать текст  - Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?  Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение ).     

Учимся понимать текст

- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение ).

 

Учимся понимать текст  -С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)

Учимся понимать текст

-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст

Учимся понимать текст -Как поэт описывает природу ночью? -Какую цель Мцыри имел в душе? -Почему, находясь в лесу, он был голодный? -Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?

Учимся понимать текст

-Как поэт описывает природу ночью?

-Какую цель Мцыри имел в душе?

-Почему, находясь в лесу, он был голодный?

-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?

Учимся понимать текст -С кем он встретился ночью в лесу? -Как поэт описывает барса? (гл.16) -Опишите бой с барсом. (гл.17-18)

Учимся понимать текст

-С кем он встретился ночью в лесу?

-Как поэт описывает барса?

(гл.16)

-Опишите бой с барсом.

(гл.17-18)

Учимся понимать текст -Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?    Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .

Учимся понимать текст

-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?

  Мужественный, бесстрашный, отважный, смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой .

Учимся понимать текст - Что же для Мцыри значит «жить»? «Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

Учимся понимать текст

- Что же для Мцыри значит «жить»?

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

Учимся понимать текст - Какова последняя просьба главного героя?  (Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).

Учимся понимать текст

- Какова последняя просьба главного героя?

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).

     ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».

Рефлексия  хорошо усвоил       отлично усвоил и могу применить на практике   усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно

Спасибо  за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!