«Токарное дело»
Составитель программы учитель технологии Балтабаев Марат Бопышевич
В природе все продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи
О деле суди по исходу.
Овидий
Авторская программа курса «Токарное дело»
Программа
предоставляет возможности
для всестороннего развития
и самоутверждения личности
путем формирования
любви к труду
Актуальность
Данный курс направлен на формирование знаний о технологических процессах и машиноведении, развитие трудовой культуры личности, воспитание трудолюбия, ответственности и самостоятельности.
Поэтому введение токарного дела как прикладного курса объясняется следующими факторами:
- -Возрастанием требований к квалификации рабочих, к интеллектуальной, содержательной стороне трудовой деятельности;
- -Освоением школьниками современных технологических процессов, оборудования;
- -Необходимостью формирования уважения к трудовой деятельности и людям труда.
Цель данного курса
заключается в трудовом воспитании учащихся путем стимулирования интереса к машиноведению, к технологическим процессам, формирования практических навыков
и развития культуры труда.
Задачи курса
- Приобретение учащимися системных знаний о машиноведении, машиностроении, материаловедении, элементах техники, деревообработке, электротехнике, о процессе резания.
- Овладение учащимися приемами точения сложных поверхностей, формирование навыков работы на станках, умения работать с технологической документацией, читать чертежи, технологические карты.
- Углубление представления о многомерности технологического процесса, о тенденциях развития машиностроения и станкостроения.
- Воспитание ценностно-ориентированной личности, освоившей лучшие трудовые традиции и проникнутой уважением к людям труда.
Методы обучения
1.Объяснительно- демонстрационный метод
2. Метод иллюстрационного обучения
3. Репродуктивный метод
3. Индуктивный метод
4. Словесный метод
5. Информационно-рецептивный метод
6. Метод формирования умений
7. Метод упражнений
8. Практический метод
9. Проблемный метод
10. Частично-поисковый метод
11. Метод проверки знаний, умений, навыков
Межпредметные связи:
Геометрия
Материаловедение
Машиноведение
Механика
Психология
Столярное дело
Слесарное дело
Менеджмент
Физика
Черчение
Экономика
Электротехника
Методическое обеспечение
Курс рассчитан на 34 часа в год
Методологическая основа занятий:
- Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия.- Москва: Просвещение, 1982.
- Белецкий Н.Г. Справочник токаря-универсала. - Москва: Машиностроение, 1987.
- Блюмберг В.А., Зазерский Е.И. Справочник токаря. – Ленинград: Машиностроение, 1981.
- Гинер П.Г. О чем молчат чертежи. – Москва: Металлургия, 1983.
- Денежный П.М. Токарное дело. –Москва: Высшая школа, 1985.
- Душков Б.А. Индустриально-педагогическая психология. – Москва: Просвещение, 1989.
- Карабанов И.А. Технология обработки древесины - Москва: Просвещение, 2002.
- Лернер П.С. Токарное дело. Москва: Просвещение, 1990.
- Муравьев Е.М. Слесарное дело. – Москва: Просвещение, 1984.
- 10. Мызников В.А. Столярное дело. Москва: 1971.
- 11.Сахаров В.Ф. Профессиональная ориентация школьников. – Москва: Просвещение, 1982.
- 12.Соломатина Н.А. Настольная книга плотника-столяра. – Москва: Изд-во Эксмо, 2006.
- 13.Справочник по трудовому обучению. Под ред. И.А.Карабанова.- Москва: Просвещение,1992.
- 14.Учитель по имени Труд /сост.: Л.Н.Гущин. – Москва: Политиздат, 1986.
Целесообразность курса
- Курс влияет на формирование характера, воспитание личности учащегося;
- Курс ориентирует учащихся на получение упорядоченных и концентрированно оформленных знаний, полезных навыков и умений, а также их применение в необходимых жизненных обстоятельствах;
- Данный курс направлен на выявление и развитие творческого потенциала личности. Особое значение придается усвоению теоретических знаний и развитию практических навыков;
- Критерии качества данного курса связаны с усвоением теоретических знаний и с овладением навыками работы на станках.
Формы работы
Практикоориентированный характер:
- Изучение токарного дела
- Наладка и техобслуживание станков
- Ремонт оборудования
- Заточка инструментов и резцов
- Практическая работа (точение)
- Работа со специальной литературой
- Участие в конкурсах, прикладных проектах
Это увлекательно
Мужское дело
Профориентация:
- Токарь-универсал
- Заточник
- Плотник
- Сверловщик
- Слесарь-инструментальщик
- Станочник деревообрабатывающих станков
- Станочник широкого профиля
- Столяр деревообработки
- Строгальщик
- Фрезеровщик
- Шлифовальщик
Продукт программы
Ценностно-ориентированная личность:
- с сильным характером, с наглядно-образным мышлением, целеустремленная, трудолюбивая;
- обладающая универсальными умениями и навыками, освоившая токарные, деревообрабатывающие станки;
- освоившая лучшие трудовые традиции и проникнутая уважением к людям труда;
- высококвалифицированные специалисты, ударники труда, передовики производства;
- общественно-политические деятели.
Вместо эпилога
Дело тем верней свершишь, чем важней его считаешь
Плавт
Дело стоит труда. Где дело само за себя говорит, к чему слова
М.Т. Цицерон
Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим
Л.Н.Толстой