Урок химии по теме “ Коррозия металлов и способы защиты от коррозии "
Подготовила учитель химии СШ РГКП «Республиканский центр реабилитации для детей и подростков»
Лепесбаева Сандугаш Кайратовна
Цели урока:
сформировать представление учащихся о механизме коррозийных процессов, об их последствиях и способах защиты от коррозии;
развивать умение работать с опорным конспектом, наблюдать, делать выводы;
воспитывать эмоциональное отношение к изучаемому явлению.
В III до нашей эры
на острове Родос был построен
маяк в виде огромной
статуи Гелиоса. Колосс
Родосский считался одним
из семи чудес света, однако
просуществовал всего 66 лет
и рухнул. У Колосса
Родосского бронзовая
оболочка была смонтирована
н а железном каркасе. Под
действием влажного,
насыщенного солями
средиземноморского воздуха
железный каркас разрушился.
Что является символом Парижа? – Эйфелева башня. Она неизлечима больна, ржавеет и разрушается, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.
Чугун
Сталь
Сплав железа с углеродом (2-4%)
При добавлении легирующих элементов улучшает качества
Применяется в фасонном литье
Сплав железа с углеродом (меньше 2%)
Коррозия – рыжая крыса,
Грызёт металлический лом.
В. Шефнер
Ежегодно в мире «теряется»
до ¼ произведённого железа…
Знать – значит победить !
А.Н.Несмеянов
Путешествие по царству «Рыжего дъявола»
ст. Информационная
ст. Экспериментальная
ст. Практическая
Коррозия
разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды.
Виды коррозии
Химическая коррозия
- вид коррозии, протекающий в средах, непроводящих электрический ток. Коррозия происходит в результате взаимодействия металла с разрушающим его веществом.
Образование окалины при взаимодействии материалов на основе железа при высокой температуре с кислородом :
8ē
3Fe 0 + 2O 2 0 → (Fe +2 Fe 2 +3 ) O 4 -2
Видео- фрагмент
Лабораторный опыт – накаливание медной проволоки
Электрохимическая коррозия
- в среде электролита возникает электрический ток при контакте двух металлов (или на поверхности одного металла, имеющего неоднородную структуру);
- коррозия напоминает работу гальванического элемента: происходит перенос электронов от одного участка металла к другому (от металла к включению).
Видео- фрагмент
Коррозия металла на влажном воздухе
Образующиеся на аноде ионы Fe2+ окисляются до Fe3+ :
4Fe2+ ( водн .) + O2 ( г .) + (2 n + 4)H2O ( ж .) = 2Fe2O3• n H2O ( тв .) + 8H+ ( водн .)
№ 4
№ 3
№ 2
№ 1
№ 5
Fe
Cu
Fe
Fe
Fe
Fe
Zn
NaCl
NaCl
H 2 O
NaCl+NaOH
NaCl
Сравним результаты опытов № 2 и № 5
Железо слабо прокорродировало в воде, в чистой воде коррозия идет медленнее, т. к. вода слабый электролит.
Сравним результаты опытов № 1 и № 2
Добавка к воде NaCl усиливает коррозию Fe . добавка к раствору NaCl – NaOH , как видно из опыта, наоборот ослабила коррозию, ржавчины нет.
Т. о. скорость коррозии данного металла зависит от состава омывающей среды. Одни составные части омывающий металл среды, в частности Cl - - ионы усиливают коррозию металлов, другие составные части могут ослаблять коррозию. Коррозия Fe ослабевает в присутствии OH - - ионов.
Сравним результаты опытов № 2 и № 4
В обоих случаях Fe находится в одном и том же растворе, но в одном случае оно соприкасается с цинком, а в другом нет.
В пробирке № 2 осадок бурого цвета – это ржавчина, а в пробирке № 4 осадок – белого цвета – это Zn ( OH )2
Вывод: В опыте № 4 корродировало не Fe , а Zn , т. к. железо почти не корродирует, если оно соприкасается с цинком.
Окисляется Zn , как более активный металл
А (-)
отщепляющиеся от его атомов
перемещаются на поверхность Fe и
восстанавливают
К (+) Fe
Сравним результаты опытов № 2 и № 3
В обоих случаях Fe находится в одном и том же растворе, но в одном случае оно соприкасается с медью, а в другом нет. В обеих пробирках произошла коррозия и появился бурый осадок ржавчины.
В пробирке №2 ржавчины получилось меньше, чем в пробирке №3.
Вывод: таким образом, коррозия и ржавление железа сильно усиливается, когда оно соприкасается с медью.
А (-)
К (+) Cu
Реакция растворенного в воде кислорода с железом приводит к образованию бурой ржавчины.
Коррозия металла резко усиливается, если он соприкасается с каким-либо другим, менее активным металлом, т. е. расположенным в электрохимическом ряду напряжений металлов правее его. Но коррозия замедляется, если металл соприкасается с другим металлом, расположенным левее в электрохимическом ряду напряжений металлов, т. е. более активным.
Защита от коррозии
- Изоляция металла от среды - Изменение состава металла (сплава) - Изменение среды
Барьерная защита
- механическая изоляция поверхности при использовании поверхностных защитных покрытий:
- неметаллических ( лаки, краски, смазки, эмали, гуммирование (резина), полимеры);
- металлических ( Zn, Sn, Al, Cr, Ni, Ag, Au и др.);
- химических ( пассивирование концентрированной азотной кислотой, оксодирование, науглероживание и др.)
Барьерная защита
Какое поверхностное
защитное покрытие
использовалось
в данном случае?
К какой группе
поверхностных
защитных покрытий
оно относится?
Барьерная защита
Какое поверхностное
защитное покрытие
использовалось
в данном случае?
К какой группе
поверхностных
защитных покрытий
оно относится?
Видео- фрагмент
Изменение состава металла (сплава)
Протекторная защита
- добавление в материал покрытия порошковых металлов, создающих с металлом донорские электронные пары; создание контакта с более активным металлом (для стали - цинк, магний, алюминий).
Под действием агрессивной среды постепенно растворяется порошок добавки, а основной материал коррозии не подвергается.
К основной конструкции прикрепляются заклёпки или пластины из более активного металла, которые и подвергаются разрушению. Такую защиту используют в подводных и подземных сооружениях.
Изменение состава металла (сплава)
Электрозащита
Пропускание электрического тока в направлении, противоположном тому, который возникает в процессе коррозии.
Изменение состава металла (сплава)
В повседневной жизни человек чаще всего встречается с покрытиями железа цинком и оловом. Листовое железо, покрытое цинком, называют оцинкованным железом, а покрытое
оловом – белой жестью. Первое в больших количествах идет на кровли домов, а из второго изготавливают консервные банки .
Видео- фрагмент
Изменение состава металла (сплава)
Легирование
Введение в металл легирующих добавок: Cr, Ni, Ti, Mn, Mo, V, W и др.
Изменение среды
Ингибирование
Введение веществ, замедляющих коррозию (ингибиторов):
- для кислотной коррозии : азотсодержащие органические основания, альдегиды, белки, серосодержащие органические вещества;
- в нейтральной среде : растворимые фосфаты ( Na 3 PO 4 ) , дихроматы (K 2 Cr 2 O 7 ) , сода (Na 2 CO 3 ) , силикаты ( Na 2 SiO 3 ) ;
- при атмосферной коррозии : амины, нитраты и карбонаты аминов, сложные эфиры карбоновых кислот.
Изменение среды
В какой пробирке гвоздь не заржавел и почему ?
Изменение среды
Деаэрация - удаление веществ, вызывающих коррозию :
- Деаэрация - удаление веществ, вызывающих коррозию :
- Деаэрация - удаление веществ, вызывающих коррозию :
- Деаэрация - удаление веществ, вызывающих коррозию :
- Деаэрация - удаление веществ, вызывающих коррозию :
- нагревание воды; пропускание воды через железные стружки; химическое удаление кислорода
- нагревание воды; пропускание воды через железные стружки; химическое удаление кислорода
- нагревание воды; пропускание воды через железные стружки; химическое удаление кислорода
- нагревание воды; пропускание воды через железные стружки; химическое удаление кислорода
- нагревание воды;
- пропускание воды через железные стружки;
- химическое удаление кислорода
(например, 2 Na 2 SO 3 + O 2 → 2Na 2 SO 4 ) .
- (например, 2 Na 2 SO 3 + O 2 → 2Na 2 SO 4 ) .
- (например, 2 Na 2 SO 3 + O 2 → 2Na 2 SO 4 ) .
- (например, 2 Na 2 SO 3 + O 2 → 2Na 2 SO 4 ) .
- (например, 2 Na 2 SO 3 + O 2 → 2Na 2 SO 4 ) .
Подумай и объясни (домашнее задание)
1. В раствор хлороводородной (соляной) кислоты поместили пластинку из Zn и пластинку из Zn , частично покрытую Cu . В каком случае процесс коррозии происходит интенсивнее? Ответ мотивируйте, составив электронные уравнения соответствующих процессов.
2. Как протекает атмосферная коррозия железа, покрытого слоем никеля, если покрытие нарушено? Составьте электронные уравнения анодного и катодного процессов.
Рефлексия
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
3.Урок для меня показался
4. Мое настроение
6. Материал урока мне был