Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовы утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра
ТАЙНЫ АКТЕРСКОГО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Костюм, грим и маска, или Магическое « если бы »
Автор составитель учитель ИЗО, МХК
Канищева Оксана Анатольевна
МБОУ «Вересаевская средняя школа»
Внешний облик героя – отражение его внутреннего мира и характера
Цель актерского искусства – лицедейство, игра, в которой ты превращаешься в кого-то другого. Конечно, это перевоплощение условно. Ты не становишься Ромео и Джульеттой, но живешь на сцене их жизнью, их чувствами.
Существуют два способа актерского перевоплощения: внешнее (коренится в традициях театра представления ) и внутреннее (коренится в традициях театра переживания )
В театре представления актер скрывается за личиной своего героя – маской – в прямом и переносном смысле. Он скорее представляет персонаж, изображает его характер и поведение, нежели живет его жизнью.
Средства внешней выразительности : грим и пластика, особенности дикции и костюма.
В театре переживания смыслом творчества актера становится рождение на сцене полнокровного образа, когда зритель следит за развитием судьбы героя, изменениями его характера и происходит « воплощение на сцене жизни человеческого духа » (К.С.Станиславский)
Конечно, это остается театральной игрой, но использование средств внешней выразительности (костюм, парик и грим) в этом случае служит для воплощения динамично живущего образа, его жизненной и сценической характеристики
Театральный костюм - это средство преображения актера и один из элементов игры.
Прежде чем костюм « заиграет » , он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения .
Первая стадия создания костюма - переговорная.
Режиссер доносит до художника свое видение будущего спектакля, делает словесные наброски образов, озвучивает концепцию и идею произведения.
Художник на основе полученной, зачастую размытой информации создает наброски и эскизы.
В этот момент придумывается целый мир, который потом воплотится на сцене.
Образ, найденный художником, должен понравиться не только ему, но и актеру, для которого предназначен этот костюм.
И здесь могут проявиться несовпадения во взглядах и концепциях.
Следующий этап - показ эскизов режиссеру
Все ткани художник ищет сам, или поручает это своим помощникам - конфекционерам или художникам-технологам.
У каждого театрального художника по костюмам есть своя палитра тканей, которая копится всю жизнь.
Затем, исходя из эскизов и подобранных материалов, составляется смета на данный костюм.
Далее следует выбор материала для костюма.
После этого заказ идет в мастерские
Художник должен довести до своих коллег-технологов и конструкторов свое видение будущих костюмов и свои пожелания. Эти специалисты могут сконструировать костюм с учетом пластики и индивидуальных особенностей актера, избавить костюм от лишних деталей, если смета « поджимает » , и знают столько хитростей, что порой из лоскутков и подручных материалов могут сотворить настоящие чудеса.
В мастерских костюм раскраивается и шьется
Обычно костюм сначала шьется, потом расписывается. Вместо объемной или расшитой камнями вышивки часто используют рисунок специальной разведенной пастой – фунтиком.
Часто вместе с конструктором, художник придумывает маленькие хитрости, чтобы костюм выглядел эффектнее.
Первая примерка
Когда костюм-черновик готов, наступает пора первых примерок, обсуждений, корректировок.
Костюм должен « обжиться » на актере и не причинять ему дискомфорт во время игры.
Также важно, чтобы костюм не просто был хорош сам по себе, но и вписывался в общую визуальную концепцию спектакля.
Ну, вот и готов костюм. Простенький или шикарный, современный или исторический. В него вложили столько труда и души режиссер, художник по костюмам, конструктор, технолог, закройщик, швея....
И все для того, чтобы этот костюм заиграл на сцене. Чтобы зритель оценил и его, и все создатели этого костюма заслуженно получили свою долю аплодисментов.
Каждый костюм, как человек, проживает свою жизнь.
От эскиза и отреза ткани до (если повезет) элемента музейной экспозиции.
Карнавальный
Национальный
костюм
костюм
Классификация
костюма
Игровой
костюм
Праздничный
костюм
Сценический
костюм
МАСКИ
Маска – это специальная накладка на лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды и т. п.) с вырезами для глаз, а также человек с такой накладкой.
КАРНАВАЛЬНЫЕ
Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры.
РИТУАЛЬНЫЕ
На ритуальных празднествах перед зрителями в масках и костюмах изображались самые разнообразные благожелательные и вредоносные духи. Плясать в облике духа — лучший способ подчинить духа своему влиянию.
КОМИЧЕСКИЕ И ТРАГИЧЕСКИЕ
Изначально маска служила элементом костюма участников праздников.
В эпоху античности она олицетворяла трагические и комические типы персонажей.
По сути своей маска выражает только одну эмоцию - это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу ...
Маски придают таинственность
ГРИМ
Грим - от французского grime , буквально — забавный старикан, от староитальянского grimo — морщинистый - искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др
История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения.
Традиционный грим связан с
древнейшими военными
ритуальными обрядами
Народные актёры средневековья
(скоморохи, жонглёры)
раскрашивали лица сажей,
красящим соком растений.
Начнем с ТЕАТРАЛЬНОГО грима. Существуют следующие разновидности театрального грима:
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ (возрастной, национальный, исторический, портретный, характерный).
УСЛОВНЫЙ (жанровый, гротескный, сказочный).
Целью наложить театральный грим реалистического типа является создание жизнеподобного образа персонажа.
Условный грим основан на отказе от традиций реализма – преувеличении определенных особенностей, черт.
Легкий
театральный грим
Лёгкий театральный грим живописными методами для работы на близкой сцене. На лбу, висках и подбородке приклеены искусственные волосы. Рога из латекса на проволочном ободке.
Реалистический (исторический)
Живописный грим это использование только красок для создания объёма.
Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также накладных усов и бороды.
Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из латекса или силикона.
Условный грим:
Жанровый
Гротескный
Сказочный
(фантастический)
Возрастной грим
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дома выполнить грим условный или реалистический ( работать можно с одноклассниками, с членами семьи) .
Сделать фото-отчет своей работы.
РАБОТЫ ВЫПОЛНЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ
Величко Тимофей
8-а
Работа
Волковой Веры
8-б
Работа Рамазановой Диляры и Календаровой Алиме
8-а
Работа Егоровой Татьяны и Пижук Карины 8-а
Норкин Александр 8-б
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!