СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по географии "Азовское и Каспийское море-озеро".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по географии "Азовское и каспийское море-озеро". работая с картой учащиеся сравнивают  Азовское море и Каспийское море-озеро.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии "Азовское и Каспийское море-озеро".»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОРОЛЕВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогический совет Директор МБОУ ДОД ДЮТ Протокол № от ________________ О.А. Катунина





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Мир занимательной географии »



Срок реализации: 1год

Возраст обучающихся: 6-10 лет



Составитель: педагог дополнительного образования

Липатова Наталья Борисовна















Московская область, г. Королев

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



1.ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

    1. Актуальность и социальная значимость программы.

В современном образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого, что обеспечивает реализацию принципа преемственности в образовательном процессе.

Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Данная программа сохранит и разовьет интерес к познанию окружающего мира.

Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для младшего школьника объектам окружающей действительности

Программа «Мир занимательной географии» составлена и адаптирована к дополнительному образованию. География своими целями, задачами и содержанием образования способствует формированию функционально грамотной личности, то есть человека, пусть ещё и небольшого, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Основные принципы отбора содержания:

Цели образования определили специфику содержания и главные принципы отбора учебного материала начального курса географии.

Принцип доступности – он отражает линию научных основ содержания образовательной области «Земля», которая определяет развитие географических понятий, способствует генерализации отдельных фактов, закономерностей, проявляющихся на территории региона.

Принцип научности – позволяет обеспечивать соответствие содержания курса и требований современной науки, уровня её развития. Способствует развитию исследовательской деятельности воспитанников.

Принцип гуманистической направленности – особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой. Формируя целостный взгляд на окружающую природу и убеждённость в необходимости её охраны, закладывается экологическая составляющая образования.

Принцип практической направленности – реализован посредством включения географических знаний и умений в личностный опыт воспитанника. Это достигается путём выполнения практических работ и творческих заданий.

Краеведческий принцип – помогает воспитанникам установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом данной программы.

В этом составитель программы видит ее актуальность.

География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная география уникальная дисциплина. Уникальность её места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные и общественные ветви знания.

Более того, картографическая составляющая географии сближает её с группой информационно-технических наук. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь ребёнку осознать своё место в мире и понять тесную связь с окружающей природной и социальной средой. Изучение географии направлено на развитие личной ответственности воспитанника за всё происходящее в окружающем нас мире. География должна помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью в дальнейшем с точки зрения современной географической науки. География призвана помочь решить задачу выживания в современном мире, а географическое мышление должно стать частью общественного сознания, которое во многом формируется в детском возрасте. В этом состоит социальная значимость данной образовательной программы.

    1. Практическая значимость программы.

Особенность современного процесса обучения – переход от традиционного к личностно-ориентированному обучению, направленному на саморазвитие и самовоспитание. Поэтому основой изучения географического содержания может быть технология организации учебной деятельности воспитанника в рамках личностно-ориентированного обучения.

Задача ПДО при этом заключается в выявлении избирательности воспитанника к содержанию, виду, форме учебного материала, его мотивации, протекания процесса самореализации, предпочтения к видам деятельности.

Основу организации учебной деятельности составляет решение воспитанниками системы учебных географических задач, которые создают условия для развития комплексного стиля мышления, способствуют пространственному мышлению во временном аспекте, помогут решать географические проблемы, действовать в природе с позиции экологической целесообразности, уметь работать с географическими картами, справочниками, вести наблюдения.

Особое внимание уделяется развитию географической культуры – географическому языку, картографическим умениям. Важно, чтобы воспитанник понимал, зачем ему нужны знания о мире Земли, чтобы он умел их использовать в жизни. Особый акцент сделан на мировоззренческой основе географии, активное внедрение системного географического подхода к познанию окружающего мира с учётом возрастных интересов младшего школьника. Внимание к стихийным природным явлениям и процессам, а также советы и рекомендации о поведении в сложных ситуациях, связанных с природными бедствиями, призваны актуализировать соответствующие географические знания воспитанников.



1.3.Вид программы:

Программа модифицированная, адаптированная к условиям дополнительного образования детей. Программа разработана на основе научно-популярной, методической и учебной литературы по географии, опыта работы и обусловлена необходимостью иметь программу для воспитанников в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности.

1.4.Направленность программы: естественнонаучная.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

2.1.Цель программы: формирование основ первоначальных географических знаний из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, планетологии, палеонтологии, почвоведения, геоботаники, геозоологии и др.

Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе; формируют географическую культуру.



2.2. Задачи программы

Обучающие:

  • Обучить объяснению простейших взаимосвязей, процессов и явлений в природе;

  • сформировать представления о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;

  • сформировать представление об единстве природы и её частей;

  • сформировать представление о структуре и развитии во времени и пространстве основных геосфер; об особенности их взаимосвязей на планетарном, региональном и локальном уровнях;

  • обучить умению понимать результаты воздействия человека на состояние природы;

  • сформировать специфические географические и обще учебные умения;

  • обучить элементарным практическим умениям, необходимым при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;

  • обучить умению применять теоретические знания на практике - определение причин смены времен года, время суток;

  • обучить умению анализировать материалы наблюдений и экспериментов;

  • сформировать умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и аргументировать свое мнение;


Воспитательные:

  • формирование научного мировоззрения на основе философских обобщений достижения географических наук ;

  • содействовать эстетическому воспитанию обучающихся в процессе ознакомления с красотой нашей уникальной планеты, её месте в Солнечной системе, с универсальностью законов природы;

  • воспитание потребности в самообразовании;

  • воспитание самостоятельности и ответственности;

  • эмоционально-образные представления о структуре мироздания и месте человека в нем;

  • формирование общего уровня культуры воспитанников– экология, эстетика;

  • стремление к приобретению новых знаний и умений.

Развивающие:

  • формирование активной жизненной позиции при использовании географического образования;

  • развитие интеллекта обучающихся на основе ведущих идей курса географии;

  • развитие творческого мышления на основе изучения вопросов географии и экологии;

  • развитие воли, эмоций и способностей обучающихся.

  • интеграция личности в системе мировой и национальной культуры.



3.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.


Инновационность курса "Мир занимательной географии" заключается в том, что обучение воспитанников строится в режиме познавательной деятельности, активных форм организации учебного процесса, использования вариативных технологий на основе ИКТ, использования мультимедиа средств обучения географии, направленных на формирование опыта творческой деятельности воспитанников, индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) обучения. В работе предусмотрены темы по разработке проектов, мини-исследований, занятия исследования проблем, организации социальных проб, географических практик юного географа-следопыта, занятия заочного географического путешествия, защита творческих работ учащихся и т.п.









4. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА.

4.1. Возраст детей, их психологические особенности.

Программа разработана для обучающихся 1-4 классов. Дети этого возраста тянутся к знаниям, они очень любознательны. Им хочется знать больше и больше. Свои знания, полученные на занятиях, они успешно применяют на уроках в школе и очень этим гордятся. Количество детей в одной группе 12 человек 1-4 класса. Такое количество воспитанников обусловлено работой с детьми по подгруппам и индивидуально. В течение обучения им будут даваться домашние задания, и с ними будет проводиться индивидуальная работа.

4.2. Вид детской группы: профильная группа, постоянного состава.

4.3.Особенности набора детей в группу: набор свободный

4.4. Количество обучающихся: 10-12 человек .

5. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

5.1. Общее количество часов в год – 36 часов.

5.2. Количество часов и занятий в неделю – 1 час.

5.3. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.

6. ПРОЗИРУПРОГНОЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

6.1. К концу 1 года обучения воспитанники смогут знать:

  • отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;

  • как объяснять влияние притяжения Земли;

  • как связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

  • как наблюдать за погодой и описывать её;

  • как определять стороны света по солнцу и по компасу;

  • как пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

  • называть основные природные зоны и их особенности.

  • как оценивать правильность поведения людей в природе;

  • что надо уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.





Смогут уметь: объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;

  • называть основные особенности каждого времени года.

определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;



6.2.Механизм оценки достижений обучающихся ….

Для контроля полученных знаний и умений используется диагностическое тестирование на протяжении всего учебного курса группы в целом и отдельных учащихся, а при необходимости и соответствующая коррекция. Для этого применяются традиционные психологические диагностические и коррекционные методики, адаптированные к данной программе. Ребята также выполняют различные проверочные задания по пройденным темам.

Для контроля используются и такие формы, как тематические праздники, викторины, сюжетно-ролевые игры. Итоги реализации программы подводятся в форме выставки детских работ.

.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .







Тема

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение. Познакомимся. Окружающий мир и естественные науки. Это интересно.

2

1

1

Живая и неживая природа

2

1

1

Сезонные изменения в природе

4

2

2

Мир, в котором мы живём.

6

3

3

Явления природы. Явления в природе.

2

1

1

Географическая карта.

4

2

2

Природные зоны.

5

3

2

Моя страна

5

2

3

Путешествия в дальние страны

6

3

3

Итого

36

18

18



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

    1. Введение. Познакомимся. Окружающий мир и естественные науки. Это интересно. Представления древних о строении Земли.

    2. Живая и неживая природа. Отличительные черты. Игра «Подумай». Загадки. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения.

    3. Сезонные изменения в природе. Времена года. Признаки времен года. Растительный и животный мир.

    4. Мир, в котором мы живём. Строение Солнечной системы.

    5. Явления природы. Явления в природе.

    6. Географическая карта. Ориентирование. Северный и Южный полюса.

    7. Природные зоны. Тундра. Смешанный и лиственный лес. Тайга. Степь. Пустыня.

    8. Моя страна. Россия, Горы и равнины. Водоемы.

    9. Путешествия в дальние страны. Евразия. Страны. Животный растительный мир. Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки.
      Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
      Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
      Антарктида.  Животный мир Антарктиды





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

В работе с детьми младшего школьного возраста важно активное применение методов мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям, познавательной активности детей):

  • методы эмоционального и интеллектуального стимулирования,

  • творческие задания,

  • поощрение.



Основными методами организации учебно-познавательной деятельности являются:

  • словесные,

  • наглядные,

  • аудиовизуальные,

  • методы формирования интереса к предмету,

  • персептивные,

  • индуктивные и дедуктивные,

  • логические,

  • аудио визуальные,

  • проблемные и поисковые,

  • работа под руководством педагога,

  • самостоятельная работа,

  • взаимопроверка,

  • самопроверка,

  • гностические(по характеру познавательной деятельности: информационно-рецептивные, индуктивно-рецептивные .


Наиболее оптимальными формами организации учебных занятий младших школьников могут быть следующие формы:

  • игра (путешествие, имитация, сюжетно-ролевая игра),

  • эвристическая беседа,

  • проблемное изложение,

  • сказка,

  • заочная экскурсия,

  • демонстрация, иллюстрация,

  • соревнование,

  • беседа с игровыми элементами,

  • мини-лекции,

  • диалог,

  • создание ситуаций успеха,

  • сравнение,

  • аналогия,

  • анализ,

  • обобщение,

  • систематизация..

  • доклады,

  • компьютерные образовательные программы,

  • интеллектуальные игры,

  • тренировочные упражнения,

  • тесты,

  • викторины,

  • кроссворды,

  • инсценировки,

  • дидактические игры,

  • визуальные наблюдения,

  • сборники загадок с географическим содержанием,

  • изобразительная деятельность.

Основные формы контроля:

  • педагогическое наблюдение,

  • собеседование,

  • тестирование знаний на входном, промежуточном и итоговом этапах реализации программы.

Изучение географии для младшего школьного возраста заканчивается командными интеллектуальными играми, олимпиадами на звание «Лучший знаток географии», написанием докладов и рефератов на пройденные темы. Приобретенные учащимися знания по географии расширят их кругозор, помогут в освоении школьных программ по окружающему миру.

Знания теоретического материала и практических навыков и умений определяются контрольными тестами, географическими викторинами, выступлениями обучающихся на конкурсах и олимпиадах ДЮТ. В течение года (в начале, в середине и в конце) проводится мониторинг результатов обучения и развития воспитанников (входной, промежуточный, итоговый этапы). На следующий год обучения переводятся все обучающиеся освоившие содержание курса.

Работа с детьми проводиться в группах и подгруппах, в парах и индивидуально.

Расширились некоторые способы подачи географического материала: в форме игры, стихотворных текстов, представление персонажей или объектов в виде рисунков. Рисунки выступают как средство образного мышления или как опорные конспекты (знаки), представленные в художественном виде. Таким образом, творческие способности детей востребованы при изучении географии, т.к. используется доступный для ребят младшего возраста прием описания научного понятия посредством художественного или графического образа.



Перечень образовательных технологий для реализации программы.



  1. Педагогика сотрудничества.

  2. Игровые технологии.

  3. Технология уровневой дифференциации обучения.

  4. Групповые технологии.

  5. Личностно-ориентированное развивающее обучение.





Дидактические материалы для реализации программы.



  1. Карточки с заданиями.

  2. Контрольные задания.

  3. Тесты. Викторины.

  4. Набор дидактических игр на различные темы по географии.

  5. Набор кроссвордов.

  6. Компьютерные игры на географическую тему.

  7. Таблицы.

  8. Фотографии.

  9. DVD – диски с программами и фильмами.

  10. Альбомы с рисунками для раскрашивания.



DVD Video

    1. «Планеты» 4 диска.

    2. «Учим географию»

    3. «Путешествие капли воды»

    4. Сборник мультфильмов на сюжеты мифов Древней Греции.

CD - диски

      1. «География для малышей».

      2. «Окружающий мир».

      3. «География». Энциклопедия школьника.

      4. «География». Большая энциклопедия школьника.

      5. «Занимательная география».

      6. «Планета Земля». Большая детская энциклопедия.

      7. «Чудеса природы». Энциклопедия школьника.

      8. «Увлекательный мир географии».

      9. «Моя страна Россия».

      10. «Атлас мира».

      11. «Географический атлас».

Материально-технические средства для реализации программы.



1. Физическая карта мира.

2. Физическая карта России.

3. Компьютер, проектор для показа видеопрограмм.

4. Телевизор, видеоплеер для показа видеофильмов, мультфильмов.

5. DVD – диски с программами и фильмами.




ЛИТЕРАТУРА:

Для педагога:

1.ДьяконовК.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. «Современные методы географических исследований», Москва, Просвещение, 2006.

2. «Картография с основами топографии».Учебное пособие для педагогических вузов под редакцией Г.Ю. Грюнберга, Москва, Просвещение,2008.

3.Ладилова Н.Н. «Дидактические материалы по физической географии». Книга для учителя. Москва, Просвещение, 2007.

4.Малахов Н.В. «Межпредметные связи в формировании картографических знаний», Москва, Просвещение, 2007.

5.Герасимова Т.П., Крылова о.В. «Методическое пособие по физической географии», Москва, Просвещение, 2006.

6. «Задачи по географии» под редакцией А.Ф. Наумова, Москва, МИРОС, 2007.

7. «Методика обучения географии в школе» под редакцией Л.М. Панчешниковой, Москва, Просвещение, АО «Учебная книга», 2008.

8. Понурова А.К. «Проблемный подход в обучении географии в средней школе», Москва, Просвещение, 2007.

9. Петрусюк О. А., Смирнова М.С. «Сборник вопросов и указаний по географии», Москва, Новая школа, 2006.

10. «Тесты и вопросы по географии» Под редакцией К.В. Пашканга, Москва, Просвещение, 2006.





Для родителей:

1.Куприн А.М.»Занимательная география», Москва, Просвещение, 2007.

2.Максимов Н.А. «За страницами учебника географии», Москва, Просвещение, 2006.

3. Энциклопедия для детей, Том З: «География»- 3-е изд., Москва, Аванта+, 2006.

4.Пивоварова Г.П. «За страницами учебника географии», Москва, Просвещение, 2007.

5.Горохов В.А., Вишневская С.С. «ПО национальным паркам мира», Москва, Просвещение, 2007.

6.Пармузин Ю П. «Живая география», Москва, Просвещение, 2006.

7.Берлянт А.М. «Физическая география», Справочные материалы, Москва, Просвещение, 2008.

8.Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс», Москва, Просвещение, 2006.



Для детей:

1.Куприн А.М.»Занимательная география», Москва, Просвещение, 2007.

2.Максимов Н.А. «За страницами учебника географии», Москва, Просвещение, 2006.

3. Энциклопедия для детей, Том З: «География»- 3-е изд., Москва, Аванта+, 2006.

4.Пивоварова Г.П. «За страницами учебника географии», Москва, Просвещение, 2007.

5.Горохов В.А., Вишневская С.С. «ПО национальным паркам мира», Москва, Просвещение, 2007.

6.Пармузин Ю П. «Живая география», Москва, Просвещение, 2006.

7.Берлянт А.М. «Физическая география», Справочные материалы, Москва, Просвещение, 2008.

8.Гладкий Ю.Н. «Дайте планете шанс», Москва, Просвещение, 2006.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!