Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта работы по теме: "“ Внедрение технологии критического мышления в учебно-воспитательный процесс начальной школы".»
Полухина Лариса Анатольевна
Место работы: МБОУ СОШ №25
г.Химки
Должность: учитель начальных классов
Педстаж: 26 лет
Тема: “ Внедрение технологии
развития критического мышления
в учебно-воспитательный процесс
начальной школы”.
В каждом человеке есть СОЛНЦЕ,
только
дайте
ему
СВЕТИТЬ!
Сократ
Актуальность опыта, его практическая значимость
Основная идея предполагает развитие умственных навыков учащихся, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни:
Научно-понятийный аппарат
- Критическое мышление- это способность человека четко выделить проблему,которую необходимо решить,самостоятельно найти,обработать и проанализировать информацию;логически построить свои мысли,привести убедительную аргументацию; способность мыслить мобильно,выбирать верное решение проблемы;быть открытым к восприятию мнений других и одновременно принципиальным в отстаивании своей позиции.
- Образовательная технология развития критического мышления- это совокупность разнообразных педагогических приемов,которые побуждают учащихся к исследовательской творческой активности,создают условия для усвоения ими материала,обобще-ния полученных знаний.
Научно-теоретическое обоснование
- Основой технологии формирования критического мышления через чтение и письмо является теория сознательного обучения Л.С.Выготского .
- Современные исследователи в области методов развития критического мышления Д.Халперн,К. Мередит, Д.Стил, Ч. Темпл, М.В. Кларин, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и другие под критическим мышлением понимают совокупность качеств,умений,которые обусловят высокий уровень исследовательской культуры
ученика и учителя.
Раскрытие новых доказательсв, детализация исследований
На мой взгляд, очень важно научить младшего школьника слушать и слышать , в результате чего:
Использование методических приемов по развитию критического мышления дает возможность:
- формируется культура общения;
- устанавливается дисциплина;
- не допускается унижение личности;
- развивается самостоя-
- сделать уроки более интересными,современны-ми;
- активизировать познава-
тельность, активная ученическая позиция.
тельную деятельность учащихся;
- развивать творческие способности младших школьников.
Методические приемы
- Словарный «коллектив»
- Раньше – позже
- Дискуссия
- Кубирование
- Взаимоопросник
- Интервью
- Нарушенная последовательность
- Сюрприз
- Коммуникативная дея-
тельность
- Рюкзак
- Эссе
- Разноцветные мнения
- Магнит
- Круги знаний
- Логическая цепочка
- Предсказание по ключевым выражениям
- Ассоциативный куст
- Система обозначений “Помощь”
- Взаимообучение; джигсоу
- Управляемое чтение
- Кластер
- Понятийная таблица
- Графические методики(диаграммы, кругограммы)
Методические приемы
( круги знаний )
Ученики (учитель) замыкают кольца вокруг определенного понятия, выстраивая рассудження или обоснования.
Методические приемы ( диаграммы )
Красота
Внешняя
Внутренняя
ГаГрмонияГГ
Гармония
Урок литературного чтения
Г.Сапгир «Смеянцы»
(фрагменты урока)
Мотивация учебно-познавательной деятельности.
- Интерактивное задание « МАГНИТ».
(Дети называют слова и понятия,которые «притяги-
вает» слово ЮМОР).
Актуализация опорных знаний.
- Интерактивное задание « Круги знаний».
(Дети назыаают произведения детских писателей,
которые умели рассмешить).
Работа над стихотворением Г. Сапгира «Смеянцы».
- Словарная работа (образовать «смешную семью»).
- Рифмы (образовать рифмованные пары).
- Интерактивное задание « Ассоциативный куст».
( С кем ассоциировался образ Дракона у жителей
Хохотании?)
Творческие мини-проекты ко Дню Смеха (работа в группах).
- 1 группа- Проект « Коллаж сказок» (соединение нескольких
знакомых сказок единым сюжетом).
- 2 группа- Проект « Смешной словарь» (юмористические
толкования к словам).
- 3 группа- Проект « Незакомец для знакомого мульфильма»
(придумать новых персонажей для мультфильма
«Смешарики» ).
Рефлексия.
- Интерактивное задание «Разноцветные мысли».
- СИНИЙ - «Важно то,что…»
- КРАСНЫЙ - «Мне понравилось…»
- ЧЕРНЫЙ - «Меня огорчило…»
Результативность работы
- Проведение открытых уроков и мастер-классов для коллег школы и родителей учащихся (2015-2016 г.г.)
- Участие в муниципальном конкурсе «Лучший учитель-предметник»(апрель,2015 г.)
- Участие учащихся в конкурсах всероссийского и международного уровней по гуманитарным дисциплинам (2015-2016 г.г.)
- Тардаскин А.- призер Всероссийского конкурса сочинений в муниципальном туре ( сентябрь,2015)
Результативность работы
Литература
- Авгусманова Т.А. Развитие критического мышления в профессиональной подготовке социального педагога: Учебно-методическое пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2008.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006 .
Спасибо за внимание!