открытый урок в 6 классе подготовлен для планового районного медодического объединения учителей технологии.
Тема урока. Основы конструирования
и моделирования изделий из древесины.
Цель: научить учащихся основным правилам конструирования изделия.
Оборудование и инструменты: инструменты для разметки, заготовки, столярный верстак, столярный инструмент.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1.Из чего изготавливается масляная краска?
2.Какие операции необходимо выполнить перед окраской изделия?
3.Как и с помощью чего наносят краску на поверхность изделия?
II. Изложение нового программного материала.
Конструирование - это один из этапов создания изделия.
Конструирование начинается со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.
Далее подбирается материал изделия.
Перед разработчиком в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия.
Многовариантность называют вариативностью.
Вариативность присуща и внешнему виду - дизайну.
Так появилось множество различных конструкций столов, стульев, дверей и др.
Основные требования к изделию:
технологичность - наименьшие затраты времени, труда, средств, материалов;
прочность - восприятие заданной нагрузки без разрушения;
экономичность - при использовании не требует дополнительных расходов; надежность - служит безотказно в течение длительного срока.
При конструировании весьма важно подобрать нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и они были прочными.
Учитель поясняет преимущества и недостатки различных вариантов разметки.
Моделирование - один из приемов конструирования.
Модель - уменьшенный или увеличенный образец изделия.
Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).
III. Практическая часть.
Учащимся предлагается сконструировать несколько вариантов одного и того же изделия из древесины (эскизы).
IV. Заключительная часть.
Оценить выполненные эскизы учащихся.
Отметить наиболее талантливые.
Провести уборку помещения мастерской.
Цель:
- изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
- развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.
Оборудование: образцы изделий из древесины.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
- Какие размеры проставляются на чертеже детали призматической формы?
- Какие чертежи называются сборочными?
- В какой последовательности читается сборочный чертеж?
2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.
Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.
На доске:
- Только труд дает право на наслаждение жизнью. Н. А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
Иллюстративный рассказ.
Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование- это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:
- зрительное представление изделия;
- составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
- подбор необходимого материала;
- изготовление опытного образца;
- испытание на прочность и работоспособность;
- устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств).
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
- назначение - способность удовлетворять определенную потребность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
- коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
- моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуальный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
- типологическая функция вещи - образец ряда, она представляет целый класс вещей;
- репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
- декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование дает конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
- технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;
- прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;
- надежным, то есть безупречно работать длительное время;
- экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
- Эстетичным, то есть красивым, современным, модным
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответыучащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
- а) неэкономично;
- б) непрочно;
- в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наилучший вариант.
Одним из приемов конструирования является моделирование.
Модель- уменьшенная или увеличенная копия изделия.
Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
- Из примеров, выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
- Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами изделия.
- Предложите другие варианты изделий.
IV. Итог урока.
Оценка практической работы учащихся.
Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».