СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация открытого урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок в 6 классе подготовлен для планового районного медодического объединения учителей технологии.

Тема урока. Основы конструирования

и моделирования изделий из древесины.

 

Цель: научить учащихся основным правилам конструирования изделия.

 

Оборудование и инструменты: инструменты для разметки, заго­товки, столярный верстак, столярный инструмент.

 

Ход урока.

 

I. Вводная часть.

1.Из чего изготавливается масляная краска?

2.Какие операции необходимо выполнить перед окраской из­делия?

3.Как и с помощью чего наносят краску на поверхность изделия?

 

II. Изложение нового программного материала.

Конструирование - это один из этапов создания изделия.

Конструирование начинается со зрительного представления из­делия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.

Далее подбирается материал изделия.

Перед разработчиком в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия.

Многовариантность называют вариативностью.

Вариативность присуща и внешнему виду - дизайну.

 

 

Так появилось множество различных конструкций столов, стульев, дверей и др.

 

Основные требования к изделию:

технологичность - наименьшие затраты  времени,  труда, средств, материалов;

прочность - восприятие заданной нагрузки без разрушения;

экономичность - при использовании не требует дополнительных расходов; надежность -  служит безотказно  в течение длительного срока.

 

При конструировании весьма важно подобрать нужные мате­риалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изго­тавливалось.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше и они были прочными.

 

Учитель поясняет преимущества и недостатки различных ва­риантов разметки.

 

Моделирование - один из приемов конструирования.

Модель - уменьшенный или увеличенный образец изделия.

Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

 

Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).

 

III. Практическая часть.

Учащимся предлагается сконструировать несколько вариантов одного и того же изделия из древесины (эскизы).

 

IV. Заключительная часть.

Оценить выполненные эскизы учащихся.

Отметить наиболее талантливые.

Провести уборку помещения мастерской.

 

Цель:

  1. изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  2. развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.

Оборудование: образцы изделий из древесины.

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа по вопросам:

- Какие размеры проставляются на чертеже детали призмати­ческой формы?

- Какие чертежи называются сборочными?

- В какой последовательности читается сборочный чертеж?

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

  • Только труд дает право на наслаждение жизнью. Н. А. Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование- это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:

  • зрительное представление изделия;
  • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
  • подбор необходимого материала;
  • изготовление опытного образца;
  • испытание на прочность и работоспособность;
  • устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв).

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

  • назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
  • типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
  • репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

  1. технологичным, то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
  2. прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
  3. надежным, то есть безупречно работать длительное время;
  4. экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
  5. Эстетичным, то есть красивым, современным, модным

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­тыучащихся.)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

  • а) неэкономично;
  • б) непрочно;
  • в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.

Одним из приемов конструирования является моделирование.

Модель- уменьшенная или увеличенная копия изделия.

Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Из примеров, выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
  2. Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами из­делия.
  3. Предложите другие варианты изделий.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!