СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Образ Воронежа в лирике поэта Анатолия Жигулина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к научно-исследовательской работе "Образ Воронежа в лирике  поэта Анатолия Жигулина", с которой мой обучающийся Фирсов В. занял 2 место на городской (октябрь)и 3 место на областной (ноябрь 2017) краеведческих конференциях.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Образ Воронежа в лирике поэта Анатолия Жигулина"»

Образ Воронежа  в лирике  Анатолия Жигулина Выполнил :  Фирсов Виталий 9 класс  Объединение «Воронежцы» МБУДО ДТДиМ Научный руководитель : Овчинникова Елена Михайловна Воронеж 2017

Образ Воронежа в лирике Анатолия Жигулина

Выполнил : Фирсов Виталий 9 класс Объединение «Воронежцы»

МБУДО ДТДиМ

Научный руководитель :

Овчинникова Елена Михайловна

Воронеж 2017

Объектом данного исследования является  лирическая поэзия А. Жигулина. Материалом исследования послужили тексты произведений писателя: стихотворения, вошедшие в поэтические сборники Актуальность исследования обусловлена тем, что в литературно-критических статьях о поэзии Жигулина тема Воронежа практически не рассматривалась. Цель работы состоит в том, чтобы выявить художественный смысл образа Воронежа в поэзии писателя,   тот символизм, который в него заключён и то место, которое занимает Воронеж в творчестве автора и его микромире
  • Объектом данного исследования является  лирическая поэзия А. Жигулина.
  • Материалом исследования послужили тексты произведений писателя: стихотворения, вошедшие в поэтические сборники
  • Актуальность исследования обусловлена тем, что в литературно-критических статьях о поэзии Жигулина тема Воронежа практически не рассматривалась.
  • Цель работы состоит в том, чтобы выявить художественный смысл образа Воронежа в поэзии писателя,   тот символизм, который в него заключён и то место, которое занимает Воронеж в творчестве автора и его микромире
Мемориальная доска, установленная на доме 32 по улице Студенческая

Мемориальная доска, установленная на доме 32

по улице Студенческая

 Среди поэтов, прославивших Воронеж, Анатолий Жигулин создал один из наиболее ярких и выразительных образов родного города. Пожалуй, трудно будет найти другого поэта, кто говорил бы о Воронеже с такой любовью

Среди поэтов, прославивших Воронеж, Анатолий Жигулин создал один из наиболее ярких и выразительных образов родного города. Пожалуй, трудно будет найти другого поэта, кто говорил бы о Воронеже с такой любовью

И что ты там, судьба городишь?! Тебе вовек не сдамся я, Пока на свете е сть Воронеж - Любовь и родина моя!

И что ты там, судьба городишь?!

Тебе вовек не сдамся я,

Пока на свете е сть Воронеж -

Любовь и родина моя!

« Все самое яркое в жизни связано для меня с родным городом » «... В детстве и ранней юности я любил Воронеж любовью особенной — одухотворённой, щемящей, заинтересованной. Мы гордились своим городом, его историей, каждым малым его достоинством» (А.Жигулин)

« Все самое яркое в жизни связано для меня с родным городом »

«... В детстве и ранней юности я любил Воронеж любовью особенной — одухотворённой, щемящей, заинтересованной. Мы гордились своим городом, его историей, каждым малым его достоинством» (А.Жигулин)

Лирический герой, оказавшись в заключении, мысленно создаёт пространство, которое отражает его понятие о счастье и свободе. Таким видится Воронеж с просторов Колымы. Символично многократное употребление цветовых эпитетов  «синий», «голубой», характеризующих недоступность, удаленность, а также эпитета «золотой» «Сказочный свет золотых фонарей...» «...букет золотых фонарей», воплощающего волшебство и божественное присутствие.

Лирический герой, оказавшись в заключении, мысленно создаёт пространство, которое отражает его понятие о счастье и свободе.

Таким видится Воронеж с просторов Колымы. Символично многократное употребление цветовых эпитетов «синий», «голубой», характеризующих недоступность, удаленность, а также эпитета «золотой» «Сказочный свет золотых фонарей...» «...букет золотых фонарей», воплощающего волшебство и божественное присутствие.

«Город мой синий, любимый, далекий»  писал Жигулин в 1959 году

«Город мой синий, любимый, далекий» писал Жигулин в 1959 году

Представление о гармоничном образе города в лирике А. Жигулина связано исключительно с воронежским пространством. Автор признается в любви к Воронежу, противопоставляя ему Москву и Подмосковье          И вдруг осенило Забытой любовью К тебе, Мой далекий  Степной чернозем        Земля необычная здесь, В Подмосковье.  Над бурым суглинком Туман невесом...

Представление о гармоничном образе города в лирике А. Жигулина связано исключительно с воронежским пространством. Автор признается в любви к Воронежу, противопоставляя ему Москву и Подмосковье

И вдруг осенило Забытой любовью

К тебе, Мой далекий

Степной чернозем

 

Земля необычная здесь, В Подмосковье. Над бурым суглинком Туман невесом...

 В историческом цикле стихотворений предстает другой образ Воронежа. Теперь герой осознает свою причастность к истории города через предка - беглого крепостного Ивана Жигулю   Мой дальний предок  Крепостной бунтарь      В моих упругих жилах  Стучит его  Бунтующая Кровь!     Его глазами сквозь пруты решетки  Я вижу древний город, Бастион...

В историческом цикле стихотворений предстает другой образ Воронежа. Теперь герой осознает свою причастность к истории города через предка - беглого крепостного Ивана Жигулю

Мой дальний предок

Крепостной бунтарь

В моих упругих жилах

Стучит его Бунтующая Кровь!

Его глазами сквозь пруты решетки Я вижу древний город,

Бастион...

Воронеж находится на возвышенности. Строительство начинается с крепости, а не с церкви, тем самым подчёркивается его рукотворная основа. После очередного пожара следует строительство и последующее возрождение.

Воронеж находится на возвышенности. Строительство начинается с крепости, а не с церкви, тем самым подчёркивается его рукотворная основа. После очередного пожара следует строительство и последующее возрождение.

«Царь повелел Рубить на взгорье крепость  И оную Воронежем наречь»   …  « А за стеною - городу конец.  Река на юг струится величаво.  От света щурясь,  смотрит вдаль стрелец»

«Царь повелел Рубить на взгорье крепость И оную Воронежем наречь» « А за стеною - городу конец. Река на юг струится величаво. От света щурясь, смотрит вдаль стрелец»

  И снова над желтым обрывом,  Как в сказке,  Огнем не сожжен,  Стоит городок горделиво,  Добротной стеной окружен    Сохраняется мотив сказки

И снова над желтым обрывом,

Как в сказке,

Огнем не сожжен,

Стоит городок горделиво,

Добротной стеной окружен

Сохраняется мотив сказки

Автор показывает переход города из прошлого в настоящее: «Вот он - С древними колокольнями»,  а затем: «Стрелы кранов плывут в зенит»

Автор показывает переход города из прошлого в настоящее:

«Вот он - С древними колокольнями»,

а затем: «Стрелы кранов плывут в зенит»

В стихотворении «Воронеж» границы города расширяются до планетарного масштаба: «Весь светящийся новизной,  Город, радостью переполненный,  Город молодости земной!»

В стихотворении «Воронеж» границы города расширяются до планетарного масштаба:

«Весь светящийся новизной,

Город, радостью переполненный,

Город молодости земной!»

 В зрелой лирике поэта Воронеж характеризуют только улицы и места из далекого детства. Вероятно, это было вызвано ностальгией по ощущению счастья, которое писатель испытывал будучи ребенком. Это ощущение тоски усиливалось и от того, что после освобождения из лагеря писатель был оторван от Воронежа, жил и работал в чужой для него Москве, где он и умер в больничной палате

В зрелой лирике поэта Воронеж характеризуют только улицы и места из далекого детства. Вероятно, это было вызвано ностальгией по ощущению счастья, которое писатель испытывал будучи ребенком. Это ощущение тоски усиливалось и от того, что после освобождения из лагеря писатель был оторван от Воронежа, жил и работал в чужой для него Москве, где он и умер в больничной палате

Любовь к родному городу определила особое место Воронежа в творчестве поэта.  Воронеж предстаёт волшебным пространством, местом свободы, счастья, куда неизменно стремится лирический герой  « .

Любовь к родному городу определила особое место Воронежа в творчестве поэта.

Воронеж предстаёт волшебным пространством, местом свободы, счастья, куда неизменно стремится лирический герой

«

.

Со временем меняется внутреннее ощущение писателя и город сжимается от сказочного царства до пространства детства, но неизменной остается связь писателя со своим местом силы и вдохновения.

Со временем меняется внутреннее ощущение писателя и город сжимается от сказочного царства до пространства детства, но неизменной остается связь писателя со своим местом силы и вдохновения.

 А мне он так сегодня нужен,  Тот ранний мир моей души,  Где я с восторгом шел по лужам,  Не зная горечи и лжи

А мне он так сегодня нужен, Тот ранний мир моей души, Где я с восторгом шел по лужам, Не зная горечи и лжи

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!