СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Направления работы с детьми школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи(ТНР)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те. которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

В массовых школах дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи.

Кроме коррекции речи с детьми с ТНР необходимо занимаются развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучению  грамоте и математике. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункте направляются дети с недостатками произношения, с нарушениями письма, обусловленными речевым недоразвитием, заикающиеся дети Коррекционная работа ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости.

 Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье способствуют закреплению полученных навыков правильной речи. При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелом положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умствен-ного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.

Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.

Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики.

Мною предлагаются основные методы и приемы  логопедии. Направление работы строятся на комплексности, систематичности и индивидуальном подходе к каждому ребенку с ТНР.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Направления работы с детьми школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи(ТНР)»

КОУ ВО»школа-интернат№7»             Дети  с тяжёлыми нарушениями речи   направления работы с детьми школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи(ТНР) Учитель-логопед IКК Кружкова Е.В.

КОУ ВО»школа-интернат№7» Дети с тяжёлыми нарушениями речи

направления работы с детьми школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи(ТНР)

Учитель-логопед IКК

Кружкова Е.В.

 Речь ребенка формируется: -под влиянием речи окружающих его взрослых -зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, -от воспитания и обучения

Речь ребенка формируется:

-под влиянием речи окружающих его взрослых

-зависит от речевой практики,

  • культуры речевого окружения,
  • -от воспитания и обучения
это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Дети с тяжёлыми нарушениями речи –

это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи –

ТНР повлияет на все жизнь! - на формирование личности ребенка, - на формирование всех психических процессов. -затрудняется социальная адаптация Требуется целенаправленная коррекционная работа!

ТНР повлияет на все жизнь!

  • - на формирование личности ребенка,
  • - на формирование всех психических процессов.
  • -затрудняется социальная адаптация
  • Требуется целенаправленная коррекционная работа!
Психолого-педагогические особенности детей с ТНР Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей  - сенсорной, -интеллектуальной -аффективно-волевой сфер.

Психолого-педагогические особенности детей с ТНР

  • Особенности речевой  деятельности отражаются на формировании у детей 
  • - сенсорной,
  • -интеллектуальной
  • -аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи  (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на: отсутствие или недоразвитие речи ( алалия) полная или частичная утрата речи( афазия ) нарушение произносительной стороны речи( дизартрия) нарушения тембра голоса и звукопроизношения( ринолалия ) нарушения темпо-ритмической организации речи( заикание )

Тяжёлые нарушения речи (в зависимости от нарушенного звена) подразделяются на:

  • отсутствие или недоразвитие речи ( алалия)
  • полная или частичная утрата речи( афазия )
  • нарушение произносительной стороны речи( дизартрия)
  • нарушения тембра голоса и звукопроизношения( ринолалия )
  • нарушения темпо-ритмической организации речи( заикание )
Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи . ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.  Проявления: расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи Причины: органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития острые и хронические инфекции, кислородная недостаточность, недоношенность, резус-несовместимость, ДЦП – 65-85% детей родовые травмы, токсикоз беременности

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи

. ДИЗАРТРИЯ нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Проявления:

  • расстройства артикуляции нарушения голосообразования изменение ритма, темпа и интонации речи
  • расстройства артикуляции
  • нарушения голосообразования
  • изменение ритма, темпа и интонации речи

Причины:

  • органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития
  • острые и хронические инфекции, кислородная недостаточность, недоношенность, резус-несовместимость, ДЦП – 65-85% детей
  • родовые травмы, токсикоз беременности
Комплексный характер логопедического  воздействия при дизартрии   Лечебная физкультура и логоритмика Коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика Медикаментозное лечение Физиотерапия

Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии

Лечебная физкультура и логоритмика

Коррекция звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания

Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика

Медикаментозное лечение

Физиотерапия

Этапы логопедического воздействия при дизартрии    Подготовительный этап: Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов Развитие слухового восприятия и сенсорных функций Формирование потребности в речевом общении Развитие и уточнение пассивного и активного словаря Коррекция дыхания Коррекция голоса  На фоне: Медикаментозного воздействия Физиотерапии Лечебной физкультуры Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики Логопедической ритмики Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

Этапы логопедического воздействия при дизартрии

Подготовительный этап:

  • Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов
  • Развитие слухового восприятия и сенсорных функций
  • Формирование потребности в речевом общении
  • Развитие и уточнение пассивного и активного словаря
  • Коррекция дыхания
  • Коррекция голоса

На фоне:

  • Медикаментозного воздействия
  • Физиотерапии
  • Лечебной физкультуры
  • Артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики
  • Логопедической ритмики
  • Нетрадиционных форм воздействия (аромотерапия, криотерапия, арттерапия и др.)

Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков: Развитие речевого общения Формирование навыков звукового анализа Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики) Коррекция голоса Коррекция речевого дыхания Развитие артикуляционного праксиса Коррекция звукопроизношения

Этап формирования первичных коммуникативных и произносительных навыков:

  • Развитие речевого общения
  • Формирование навыков звукового анализа
  • Коррекция артикуляционных нарушений (расслабление мышц речевого аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционной моторики)
  • Коррекция голоса
  • Коррекция речевого дыхания
  • Развитие артикуляционного праксиса
  • Коррекция звукопроизношения
Обучение и воспитание детей с ТНР       - осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи, - но принципиально (лучше!) их обучение и воспитание в семье. -тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. -Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. - Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Обучение и воспитание детей с ТНР

  • - осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи,
  • - но принципиально (лучше!) их обучение и воспитание в семье.
  • -тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему.
  • -Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты.
  • - Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
Артикуляционные профили

Артикуляционные профили

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика

Массаж ведущей руки, массаж по Су-Джок

Массаж ведущей руки, массаж по Су-Джок

Артикуляционная гимнастика в картинках

Артикуляционная гимнастика в картинках

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Зондовый массаж Е.В. Новикова

Зондовый массаж Е.В. Новикова

Фонетические дорожки

Фонетические дорожки

Артикуляционная гимнастика в картинках

Артикуляционная гимнастика в картинках

Мелкая моторика  Занятия с прищепками

Мелкая моторика Занятия с прищепками

Мелкая моторика(коврики )

Мелкая моторика(коврики )

Мелкая моторика

Мелкая моторика

Информационный блок  (гости, погода, число, день недели, месяц, год)

Информационный блок (гости, погода, число, день недели, месяц, год)

Шапочка ученого-мечта!

Шапочка ученого-мечта!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!