СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "ССП и СПП в заданиях ОГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "ССП и СПП в заданиях ОГЭ".

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "ССП и СПП в заданиях ОГЭ"»

 12 ЗАДАНИЕ В ОГЭ (ГИА)  «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП И СПП»   ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 9 КЛАССА: БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ

12 ЗАДАНИЕ В ОГЭ (ГИА) «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ССП И СПП»

ПОДГОТОВИЛ УЧЕНИК 9 КЛАССА: БАРИНОВ АЛЕКСЕЙ

ОСНОВЫ: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТЫХ. ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ИНТОНАЦИЯ, СОЮЗЫ (СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ) И СОЮЗНЫЕ СЛОВА (ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ И МЕСТОИМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ). В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДСТВ СВЯЗИ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СОЮЗНЫЕ И БЕССОЮЗНЫЕ. СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ. СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ССП) – ЭТО СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗЫВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ИНТОНАЦИЕЙ И СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ. СПП — ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ КОТОРОГО СВЯЗАНЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.

ОСНОВЫ:

  • СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ПРОСТЫХ.
  • ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ИНТОНАЦИЯ, СОЮЗЫ (СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ) И СОЮЗНЫЕ СЛОВА (ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ И МЕСТОИМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ).
  • В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДСТВ СВЯЗИ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЛЯТСЯ НА СОЮЗНЫЕ И БЕССОЮЗНЫЕ. СОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ.
  • СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ССП) – ЭТО СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗЫВАЮТСЯ ДРУГ С ДРУГОМ ИНТОНАЦИЕЙ И СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
  • СПП — ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ КОТОРОГО СВЯЗАНЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ССП? 1)  СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЧАСТИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОСОБЕННО ВАЖНО ДЛЯ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. ПОЭТОМУ ПРИ РАЗБОРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ПРОСТОЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ИЛИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ):  !) ОТ ДЫМНОЙ ПРОРУБИ ШЁЛ ЧЕЛОВЕК  И  НЁС БОЛЬШОГО ОСЕТРА. 2)  СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ОБЫЧНО ЗАНИМАЮТ МЕСТО В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ (ВТОРОГО ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ). 3) ДВОЙНОЙ СОЮЗ  НЕ ТОЛЬКО..., НО И  ВЫРАЖАЕТ ГРАДАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ОТНЕСЕН К СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗАМ. ОЧЕНЬ ЧАСТО ПРИ РАЗБОРЕ ПРИНИМАЮТ ВО ВНИМАНИЕ ТОЛЬКО ЕГО ВТОРУЮ ЧАСТЬ ( НО И ) И ОШИБОЧНО ОТНОСЯТ К ПРОТИВИТЕЛЬНЫМ СОЮЗАМ. ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ, ПОПРОБУЙТЕ ЗАМЕНИТЬ ЭТОТ ДВОЙНОЙ СОЮЗ СОЮЗОМ  И .

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ССП?

  • 1)  СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ЧАСТИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НО И ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. ИХ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОСОБЕННО ВАЖНО ДЛЯ РАССТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ. ПОЭТОМУ ПРИ РАЗБОРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ПРОСТОЕ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ИЛИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ):

!) ОТ ДЫМНОЙ ПРОРУБИ ШЁЛ ЧЕЛОВЕК  И  НЁС БОЛЬШОГО ОСЕТРА.

  • 2)  СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ОБЫЧНО ЗАНИМАЮТ МЕСТО В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ (ВТОРОГО ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ).
  • 3) ДВОЙНОЙ СОЮЗ  НЕ ТОЛЬКО..., НО И  ВЫРАЖАЕТ ГРАДАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ОТНЕСЕН К СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗАМ. ОЧЕНЬ ЧАСТО ПРИ РАЗБОРЕ ПРИНИМАЮТ ВО ВНИМАНИЕ ТОЛЬКО ЕГО ВТОРУЮ ЧАСТЬ ( НО И ) И ОШИБОЧНО ОТНОСЯТ К ПРОТИВИТЕЛЬНЫМ СОЮЗАМ. ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ, ПОПРОБУЙТЕ ЗАМЕНИТЬ ЭТОТ ДВОЙНОЙ СОЮЗ СОЮЗОМ  И .
Типы ССП: Союзы: 1.  Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения). Примеры: И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. 2.  Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). Не только  не было никакой рыбки,  но и  удилище не имело даже лески (Садовский). А; но; да (в значении но);однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но). 3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).  Он шуток не любил,  да и   её при нём оставляли в покое (Тургенев). Иван Петрович ушел, а я остался. Я ничего не ел, но  голода я не почувствовал. Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. Не то  он завидовал Наталье,  не то  он сожалел о ней. 

Типы ССП:

Союзы:

1.  Сложносочинённые предложения с соединительными союзами (соединительные отношения).

Примеры:

И; да (в значении и); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

2.  Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения).

Не только  не было никакой рыбки,  но и  удилище не имело даже лески (Садовский).

А; но; да (в значении но);однако (в значении но); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а); частица только (в значении союза но).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения).

Он шуток не любил,  да и   её при нём оставляли в покое (Тургенев).

Иван Петрович ушел, а я остался.

Я ничего не ел, но голода я не почувствовал.

Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Не то  он завидовал Наталье,  не то  он сожалел о ней. 

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПП? 1)  СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (СПП) – ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДЧИНЯЮТСЯ ГЛАВНОМУ И ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 2) ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОГУТ ОТНОСИТЬСЯ  К ОДНОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ  ИЛИ  КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ . 3) СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ ПРИДАТОЧНОГО И ГЛАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ: В ПРИДАТОЧНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ  – ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (ЧТО, ЧТОБЫ, ИБО, ПОКА, КОГДА, КАК, ЕСЛИ И ДР.) ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА (КОТОРЫЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, КАК, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА И ДР.); В ГЛАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ  – УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (ТОТ, ТАКОЙ, ТАМ, ТУДА, ПОТОМУ, ОТТОГО И Т.Д.). СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА – ГЛАВНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СПП?

  • 1)  СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (СПП) – ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ОДНО ИЛИ НЕСКОЛЬКО ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДЧИНЯЮТСЯ ГЛАВНОМУ И ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
  • 2) ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОГУТ ОТНОСИТЬСЯ  К ОДНОМУ СЛОВУ В ГЛАВНОМ  ИЛИ  КО ВСЕМУ ГЛАВНОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ .
  • 3) СРЕДСТВАМИ СВЯЗИ ПРИДАТОЧНОГО И ГЛАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:
  • В ПРИДАТОЧНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ  – ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ (ЧТО, ЧТОБЫ, ИБО, ПОКА, КОГДА, КАК, ЕСЛИ И ДР.) ИЛИ СОЮЗНЫЕ СЛОВА (КОТОРЫЙ, КАКОЙ, КТО, ЧТО, КАК, ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА И ДР.);
  • В ГЛАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ  – УКАЗАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (ТОТ, ТАКОЙ, ТАМ, ТУДА, ПОТОМУ, ОТТОГО И Т.Д.).
  • СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА – ГЛАВНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СПП № Вид придаточного: 1 Определительное Вопрос: 2 Местоименно- определительное 3 Какой? Место придаточного: Изъяснительное После определяемого сущ. Союзы: Какой? (Кто именно? Что именно?) который, что, где, куда… Примеры: Свободное (до, после, внутри главного) Вопросы косвенных падежей После определяемого слова В тёмных комнатах, через  которые  я проходил, были мутно-серые окна. кто, что Кто  хочет, тот добьётся. Что, как, будто, чтобы, кто, что … + ли Ясно было, кто стрелял.

ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СПП

Вид придаточного:

1

Определительное

Вопрос:

2

Местоименно-

определительное

3

Какой?

Место придаточного:

Изъяснительное

После определяемого сущ.

Союзы:

Какой?

(Кто именно? Что именно?)

который, что, где, куда…

Примеры:

Свободное (до, после, внутри главного)

Вопросы косвенных падежей

После определяемого слова

В тёмных комнатах, через  которые  я проходил, были мутно-серые окна.

кто, что

Кто  хочет, тот добьётся.

Что, как, будто, чтобы, кто, что … + ли

Ясно было, кто стрелял.

  ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ 1 Образа действия 2 3 Как? Каким образом? Меры и степени После  главного 4 В какой степени? Насколько? Место Время Где? Куда? Откуда? Свободное что, как, чтобы, словно… 5 что, как, будто, как будто,словно, сколько… Свободное Ученик всё сделал так, как требовал мастер. Когда? Как долго?  С (до) каких пор?  Условие Ученик всё сделал так хорошо,  что  мастер его похвалил. Свободное где, куда, откуда При каком условии? когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва… Алексей пополз туда, куда  упал самолёт. Свободное Мы прибежали на вокзал,  когда  поезд  отправлялся.   Если (+то), раз, когда… Деревенские дела хороши, если  антоновка уродилась.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ

1

Образа действия

2

3

Как? Каким образом?

Меры и степени

После  главного

4

В какой степени? Насколько?

Место

Время

Где? Куда? Откуда?

Свободное

что, как, чтобы, словно…

5

что, как, будто, как будто,словно, сколько…

Свободное

Ученик всё сделал так, как требовал мастер.

Когда? Как долго? С (до) каких пор?

Условие

Ученик всё сделал так хорошо,  что мастер его похвалил.

Свободное

где, куда, откуда

При каком условии?

когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва…

Алексей пополз туда, куда  упал самолёт.

Свободное

Мы прибежали на вокзал,  когда  поезд  отправлялся.

  Если (+то), раз, когда…

Деревенские дела хороши, если  антоновка уродилась.

6 Причины 7 Цели Почему? Отчего? 8 Сравнительные 9 Свободное Зачем? С какой целью? 10 Свободное потому что, оттого что, так как, благодаря тому что,  ибо Как что? В сравнении с чем? Уступительные 11 Следствия Свободное Несмотря на что? Вопреки чему?  Чтобы, для того чтобы.. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. Присоединительные Что из этого следует? Свободное   как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как… Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. Что можно к этому добавить? хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни Свободное Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.   так что После  главного Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. что, отчего, зачем, почему… Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.

6

Причины

7

Цели

Почему? Отчего?

8

Сравнительные

9

Свободное

Зачем? С какой целью?

10

Свободное

потому что, оттого что, так как, благодаря тому что,  ибо

Как что? В сравнении с чем?

Уступительные

11

Следствия

Свободное

Несмотря на что? Вопреки чему?

Чтобы, для того чтобы..

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

Присоединительные

Что из этого следует?

Свободное

  как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как…

Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Что можно к этому добавить?

хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни

Свободное

Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

  так что

После  главного

Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.

что, отчего, зачем, почему…

Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.

В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!