СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Поэма Александра Блока "Двенадцать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему "Поэма А.Блока "Двенадцать"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Поэма Александра Блока "Двенадцать"»

А А. Блок. Поэма «Двенадцать»  (к уроку литературы в 11 классе)   Подготовила учитель МКОУ СОШ №2 г. Острогожска Фисенко Алла Алексеевна

А А. Блок. Поэма «Двенадцать» (к уроку литературы в 11 классе)

Подготовила учитель МКОУ СОШ №2 г. Острогожска Фисенко Алла Алексеевна

 Черный вечер.  Белый снег.  Ветер, ветер!  На ногах не стоит человек.  Ветер, ветер -  На всем божьем свете!  Завивает ветер  Белый снежок.  Под снежком - ледок.  Скользко, тяжко,  Всякий ходок  Скользит - ах, бедняжка!

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит - ах, бедняжка!

От здания к зданию  Протянут канат.  На канате - плакат:

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате - плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию!"

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят,

А всякий - раздет, разут…

Иллюстрация Ю.Анненкова

 Старушка, как курица,  Кой-как перемотнулась через сугроб.  - Ох, Матушка-Заступница!  - Ох, большевики загонят в гроб Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке  В воротник упрятал нос.

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб.

- Ох, Матушка-Заступница!

- Ох, большевики загонят в гроб Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А это кто? - Длинные волосы  И говорит вполголоса:  - Предатели!  - Погибла Россия!  Должно быть, писатель -  Вития...  А вон и долгополый -  Сторонкой - за сугроб...  Что нынче невеселый,  Товарищ поп?  Помнишь, как бывало  Брюхом шел вперед,  И крестом сияло  Брюхо на народ?..

А это кто? - Длинные волосы

И говорит вполголоса:

- Предатели!

- Погибла Россия!

Должно быть, писатель -

Вития...

А вон и долгополый -

Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

 Вон барыня в каракуле  К другой подвернулась:  - Уж мы плакали, плакали...  Поскользнулась  И - бац - растянулась!  Ай, ай!  Тяни, подымай!

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

- Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И - бац - растянулась!

Ай, ай!

Тяни, подымай!

Ветер веселый  И зол, и рад.  Крутит подолы,  Прохожих косит,  Рвет, мнет и носит  Большой плакат:

Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат:

"Вся власть Учредительному Собранию"...

И слова доносит:

...И у нас было собрание...

...Вот в этом здании...

...Обсудили -

Постановили:

На время - десять, на ночь - двадцать пять И меньше - ни с кого не брать... ...Пойдем спать...

 Поздний вечер.  Пустеет улица.  Один бродяга  Сутулится,  Да свищет ветер...  Эй, бедняга!  Подходи -  Поцелуемся...  Хлеба!  Что впереди?  Проходи!  Черное, черное небо.  Злоба, грустная злоба  Кипит в груди...  Черная злоба, святая злоба...  Товарищ! Гляди  В оба!

Поздний вечер.

Пустеет улица.

Один бродяга

Сутулится,

Да свищет ветер...

Эй, бедняга!

Подходи -

Поцелуемся...

Хлеба!

Что впереди?

Проходи!

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ! Гляди

В оба!

 2. Гуляет ветер, порхает снег.  Идут двенадцать человек.  Винтовок черные ремни,  Кругом - огни, огни, огни...  В зубах - цыгарка, примят картуз,  На спину б надо бубновый туз!  Свобода, свобода,  Эх, эх, без креста!  Тра-та-та!  Холодно, товарищи, холодно!

2. Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни...

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Тра-та-та!

Холодно, товарищи, холодно!

- А Ванька с Катькой - в кабаке...  - У ей керенки есть в чулке!  - Ванюшка сам теперь богат...  - Был Ванька наш, а стал солдат!  - Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,  Мою, попробуй, поцелуй!

- А Ванька с Катькой - в кабаке...

- У ей керенки есть в чулке!

- Ванюшка сам теперь богат...

- Был Ванька наш, а стал солдат!

- Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,

Мою, попробуй, поцелуй!

 Свобода, свобода,  Эх, эх, без креста!  Катька с Ванькой занята -  Чем, чем занята?..  Тра-та-та!  Кругом - огни, огни, огни...  Оплечь - ружейные ремни...  Революцьонный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг!  Товарищ, винтовку держи, не трусь!  Пальнем-ка пулей в Святую Русь -  В кондовую,  В избяную,  В толстозадую!  Эх, эх, без креста!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Катька с Ванькой занята -

Чем, чем занята?..

Тра-та-та!

Кругом - огни, огни, огни...

Оплечь - ружейные ремни...

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

3 . Как пошли наши ребята  В красной гвардии служить -  В красной гвардии служить -  Буйну голову сложить!  Эх ты, горе-горькое,  Сладкое житье!  Рваное пальтишко,  Австрийское ружье! А.Дейнека. Оборона Петрограда. Фрагмент.

3 . Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить -

В красной гвардии служить -

Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

А.Дейнека. Оборона Петрограда. Фрагмент.

 Мы на горе всем буржуям  Мировой пожар раздуем,  Мировой пожар в крови -  Господи, благослови!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

4. Снег крутит, лихач кричит,  Ванька с Катькою летит -  Елекстрический фонарик  На оглобельках...  Ах, ах, пади!..  Он в шинелишке солдатской  С физиономией дурацкой  Крутит, крутит черный ус,  Да покручивает,  Да пошучивает... Вот так Ванька - он плечист!  Вот так Ванька - он речист!  Катьку-дуру обнимает,  Заговаривает...  Запрокинулась лицом,  Зубки блещут жемчугом...  Ах ты, Катя, моя Катя,  Толстоморденькая...

4. Снег крутит, лихач кричит,

Ванька с Катькою летит -

Елекстрический фонарик

На оглобельках...

Ах, ах, пади!..

Он в шинелишке солдатской

С физиономией дурацкой

Крутит, крутит черный ус,

Да покручивает,

Да пошучивает...

Вот так Ванька - он плечист!

Вот так Ванька - он речист!

Катьку-дуру обнимает,

Заговаривает...

Запрокинулась лицом,

Зубки блещут жемчугом...

Ах ты, Катя, моя Катя,

Толстоморденькая...

5. У тебя на шее, Катя,  Шрам не зажил от ножа.  У тебя под грудью, Катя,  Та царапина свежа!  Эх, эх, попляши!  Больно ножки хороши!  В кружевном белье ходила -  Походи-ка, походи!  С офицерами блудила -  Поблуди-ка, поблуди!  Эх, эх, поблуди!  Сердце екнуло в груди!

5. У тебя на шее, Катя,

Шрам не зажил от ножа.

У тебя под грудью, Катя,

Та царапина свежа!

Эх, эх, попляши!

Больно ножки хороши!

В кружевном белье ходила -

Походи-ка, походи!

С офицерами блудила -

Поблуди-ка, поблуди!

Эх, эх, поблуди!

Сердце екнуло в груди!

Помнишь, Катя, офицера -  Не ушел он от ножа...  Аль не вспомнила, холера?  Али память не свежа?  Эх, эх, освежи,  Спать с собою положи!  Гетры серые носила,  Шоколад Миньон жрала,  С юнкерьем гулять ходила -  С солдатьем теперь пошла?  Эх, эх, согреши!  Будет легче для души!

Помнишь, Катя, офицера -

Не ушел он от ножа...

Аль не вспомнила, холера?

Али память не свежа?

Эх, эх, освежи,

Спать с собою положи!

Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила -

С солдатьем теперь пошла?

Эх, эх, согреши!

Будет легче для души!

6. ...Опять навстречу несется вскачь,  Летит, вопит, орет лихач...  Стой, стой! Андрюха, помогай  Петруха, сзаду забегай!..  Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!  Вскрутился к небу снежный прах!..  Лихач - и с Ванькой - наутек...  Еще разок! Взводи курок!..  Трах-тарарах! Ты будешь знать,  .....................................................  Как с девочкой чужой гулять!..  Утек, подлец! Ужо, постой,  Расправлюсь завтра я с тобой!  А Катька где? - Мертва, мертва!  Простреленная голова!  Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...  Лежи ты, падаль, на снегу!

6. ...Опять навстречу несется вскачь,

Летит, вопит, орет лихач...

Стой, стой! Андрюха, помогай

Петруха, сзаду забегай!..

Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!

Вскрутился к небу снежный прах!..

Лихач - и с Ванькой - наутек...

Еще разок! Взводи курок!..

Трах-тарарах! Ты будешь знать,

.....................................................

Как с девочкой чужой гулять!..

Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

А Катька где? - Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

 Революцьонный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг!

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

 Все быстрее и быстрее  Уторапливает шаг.  Замотал платок на шее -  Не оправиться никак...  - Что, товарищ, ты не весел?  - Что, дружок, оторопел?  - Что, Петруха, нос повесил,  Или Катьку пожалел? 7. И опять идут двенадцать,  За плечами - ружьеца.  Лишь у бедного убийцы  Не видать совсем лица...

Все быстрее и быстрее

Уторапливает шаг.

Замотал платок на шее -

Не оправиться никак...

- Что, товарищ, ты не весел?

- Что, дружок, оторопел?

- Что, Петруха, нос повесил,

Или Катьку пожалел?

7. И опять идут двенадцать,

За плечами - ружьеца.

Лишь у бедного убийцы

Не видать совсем лица...

 Загубил я, бестолковый,  Загубил я сгоряча... ах! - Ишь, стервец, завел шарманку,  Что ты, Петька, баба что ль?  - Верно, душу наизнанку  Вздумал вывернуть? Изволь!  - Поддержи свою осанку!  - Над собой держи контроль!  - Не такое нынче время,  Чтобы нянчиться с тобой!  Потяжеле будет бремя  Нам, товарищ дорогой!  И Петруха замедляет  Торопливые шаги...  Он головку вскидавaет,  Он опять повеселел...  Эх, эх!  Позабавиться не грех!  Запирайте етажи,  Нынче будут грабежи!  Отмыкайте погреба -  Гуляет нынче голытьба!  - Ох, товарищи, родные,  Эту девку я любил...  Ночки черные, хмельные  С этой девкой проводил...  - Из-за удали бедовой  В огневых ее очах,  Из-за родинки пунцовой  Возле правого плеча,

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча... ах! - Ишь, стервец, завел шарманку,

Что ты, Петька, баба что ль?

- Верно, душу наизнанку

Вздумал вывернуть? Изволь!

- Поддержи свою осанку!

- Над собой держи контроль!

- Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет

Торопливые шаги...

Он головку вскидавaет,

Он опять повеселел...

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

- Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил...

Ночки черные, хмельные

С этой девкой проводил...

- Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча,

8. Ох ты, горе-горькое!  Скука скучная,  Смертная!  Уж я времечко  Проведу, проведу...  Уж я темечко  Почешу, почешу...  Уж я семечки  Полущу, полущу...  Уж я ножичком  Полосну, полосну!..  Ты лети, буржуй, воробышком!  Выпью кровушку  За зазнобушку,  Чернобровyшку...  Упокой, господи, душу рабы твоея...  Скучно!

8. Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Уж я времечко

Проведу, проведу...

Уж я темечко

Почешу, почешу...

Уж я семечки

Полущу, полущу...

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровyшку...

Упокой, господи, душу рабы твоея...

Скучно!

9. Не слышно шуму городского  Над невской башней тишина,  И больше нет городового -  Гуляй, ребята, без вина!  Стоит буржуй на перекрестке  И в воротник упрятал нос.  А рядом жмется шерстью жесткой  Поджавший хвост паршивый пес.  Стоит буржуй, как пес голодный,  Стоит безмолвный, как вопрос.  И старый мир, как пес безродный,  Стоит за ним, поджавши хвост.

9. Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

10. Разыгралась чтой-то вьюга,  Ой, вьюга, ой, вьюга!  Не видать совсем друг друга  За четыре за шага!  Снег воронкой завился,  Снег столбушкой поднялся...  - Ох, пурга какая, спасе!  - Петька! Эй, не завирайся!  От чего тебя упас  Золотой иконостас?  Бессознательный ты, право,  Рассуди, подумай здраво -  Али руки не в крови  Из-за Катькиной любви?  - Шаг держи революционный!  Близок враг неугомонный!  Вперед, вперед, вперед,  Рабочий народ!

10. Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся...

- Ох, пурга какая, спасе!

- Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво -

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

- Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

 11. ...И идут без имени святого  Все двенадцать - вдаль.  Ко всему готовы,  Ничего не жаль...  Их винтовочки стальные  На незримого врага...  В переулочки глухие,  Где одна пылит пурга...  Да в сугробы пуховые -  Не утянешь сапога...  В очи бьется  Красный флаг.  Раздается  Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг  И вьюга пылит им в очи  Дни и ночи  Напролет...  Вперед, вперед,  Рабочий народ!

11. ...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Их винтовочки стальные

На незримого врага...

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга...

Да в сугробы пуховые -

Не утянешь сапога...

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг. Вот – проснется... Лютый враг

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи

Напролет...

Вперед, вперед,

Рабочий народ!

12. ...Вдаль идут державным шагом...  - Кто еще там? Выходи!  Это - ветер с красным флагом  Разыгрался впереди...  Впереди - сугроб холодный,  - Кто в сугробе - выходи!..  - Кто там машет красным флагом?  - Приглядись-ка, эка тьма!  - Кто там ходит беглым шагом,  Хоронясь за все дома?  - Все равно, тебя добуду,  Лучше сдайся мне живьем!  - Эй, товарищ, будет худо,  Выходи, стрелять начнем!  Трах-тах-тах! - И только эхо  Откликается в домах...  Только нищий пес голодный  Ковыляет позади...  - Отвяжись ты, шелудивый,  Я штыком пощекочу!  Старый мир, как пес паршивый,  Провались - поколочу!  ...Скалит зубы - волк голодный -  Хвост поджал - не отстает -  Пес холодный - пес безродный...  - Эй, откликнись, кто идет?

12. ...Вдаль идут державным шагом...

- Кто еще там? Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди...

Впереди - сугроб холодный,

- Кто в сугробе - выходи!..

- Кто там машет красным флагом?

- Приглядись-ка, эка тьма!

- Кто там ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

- Все равно, тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

- Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! - И только эхо

Откликается в домах...

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади...

- Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!

...Скалит зубы - волк голодный -

Хвост поджал - не отстает -

Пес холодный - пес безродный...

- Эй, откликнись, кто идет?

 Только вьюга долгим смехом  Заливается в снегах  Трах-тах-тах!  Трах-тах-тах...  ...Так идут державным шагом -  Позади - голодный пес,  Впереди - с кровавым флагом,  И за вьюгой невидим,  И от пули невредим,  Нежной поступью надвьюжной,  Снежной россыпью жемчужной,  В белом венчике из роз -  Впереди - Исус Христос. Январь 1918г.

Только вьюга долгим смехом

Заливается в снегах

Трах-тах-тах!

Трах-тах-тах...

...Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

Январь 1918г.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что написал, потому что я жил тогда современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что написал, потому что я жил тогда современностью», - утверждал поэт.

Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает недоумение, вызывает много вопросов.

Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? Если это поэма о революции, то почему не показаны ее руководители? Почему так много отрицательных героев ? Как относится сам поэт к изображаемому им?
  • Почему поэма названа «Двенадцать»?
  • Каков смысл названия?
  • Если это поэма о революции, то почему не показаны ее руководители?
  • Почему так много отрицательных героев ?
  • Как относится сам поэт к изображаемому им?
Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать» «Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.  - Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор? Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Жанр, стиль и композиция поэмы «Двенадцать»

«Двенадцать» - эпическая поэма , как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета. Выразительность картинок, составляющих поэму, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно в том, что и как он изображает; в начальной картине-пейзаже, в конце поэмы.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка. - Как он это передает? Какую музыку слышит читатель? Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:  В очи бьется  Красный флаг.  Раздается  Мерный шаг. (гл. 11). Вот – проснется... Лютый враг

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме звучит эта музыка.

- Как он это передает? Какую музыку слышит читатель?

Музыка революции – это метафора, выражение, звучание жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

В очи бьется

Красный флаг.

Раздается

Мерный шаг.

(гл. 11).

Вот – проснется...

Лютый враг

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, потом – пошел разгул:  Не слышно шуму городского  Над невской башней тишина,  И больше нет городового -  Гуляй, ребята, без вина! Часто встречается частушечный мотив:  Запирайте етажи,  Нынче будут грабежи!  Отмыкайте погреба -  Гуляет нынче голытьба! Прямо процитирована революционная песня: Вперед, вперед, Рабочий народ!

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, потом – пошел разгул:

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

Вперед, вперед, Рабочий народ!

- Что, кроме музыки слышит читатель? В глаза бросаются лозунги: «Вся власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров: ...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании... Вся эта разноголосица сливается с треском выстрелов: тра-та-та – в единое целое.

- Что, кроме музыки слышит читатель?

В глаза бросаются лозунги: «Вся власть Учредительному собранию!», доносятся обрывки разговоров:

...И у нас было собрание... ...Вот в этом здании...

Вся эта разноголосица сливается с треском выстрелов: тра-та-та – в единое целое.

- Каков лексический строй поэмы? Лексика разнообразна: язык лозунгов и прокламаций, разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?», искажения слов: «етажи», «електрический », сниженная, ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец »; и высокий слог:  Нежной поступью надвьюжной,  Снежной россыпью жемчужной,  В белом венчике из роз -  Впереди - Исус Христос.

- Каков лексический строй поэмы?

Лексика разнообразна: язык лозунгов и прокламаций, разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?», искажения слов: «етажи», «електрический », сниженная, ругательная лексика: «холера», «жрала», «подлец »; и высокий слог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.

- Как рисует Блок образы героев поэмы? Выразительно и лаконично. Это и образное сравнение: Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб . Речевая характеристика:  Предатели! - Погибла Россия! Должно быть, писатель - Вития... Хлесткий эпитет и оксюморон:  А вон и долгополый -  Сторонкой - за сугроб...  Чту нынче невеселый,  Товарищ поп?  Двенадцать героев составляют один отряд: В зубах - цыгарка, примят картуз,  На спину б надо бубновый туз!

- Как рисует Блок образы героев поэмы?

Выразительно и лаконично. Это и образное сравнение:

Старушка, как курица,

Кой-как перемотнулась через сугроб .

Речевая характеристика:

  • Предатели! - Погибла Россия!

Должно быть, писатель - Вития...

Хлесткий эпитет и оксюморон:

А вон и долгополый -

Сторонкой - за сугроб...

Чту нынче невеселый,

Товарищ поп?

Двенадцать героев составляют один отряд:

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:  - Над собой держи контроль!  - Не такое нынче время,  Чтобы нянчиться с тобой! Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «У ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние:  Из-за удали бедовой  В огневых ее очах,  Из-за родинки пунцовой  Возле правого плеча…

Среди них Петька, «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей:

- Над собой держи контроль!

- Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «У ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние:

Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча…

Особенности сюжета поэмы Сюжет двухслойный: внешний , житейский: описание петроградских улиц; и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы- конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:  Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...  Лежи ты, падаль, на снегу!  Революцьонный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг! Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство:  Злоба, грустная злоба  Кипит в груди...  Черная злоба, святая злоба...

Особенности сюжета поэмы

Сюжет двухслойный: внешний , житейский: описание петроградских улиц; и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати».

Один из центров поэмы- конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

Что, Катька, рада? - Ни гу-гу...

Лежи ты, падаль, на снегу!

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется как святое чувство:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

И как святотатство:  Товарищ, винтовку держи, не трусь!  Пальнем-ка пулей в Святую Русь -  В кондовую,  В избяную,  В толстозадую!  Эх, эх, без креста! Несколько раз встречается мотив бдительности :  Неугомонный не дремлет враг! Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11 главе:  … И идут без имени святого  Все двенадцать - вдаль.  Ко всему готовы,  Ничего не жаль... И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

И как святотатство:

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Несколько раз встречается мотив бдительности :

Неугомонный не дремлет враг!

Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстегивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста».

Второй центр поэмы – в 11 главе:

… И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

И дальше отряд идет «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

Образы-символы в поэме. Вьюга, ветер, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика цвета:  «черный ветер», «белый снег», кровавый флаг, число 12, «пес безродный», Христос - Какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого». Другие воспринимают этот образ как кощунство.

Образы-символы в поэме.

Вьюга, ветер, снег – постоянные блоковские мотивы. Символика цвета: «черный ветер», «белый снег», кровавый флаг, число 12, «пес безродный», Христос

- Какое значение имеет образ Христа в поэме?

  • Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, Появление Христа может быть залогом света, символ лучшего, справедливости, Любви, знак веры. Он и «от пули невредим», и он мертвый – «в белом венчике из роз». «Двенадцать стреляют в него, пусть и «невидимого».
  • Другие воспринимают этот образ как кощунство.
Л.К.Долгополов: «Христос в поэме – антитеза псу как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости». А.Горелов: «Блок ввел в поэму образ Христа не как знак церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде, Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» А.Блок: «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Л.К.Долгополов: «Христос в поэме – антитеза псу как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости».

А.Горелов: «Блок ввел в поэму образ Христа не как знак церковной традиции, а народного, не замутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде, Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!»

А.Блок: «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Сатирические образы поэмы . Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка! Старушка убивается - плачет,  Никак не поймет, что значит,  На что такой плакат,  Такой огромный лоскут? Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. И буржуй на перекрестке  В воротник упрятал нос.  А вон и долгополый -  Сторонкой - за сугроб...  Чту нынче невеселый,  Товарищ поп?  Помнишь, как бывало  Брюхом шел вперед,  И крестом сияло  Брюхо на народ?..  А это кто? - Длинные волосы И говорит вполголоса:  - Предатели!  - Погибла Россия!  Должно быть, писатель -  Вития…

Сатирические образы поэмы .

Всякий ходок Скользит - ах, бедняжка!

Старушка убивается - плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб.

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и долгополый -

Сторонкой - за сугроб...

Чту нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

А это кто? - Длинные волосы

И говорит вполголоса:

- Предатели!

- Погибла Россия!

Должно быть, писатель -

Вития…

 Вон барыня в каракуле  К другой подвернулась:  - Уж мы плакали, плакали...  Поскользнулась  И - бац - растянулась! - Только ли представители старого мира изображены сатирически? ...И у нас было собрание...  ...Вот в этом здании...  ...Обсудили -  Постановили:  На время - десять, на ночь - двадцать пять  И меньше - ни с кого не брать...  ...Пойдем спать... Вывод В 1-й главе сатирическое изображение действительности восходит не к примитивному «старый - новый», а к более сложному «нравственно – безнравственно».

Вон барыня в каракуле

К другой подвернулась:

- Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась

И - бац - растянулась!

- Только ли представители старого мира изображены сатирически?

...И у нас было собрание...

...Вот в этом здании...

...Обсудили -

Постановили:

На время - десять, на ночь - двадцать пять

И меньше - ни с кого не брать...

...Пойдем спать...

Вывод

В 1-й главе сатирическое изображение действительности восходит не к примитивному «старый - новый», а к более сложному «нравственно – безнравственно».

- Найдите эпитеты к слову ЗЛОБА. (густая, черная святая) Блок понимает революцию как своего рода наказание правящим классам за из преступное пренебрежение своим государственным м нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является справедливой и в чем-то оправданной. - К какому миру: света или тьмы, добра или зла , принадлежат герои, появляющиеся во 2-й главе?  Гуляет ветер, порхает снег.  Идут двенадцать человек.  Винтовок черные ремни,  Кругом - огни, огни, огни...  В зубах - цыгарка, примят картуз,  На спину б надо бубновый туз!

- Найдите эпитеты к слову ЗЛОБА. (густая, черная святая)

Блок понимает революцию как своего рода наказание правящим классам за из преступное пренебрежение своим государственным м нравственным долгом по отношению к собственному народу. В связи с этим злоба раба, который, восстав, борется за свои права и восстанавливает попранную справедливость, по Блоку, является справедливой и в чем-то оправданной.

- К какому миру: света или тьмы, добра или зла , принадлежат герои, появляющиеся во 2-й главе?

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни...

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Сослагательное наклонение помогает понять авторское отношение: он не судит героев, только констатирует факт. Здесь скорее надо говорить о сочувственном отношении к героям, т.к. их внешность (это видно уже сейчас), и духовный облик (что станет ясно позднее) слишком явно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизни, в которой, чтобы уцелеть, понадобилось стать такими, какими они стали. «Двенадцать» - это «плоть от плоти старого мира» - эта мысль предельно точно передает суть этих персонажей. - Как относятся «двенадцать» к религии? Прокомментируйте слова: Свобода, свобода,  Эх, эх, без креста! Товарищ, винтовку держи, не трусь!  Пальнем-ка пулей в Святую Русь -  В кондовую,  В избяную,  В толстозадую!  Эх, эх, без креста! Свобода понимается как активное неприятие религии, борьба с ней.

Сослагательное наклонение помогает понять авторское отношение: он не судит героев, только констатирует факт. Здесь скорее надо говорить о сочувственном отношении к героям, т.к. их внешность (это видно уже сейчас), и духовный облик (что станет ясно позднее) слишком явно несут на себе следы той жизни, которую они прожили, жизни, в которой, чтобы уцелеть, понадобилось стать такими, какими они стали.

«Двенадцать» - это «плоть от плоти старого мира» - эта мысль предельно точно передает суть этих персонажей.

- Как относятся «двенадцать» к религии? Прокомментируйте слова:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста!

Свобода понимается как активное неприятие религии, борьба с ней.

- Как понимаете слова призыва, ставшие после появления «Двенадцати» визитной карточкой поэмы?  Революционный держите шаг!  Неугомонный не дремлет враг! Призыв играет роль организующего начала: он объясняет, почему герои отправились в свой многотрудный путь, что движет ими на этом пути, помогая преодолевать тяготы его и лишения. - Прочитайте заключительные слова 3-й главы.  Мы на горе всем буржуям  Мировой пожар раздуем,  Мировой пожар в крови -  Господи, благослови! Образ «мирового пожара» как реализация идеи о победе мировой революции. Пожар – это разрушение. Старое должно быть разрушено. Почему же тогда мировой пожар в крови? Человек, вступивший на путь разрушения, разрушает в первую очередь себя, свои нравственные устои, без которых невозможна личность.

- Как понимаете слова призыва, ставшие после появления «Двенадцати» визитной карточкой поэмы?

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Призыв играет роль организующего начала: он объясняет, почему герои отправились в свой многотрудный путь, что движет ими на этом пути, помогая преодолевать тяготы его и лишения.

- Прочитайте заключительные слова 3-й главы.

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

Образ «мирового пожара» как реализация идеи о победе мировой революции. Пожар – это разрушение. Старое должно быть разрушено. Почему же тогда мировой пожар в крови? Человек, вступивший на путь разрушения, разрушает в первую очередь себя, свои нравственные устои, без которых невозможна личность.

- Объясните , почему эта фраза заканчивается обращением к Господу? В этом обращении два аспекта: 1) оно подтверждает нерасторжимое единство героев поэмы с тем миром прошлого , порождением и во многом воплощением которого они являются и от которого отрекаются, стремясь уйти от него, так как в нем благословение Господне было обязательным для любого начинания. 2) оно связано с тем, что «двенадцать» стремятся переложить личную ответственность за свои поступки на власть, не только советскую, но и на духовную. Об этом специфическом качестве русского человека философ Н.Бердяев писал:  «Болезнь русского общественного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной дисциплины, в слабом развитии чувства долга и чувства чести, в отсутствии сознания, нравственной ценности подбора личных качеств». Таким образом, двойственность героев не является их личностным отличием, она определяется нравственным климатом самой эпохи и сама определяет эту эпоху.

- Объясните , почему эта фраза заканчивается обращением к Господу?

В этом обращении два аспекта: 1) оно подтверждает нерасторжимое единство героев поэмы с тем миром прошлого , порождением и во многом воплощением которого они являются и от которого отрекаются, стремясь уйти от него, так как в нем благословение Господне было обязательным для любого начинания. 2) оно связано с тем, что «двенадцать» стремятся переложить личную ответственность за свои поступки на власть, не только советскую, но и на духовную.

Об этом специфическом качестве русского человека философ Н.Бердяев писал: «Болезнь русского общественного сознания я вижу прежде всего в отрицании личной нравственной ответственности и личной дисциплины, в слабом развитии чувства долга и чувства чести, в отсутствии сознания, нравственной ценности подбора личных качеств».

Таким образом, двойственность героев не является их личностным отличием, она определяется нравственным климатом самой эпохи и сама определяет эту эпоху.

За что убили Катьку? В чем ее вина?  Почему в этот момент торжества произвола и жестокости опять появляется революционный призыв?  С чем связаны переживания Петрухи?  Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что в нравственном плане они сотворили? Переживания героев лишены нравственной основы. Они вызваны физическим влечением. Поскольку остальные не обременены памятью о «хмельных ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно:  - Не такое нынче время,  Чтобы нянчиться с тобой!  Потяжеле будет бремя  Нам, товарищ дорогой! - Почему именно в это время появляется революционный призыв? Какова его роль в данном контексте?
  • За что убили Катьку? В чем ее вина?
  • Почему в этот момент торжества произвола и жестокости опять появляется революционный призыв?
  • С чем связаны переживания Петрухи?
  • Осознает ли кто-нибудь из героев поэмы, что в нравственном плане они сотворили?

Переживания героев лишены нравственной основы. Они вызваны физическим влечением. Поскольку остальные не обременены памятью о «хмельных ночках», то они не переживают вовсе: в их системе ценностей то, что они совершили, является поступком обыденным, не заслуживающим переживаний. Их «сочувствие» товарищу весьма своеобразно:

- Не такое нынче время,

Чтобы нянчиться с тобой!

Потяжеле будет бремя

Нам, товарищ дорогой!

- Почему именно в это время появляется революционный призыв? Какова его роль в данном контексте?

8 глава. 8 глава – углубленное проникновение в нравственный (или безнравственный) мир героев. 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть. Чтобы показать это, Блок мастерски строит эти 8 строк: на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровне почти полное уподобление. Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого – полное духовное одичание, забвение самого себя как человека, как личности.  Уж я времечко  Проведу, проведу...  Уж я темечко  Почешу, почешу...  Уж я семечки  Полущу, полущу...  Уж я ножичком  Полосну, полосну!.. - Почему 8 глава заканчивается именно так: «Скучно…»? О какой скуке идет речь?

8 глава.

8 глава – углубленное проникновение в нравственный (или безнравственный) мир героев. 8 строк создают жуткую картину бездуховности: явлениями одного порядка предстают и семечки лущит, и темечко почесать, и ножичком полоснуть.

Чтобы показать это, Блок мастерски строит эти 8 строк: на фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровне почти полное уподобление.

Чудовищное пренебрежение к жизни другого человека, основа которого – полное духовное одичание, забвение самого себя как человека, как личности.

Уж я времечко

Проведу, проведу...

Уж я темечко

Почешу, почешу...

Уж я семечки

Полущу, полущу...

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

- Почему 8 глава заканчивается именно так: «Скучно…»? О какой скуке идет речь?

9 глава. Начало главы – романс о декабристах. Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой?  Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа ?  Не слышно шуму городского  Над невской башней тишина,  И больше нет городового -  Гуляй, ребята, без вина!  Стоит буржуй на перекрестке  И в воротник упрятал нос.  А рядом жмется шерстью жесткой  Поджавший хвост паршивый пес.  Стоит буржуй, как пес голодный,  Стоит безмолвный, как вопрос.  И старый мир, как пес безродный,  Стоит за ним, поджавши хвост. - Можно ли сказать, что этот вопрос о месте страдающего человека в этом мире главный не только в 9 главе, но и во всей поэме?

9 глава.

Начало главы – романс о декабристах.

  • Случайно ли образ буржуя дан на перекрестке? Что такое перекресток? Только ли 4 дороги, ли это еще и крест? Может ли хоть одна из дорог привести в ту жизнь, где он станет самим собой?
  • Как вы понимаете образ «человек-вопрос»? К кому обращается этот вопрос? Можно ли на него ответить? Кто мог бы на него ответить? Почему человек-вопрос застыл там, где находится сердце распятого Христа ?

Не слышно шуму городского

Над невской башней тишина,

И больше нет городового -

Гуляй, ребята, без вина!

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

- Можно ли сказать, что этот вопрос о месте страдающего человека в этом мире главный не только в 9 главе, но и во всей поэме?

В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».

В 9 главе Блок рисует страшную по своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому, что мир, в котором он мог бы быть человеком разрушен теми самыми «двенадцатью», которые продолжают свое победное шествие «Гуляй, ребята, без вина!».

 - Ох, пурга какая, спасе!  - Петька! Эй, не завирайся!  От чего тебя упас  Золотой иконостас?  Бессознательный ты, право,  Рассуди, подумай здраво -  Али руки не в крови  Из-за Катькиной любви?  - Шаг держи революционный!  Близок враг неугомонный!  Вперед, вперед, вперед,  Рабочий народ! 10 глава.  Разыгралась чтой-то вьюга,  Ой, вьюга, ой, вьюга!  Не видать совсем друг друга  За четыре за шага!  Снег воронкой завился,  Снег столбушкой поднялся... Случайно ли оговорка Петьки СПАСЕ вызывает такую тираду?  Случайно ли сама Катька объявляется виновницей свой смерти?  Почему именно в момент минутного колебания героя появляется призыв:  - Шаг держи революционный!  Близок враг неугомонный!  Вперед, вперед, вперед,  Рабочий народ!

- Ох, пурга какая, спасе!

- Петька! Эй, не завирайся!

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Бессознательный ты, право,

Рассуди, подумай здраво -

Али руки не в крови

Из-за Катькиной любви?

- Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

10 глава.

Разыгралась чтой-то вьюга,

Ой, вьюга, ой, вьюга!

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Снег воронкой завился,

Снег столбушкой поднялся...

  • Случайно ли оговорка Петьки СПАСЕ вызывает такую тираду?
  • Случайно ли сама Катька объявляется виновницей свой смерти?
  • Почему именно в момент минутного колебания героя появляется призыв:

- Шаг держи революционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

Глава 11 - Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение? Куда идут «двенадцать»? В какую даль ? В сегодня? Почему же наш сегодняшний день так непригляден?  Ничего не жаль? А себя? Кто этому виной? Или это жизнь сделала их такими? Не в лесу же они жили и не в одночасье такими стали.  ...И идут без имени святого  Все двенадцать - вдаль.  Ко всему готовы,  Ничего не жаль... М.Горький «Несвоевременные мысли»:  «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и , в то же врем, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».( = сегодняшний день !)

Глава 11

- Почему эта строфа отделена от предыдущей и последующих многоточием? Значит ли это, что Блок придает ей особое значение?

  • Куда идут «двенадцать»? В какую даль ? В сегодня? Почему же наш сегодняшний день так непригляден?
  • Ничего не жаль? А себя? Кто этому виной? Или это жизнь сделала их такими? Не в лесу же они жили и не в одночасье такими стали.

...И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

М.Горький «Несвоевременные мысли»: «Наша революция дала простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и , в то же врем, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».( = сегодняшний день !)

Глава 12. - Дважды повторяется слово ДЕРЖАВНЫЙ. О какой державе идет речь? Герои поэмы должны уходить из старого мира вперед к новому, на самом же деле они идут по кругу, так как держава старая и держава новая одинаково безнравственны. Они пытаются создать новый мир по образу старого. Ничего, кроме этого, они не видели и не умеют. Именно поэтому их путь пролегает сквозь мглу, пылящую им в очи, искажая не только действительность, но и представления о ней. Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Глава 12.

- Дважды повторяется слово ДЕРЖАВНЫЙ. О какой державе идет речь?

Герои поэмы должны уходить из старого мира вперед к новому, на самом же деле они идут по кругу, так как держава старая и держава новая одинаково безнравственны. Они пытаются создать новый мир по образу старого. Ничего, кроме этого, они не видели и не умеют. Именно поэтому их путь пролегает сквозь мглу, пылящую им в очи, искажая не только действительность, но и представления о ней.

Картина, нарисованная в последней главе, - двенадцать красноармейцев и позади голодный пес, олицетворение старого мира. Блок понимал, что прошлое и будущее на таких крутых поворотах истории, как революция, неразрывно связаны между собой.

Последняя строфа – апогей шествия. Расстановка героев: «позади голодный пес» (образ старого мира), центр группы – двенадцать, а впереди них невидимый ими и, как они считают, абсолютно им ненужный (что и словом и делом доказывалось на протяжении поэмы) – Иисус Христос. Появление Христа в конце поэмы неслучайно. Образ Творца постоянно присутствует в ней. Записная книжка поэта . «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

Последняя строфа – апогей шествия. Расстановка героев: «позади голодный пес» (образ старого мира), центр группы – двенадцать, а впереди них невидимый ими и, как они считают, абсолютно им ненужный (что и словом и делом доказывалось на протяжении поэмы) – Иисус Христос.

Появление Христа в конце поэмы неслучайно. Образ Творца постоянно присутствует в ней.

Записная книжка поэта . «Когда я закончил поэму, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и Другого пока нет, а надо Другого».

- Почему поэту страшно, что Он опять с ними? Начало христианства как религии угнетенных в римских катакомбах – почти 200-летнее его шествие и революция как итог этого шествия. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути пусти – ибо он не принес ни мира, ни добра. - Почему надо было бы Другого? О ком это? Почему он нужен? Христос в финал поэмы берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, потому что он неволен в себе, он не может оставить несовершенное творение - человека наедине с враждебными черными силами (с этого цвета начинается поэма). Если Он с ними , то остается какая-то, пусть ничтожная надежда на то, что смута в душе человека уступит место свету, добру. Без Него такой надежды быть не может. Наверное потому, начиная поэму черным цветом, Блок заканчивает ее белым.

- Почему поэту страшно, что Он опять с ними?

Начало христианства как религии угнетенных в римских катакомбах – почти 200-летнее его шествие и революция как итог этого шествия. Отсюда и страх перед повторением бессмысленного по сути пусти – ибо он не принес ни мира, ни добра.

- Почему надо было бы Другого? О ком это? Почему он нужен?

Христос в финал поэмы берет в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, потому что он неволен в себе, он не может оставить несовершенное творение - человека наедине с враждебными черными силами (с этого цвета начинается поэма). Если Он с ними , то остается какая-то, пусть ничтожная надежда на то, что смута в душе человека уступит место свету, добру. Без Него такой надежды быть не может. Наверное потому, начиная поэму черным цветом, Блок заканчивает ее белым.

Оценка поэмы Петром Струве. СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН «Но все-таки поэма «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только акая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом» - Согласны ли вы с такой оценкой?

Оценка поэмы Петром Струве.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН

«Но все-таки поэма «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нем он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем грандиозности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только акая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом»

- Согласны ли вы с такой оценкой?

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее сложных эпох в истории России. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение творчества Блока. К.Сомов. Портрет А.А.Блока.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее сложных эпох в истории России. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. Именно в этом непреходящее значение творчества Блока.

К.Сомов. Портрет А.А.Блока.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!