СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Особенности морфологических признаков причастия и деепричастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Цель презентации – определить уровень знаний по темам “Причастие” и “Деепричастие”, систематизировать ранее полученные знания о причастии и деепричастии (общее грамматическое значение, морфологические, синтаксические признаки); выработать навыки правильного образования причастий и  правильного написания их суффиксов; выработать навыки образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; закрепить навыки пунктуационного оформления предложений с причастными оборотами, с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами 

Просмотр содержимого презентации
«МАСТЕР-КЛАСС»

Особенности   морфологических признаков причастия и деепричастия

Особенности морфологических признаков причастия и деепричастия

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. Л.Толстой

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею.

Л.Толстой

Орфоэпическая разминка    Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить.

Орфоэпическая разминка 

Включим, балуемся, повторим, закрепим, углубим, облегчить.

Два дня буйно пламенели рас-пустившиеся маки. Издали они походили на зажженные факелы с дивными, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Два дня буйно пламенели рас-пустившиеся маки. Издали они походили на зажженные факелы с дивными, весело полыхающими на ветру языками пламени.

Добываемый уголь льется непрерывным потоком. Ранен Акимыч был бескровно, но тяжело.

Добываемый уголь льется непрерывным потоком. Ранен Акимыч был бескровно, но тяжело.

НЕ с причастиями пишется слитно и раздельно Раздельно 1. Если у причастия есть зависимое слово Не застывший за ночь песок жег ноги. 2. Если есть противопоставление с союзом а Не затихающий, а нарастающий гул моря не давал уснуть. 3. Если причастие в краткой форме Рожь не сжата. Слитно 1. Если у причастия нет зависимого слова Неостывший песок жег ноги. 2. Если нет противопоставления Незатихающий гул моря не давал уснуть.

НЕ с причастиями

пишется слитно и раздельно

Раздельно

1. Если у причастия есть зависимое слово

Не застывший за ночь песок жег ноги.

2. Если есть противопоставление с союзом а

Не затихающий, а нарастающий гул моря не давал уснуть.

3. Если причастие в краткой форме

Рожь не сжата.

Слитно

1. Если у причастия нет зависимого слова

Неостывший песок жег ноги.

2. Если нет противопоставления

Незатихающий гул моря не давал уснуть.

Образование деепричастий несовершенного  и совершенного вида Деепричастия На какие вопросы отвечают Несовершенного вида, (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным) Что делая? Как образуются Совершенного вида (законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала основного действия)   Примеры Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а (-я)  Что сделав?   глядят — глядя кричат - крича улыбаются — улыбаясь Основа неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в, -вши, -ши выскочить -выскочив выскочить -выскочивши испечь -исп ѐ кши Основа простого будущего времени глагола + суффикс -а (-я)  прищурятся -прищурясь

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида

Деепричастия

На какие вопросы отвечают

Несовершенного вида, (незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с основным)

Что делая?

Как образуются

Совершенного вида (законченное добавочное действие, которое, как правило, совершается до начала основного действия)

 

Примеры

Основа настоящего времени глагола несовершенного вида + суффикс -а (-я)

Что сделав?

 

глядят — глядя кричат - крича улыбаются — улыбаясь

Основа неопределенной формы глагола совершенного вида + суффиксы -в, -вши, -ши

выскочить -выскочив выскочить -выскочивши испечь -исп ѐ кши

Основа простого будущего времени глагола + суффикс -а (-я)

прищурятся -прищурясь

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:  а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут. Исключение: мчаться — мчатся — мчась;  б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут;  в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут;  г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:

а) от глаголов, корни которых состоят из одних согласных: лить — льют, шить — шьют, бить — бьют, рвать — рвут, жечь — жгут, ждать — ждут, лгать — лгут. Исключение: мчаться — мчатся — мчась; б) от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: писать — пишут, хлестать — хлещут; в) от глаголов с основой на г, к, х: беречь — берегут, стеречь — стерегут; течь — текут; г) от глаголов с суффиксом -ну-: мокнуть — мокнут, гаснуть — гаснут.

1. Художник Борис Иванович в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться. 2. Подумав он решил стрелять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц сидевших на озере. 3. Зарядив ружье приготовился выстрелить. 4. Но стало казаться что не в лебедя а в человека стреляешь. 5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке превращенной в лебедя. 6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом попятившись отошел. 7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности грозившей им. 8. Такова власть красоты.

1. Художник Борис Иванович в тумане подкравшись к лебедям, стал целиться.

2. Подумав он решил стрелять мелкой дробью надеясь убить побольше птиц сидевших на озере.

3. Зарядив ружье приготовился выстрелить.

4. Но стало казаться что не в лебедя а в человека стреляешь.

5. Вспомнилась поэтическая сказка о девушке превращенной в лебедя.

6. Опустив ружье он долго любовался гордыми птицами потом попятившись отошел.

7. Лебеди так и не узнали о страшной опасности грозившей им.

8. Такова власть красоты.

Задание 1. Найти причастия, определить их морфологические признаки.

Задание 1. Найти причастия, определить их морфологические признаки.

Задание 2. Выписать предложения с причастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 2. Выписать предложения с причастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 3. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

Задание 3. Сделать обособленный причастный оборот необособленным. Записать полученное предложение.

Задание 4. Распределить в два столбика: слитное и раздельное написание не с причастиями.  (Не)выполненная вовремя работа; (не)выспавшийся ребенок; (не)опубликованный в газете очерк; (не)греющее солнце; (не)замерзающий зимой ручей; (не)выполненное в срок задание; (не)построенный дом; письмо, (не)прочитанное корреспондентом; (не)тронутый снег; (не)признанный современниками писатель; неутомимый труженик.

Задание 4. Распределить в два столбика: слитное и раздельное написание не с причастиями.

(Не)выполненная вовремя работа; (не)выспавшийся ребенок; (не)опубликованный в газете очерк; (не)греющее солнце; (не)замерзающий зимой ручей; (не)выполненное в срок задание; (не)построенный дом; письмо, (не)прочитанное корреспондентом; (не)тронутый снег; (не)признанный современниками писатель; неутомимый труженик.

Задание 5. Найти деепричастия, определить их морфологические признаки.

Задание 5. Найти деепричастия, определить их морфологические признаки.

Задание 6. Выписать предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 6. Выписать предложения с деепричастиями, расставив недостающие знаки препинания.

Задание 7. От глаголов из текста образовать деепричастия.

Задание 7. От глаголов из текста образовать деепричастия.

Задание 8.  Списать, раскрыв скобки.  (Не)терпя возражений, сильно (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (ни)сколько (не)думая, (не)навидя ложь, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни с кем.

Задание 8. Списать, раскрыв скобки.

(Не)терпя возражений, сильно (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (ни)сколько (не)думая, (не)навидя ложь, (не)истовствуя от досады, (не)здороваясь ни с кем.

Рефлексия. Чему мы научились на уроке?

Рефлексия.

Чему мы научились на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!