СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Односоставные определённо - личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

Обучающие:

  • дать понятие определенно-личных предложений;
  • сформировать умения находить определенно-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Односоставные определённо - личные предложения"»

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЁННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЁННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

ЦЕЛИ УРОКА дать понятие определенно-личных предложений; сформировать умения находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям; сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;

ЦЕЛИ УРОКА

  • дать понятие определенно-личных предложений;
  • сформировать умения находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
  • сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;

Добрый день!   На уроке будь старательным,  Будь спокойным и внимательным.  2.Всё пиши, не отставая,  Слушай, не перебивая.  3.Говорите чётко, внятно,  Чтобы было всё понятно.

Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3.Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно.

 Добрый день!   4.Если хочешь отвечать,  Надо руку поднимать.  В стране родного языка  Не всё известно нам пока,  Но путешествовать начнём  И сами до всего дойдём .

Добрый день! 4.Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём .

Разми ́ нка          - По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения? - Какие предложения называются двусоставными, односоставными?

Разми ́ нка

- По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

- Какие предложения называются двусоставными, односоставными?

Цифровой диктант    1-если предложения односоставные, 2-если предложения  двусоставные. -Назовите односоставные назывные предложения.

Цифровой диктант

1-если предложения односоставные,

2-если предложения

двусоставные.

-Назовите односоставные назывные предложения.

Цифровой диктант    Я помню чудное мгновенье. Хмурое, зимнее утро. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты. Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи. Я гимны прежние пою.

Цифровой диктант

Я помню чудное мгновенье. Хмурое, зимнее утро. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты.

Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи.

Я гимны прежние пою.

Проверь себя!    ОДНОСОСТАВНОЕ ДВУСОСТАВНОЕ Хмурое, зимнее утро. Зима. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты. Я помню чудное мгновенье. Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи. И я судьбу благословил. Я гимны прежние пою.

Проверь себя!

ОДНОСОСТАВНОЕ

ДВУСОСТАВНОЕ

Хмурое, зимнее утро. Зима.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты.

Я помню чудное мгновенье.

Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи.

И я судьбу благословил.

Я гимны прежние пою.

Иссле ́ довательская работа.    Работа с карточками . Задание:  Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы. -Назовите предложение, которое отличается от других. Чем оно отличается? Докажите.    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Иссле ́ довательская работа.

Работа с карточками .

Задание: Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.

-Назовите предложение, которое отличается от других. Чем оно отличается? Докажите.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Иссле ́ довательская работа.    Редкие тучки разбегались по (нежно) голубому своду. Стою один среди равнины голой. Город утонул в (мелово) туманной тени.  Свод неба был тих и чист.      день идёшь по дорожке парка и любуешься

Иссле ́ довательская работа.

Редкие тучки разбегались по (нежно) голубому своду.

Стою один среди равнины голой.

Город утонул в (мелово) туманной тени. Свод неба был тих и чист.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Предложения  определённо-личные. сказуемое-глагол в форме 1-го лица ед. и мн. ч.  2-го лица ед. и мн. ч.  Изъявительного или повелительного наклонения (можно подставить местоимения  я, ты, мы, вы )

Предложения определённо-личные.

сказуемое-глагол в форме

  • 1-го лица ед. и мн. ч.
  • 2-го лица ед. и мн. ч.

Изъявительного или повелительного наклонения

(можно подставить местоимения

я, ты, мы, вы )

Определенно-личные предложения

Определенно-личные предложения

ВЫВОДЫ    Определённо – личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником. Главный член односоставного определённо –личного предложения выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.     день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

ВЫВОДЫ

  • Определённо – личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.
  • Главный член односоставного определённо –личного предложения выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Комментированное письмо.    Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в определённо – личных предложениях?  Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов)  день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

Комментированное письмо.

  • Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в определённо – личных предложениях?
  • Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин)

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский)

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов)

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Проверь себя!    Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. мн.ч., ) Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв.накл., 2 л., ед.ч.) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв.накл., 2 л., мн.ч.) И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв.накл., 1 л, ед.ч.).  день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

Проверь себя!

  • Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. мн.ч., )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв.накл., 2 л., ед.ч.)

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв.накл., 2 л., мн.ч.)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв.накл., 1 л, ед.ч.).

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Работа с текстом.    -Какие двусоставные предложения можно заменить односоставными определенно-личными? Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п_лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине   ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожуна просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.   день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

Работа с текстом.

-Какие двусоставные предложения можно заменить односоставными определенно-личными?

Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п_лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине  ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожуна просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Работа с текстом.    Творческая работа Раннее утро. Просыпаюсь и на ц_почках вхожу в п_лисадник. Иду (в)доль реки. Наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине   ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.   день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

Работа с текстом.

Творческая работа

Раннее утро. Просыпаюсь и на ц_почках вхожу в п_лисадник. Иду (в)доль реки. Наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине  ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Проверь себя!    Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв. накл., 1 л., мн.ч. ) Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. накл., 2 л., ед.ч.) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв. накл., 2 л., мн.ч.) И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв. накл., 1 л, ед.ч.).  день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

Проверь себя!

Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв. накл., 1 л., мн.ч. )

Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. накл., 2 л., ед.ч.)

Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв. накл., 2 л., мн.ч.)

И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов)

(изъяв. накл., 1 л, ед.ч.).

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Самостоятельная работа (упр.184)    Идём по платформе. Сердечно пр..ветствую то старуху с..дящую в окружени.. баулов и чайников то носильщика расхаж..вающего по перрону в белом фартуке то маленькую девочку быстро семенящую куда – то мимо нас с тяж..лой к..рзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на пр..ветствия несущиеся к тебе со всех сторон. день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

Самостоятельная работа (упр.184)

Идём по платформе. Сердечно пр..ветствую то старуху с..дящую в окружени.. баулов и чайников то носильщика расхаж..вающего по перрону в белом фартуке то маленькую девочку быстро семенящую куда – то мимо нас с тяж..лой к..рзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на пр..ветствия несущиеся к тебе со всех сторон.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!    Идём по платформе. Сердечно приветствую то старуху, сидящую в окружении баулов и чайников, то носильщика, расхаживающего по перрону в белом фартуке, то маленькую девочку, быстро семенящую куда – то мимо нас с тяжёлой корзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия, несущиеся к тебе со всех сторон. день идёшь по дорожке парка и любуешься  12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Идём по платформе. Сердечно приветствую то старуху, сидящую в окружении баулов и чайников, то носильщика, расхаживающего по перрону в белом фартуке, то маленькую девочку, быстро семенящую куда – то мимо нас с тяжёлой корзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия, несущиеся к

тебе со всех сторон.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

12

Работа в группах. 1 группа. 2 группа. Найдите двусоставные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.  3 группа. Найдите односоставные определенно-личные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.  Найдите односоставные назывные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.

Работа в группах.

1 группа.

2 группа.

Найдите двусоставные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.

3 группа.

Найдите односоставные определенно-личные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.

Найдите односоставные назывные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.

Творческая работа    Карточка. 1. Люблю грозу в начале мая. 2. В садах ученики окапывают деревья. 3. Осень. 4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам! 5 Поедешь со мной? 6. Раннее утро. 7. Стой за правду горой. 8. Вот и беседка. 9. Верните книгу в библиотеку. 10. Посмотрите на них! 11.Дождь шумел, гудел, хлопал.    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Творческая работа

Карточка.

1. Люблю грозу в начале мая.

2. В садах ученики окапывают деревья.

3. Осень.

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

5 Поедешь со мной?

6. Раннее утро.

7. Стой за правду горой.

8. Вот и беседка.

9. Верните книгу в библиотеку.

10. Посмотрите на них!

11.Дождь шумел, гудел, хлопал.

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Проверь себя. 1 группа. В садах ученики окапывают деревья. 2 группа. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам! Люблю грозу в начале мая. 3 группа.   Дождь шумел, гудел, хлопал. Поедешь со мной? Осень.  Стой за правду горой. Раннее утро.  Верните книгу в библиотеку. Вот и беседка. Посмотрите на них!

Проверь себя.

1 группа.

В садах ученики окапывают деревья.

2 группа.

Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

Люблю грозу в начале мая.

3 группа.

Дождь шумел, гудел, хлопал.

Поедешь со мной?

Осень.

Стой за правду горой.

Раннее утро.

Верните книгу в библиотеку.

Вот и беседка.

Посмотрите на них!

Тестирование    Укажите номера определенно - личных предложений. 1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста. 2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры. 3.Выглядываю в окно и не узнаю леса. 4.Весенняя ночь стояла над горами. 5.Стою под солнцем. 6.Она хотела уехать в деревню. 7.Не люблю снег с дождем. 8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес. 9.Река неожиданно меняет направление. 10. Друзья, берегите природу!    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Тестирование

  • Укажите номера определенно - личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

4.Весенняя ночь стояла над горами.

5.Стою под солнцем.

6.Она хотела уехать в деревню.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

9.Река неожиданно меняет направление.

10. Друзья, берегите природу!

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Проверь себя    Укажите номера определенно - личных предложений. 1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста. 3.Выглядываю в окно и не узнаю леса. 5.Стою под солнцем. 7.Не люблю снег с дождем. 8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес. 10. Друзья, берегите природу!    день идёшь по дорожке парка и любуешься

Проверь себя

  • Укажите номера определенно - личных предложений.

1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.

5.Стою под солнцем.

7.Не люблю снег с дождем.

8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

10. Друзья, берегите природу!

день идёшь по дорожке парка и любуешься

Закрепление изученного 1) Люблю грозу в начале мая 2) Уходим завтра в море.  3) Не из Москвы ли будешь? 4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь! 5) Выберите себе книгу по вкусу. 6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.

Закрепление изученного

1) Люблю грозу в начале мая

2) Уходим завтра в море.

3) Не из Москвы ли будешь?

4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь!

5) Выберите себе книгу по вкусу.

6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.

 Физкультминутка          А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо, влево  И берёмся вновь за дело.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

Итоги урока  Мы познакомились с определенно - личными предложениями.  Мы познакомились с определенно - личными предложениями. Это односоставные предложения, с главным членом сказуемым – глаголом в форме 1, 2 лица, единственного и множественного числа. Определенно - личные предложения  Определенно - личные предложения  встречаются в живой разговорной речи.

Итоги урока

  • Мы познакомились с определенно - личными предложениями.
  • Мы познакомились с определенно - личными предложениями.

Это односоставные предложения, с

главным членом сказуемым – глаголом в форме 1,

2 лица, единственного и множественного

числа.

  • Определенно - личные предложения
  • Определенно - личные предложения

встречаются в живой разговорной речи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ    § 32, стр.105 (выучить правило); упр. № 186; выполнить тестовые задания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 32, стр.105 (выучить правило); упр. № 186; выполнить тестовые задания.

Рефлексия   хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо, но есть вопросы

многое непонятно


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!