ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЁННО – ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
ЦЕЛИ УРОКА
- дать понятие определенно-личных предложений;
- сформировать умения находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям;
- сформировать умение использовать определенно-личные предложения в речи;
Добрый день! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. 2.Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. 3.Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно.
Добрый день! 4.Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём .
Разми ́ нка
- По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?
- Какие предложения называются двусоставными, односоставными?
Цифровой диктант
1-если предложения односоставные,
2-если предложения
двусоставные.
-Назовите односоставные назывные предложения.
Цифровой диктант
Я помню чудное мгновенье. Хмурое, зимнее утро. Зима. И я судьбу благословил. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты.
Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи.
Я гимны прежние пою.
Проверь себя!
ОДНОСОСТАВНОЕ
ДВУСОСТАВНОЕ
Хмурое, зимнее утро. Зима.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык! Звенят куранты.
Я помню чудное мгновенье.
Приветствую тебя, пустынный уголок. Три часа ночи.
И я судьбу благословил.
Я гимны прежние пою.
Иссле ́ довательская работа.
Работа с карточками .
Задание: Прочитайте предложения на карточках. Раскройте скобки, найдите грамматические основы.
-Назовите предложение, которое отличается от других. Чем оно отличается? Докажите.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Иссле ́ довательская работа.
Редкие тучки разбегались по (нежно) голубому своду.
Стою один среди равнины голой.
Город утонул в (мелово) туманной тени. Свод неба был тих и чист.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Предложения определённо-личные.
сказуемое-глагол в форме
- 1-го лица ед. и мн. ч.
- 2-го лица ед. и мн. ч.
Изъявительного или повелительного наклонения
(можно подставить местоимения
я, ты, мы, вы )
Определенно-личные предложения
ВЫВОДЫ
- Определённо – личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.
- Главный член односоставного определённо –личного предложения выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или 2-го лица повелительного наклонения.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Комментированное письмо.
- Определите, какие формы глагола (наклонение, лицо, число) используются в определённо – личных предложениях?
- Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин)
Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский)
Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь)
И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов)
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Проверь себя!
- Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв.накл., 1 л. мн.ч., )
Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв.накл., 2 л., ед.ч.)
Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв.накл., 2 л., мн.ч.)
И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов) (изъяв.накл., 1 л, ед.ч.).
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Работа с текстом.
-Какие двусоставные предложения можно заменить односоставными определенно-личными?
Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках я вхожу в п_лисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожуна просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Работа с текстом.
Творческая работа
Раннее утро. Просыпаюсь и на ц_почках вхожу в п_лисадник. Иду (в)доль реки. Наблюдаю, как к_мпания приехавшая в машине ра_пол_гается на отдых. Тропинка обогнула песча_ый косогор и я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Проверь себя!
Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою. (А.С.Пушкин) (изъяв. накл., 1 л., мн.ч. )
Куда бежишь, тропинка милая? (М. Исаковский) (изъяв. накл., 2 л., ед.ч.)
Чему смеётесь? Над собой смеётесь! (Н.В. Гоголь) (изъяв. накл., 2 л., мн.ч.)
И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. (А.С.Грибоедов)
(изъяв. накл., 1 л, ед.ч.).
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Самостоятельная работа (упр.184)
Идём по платформе. Сердечно пр..ветствую то старуху с..дящую в окружени.. баулов и чайников то носильщика расхаж..вающего по перрону в белом фартуке то маленькую девочку быстро семенящую куда – то мимо нас с тяж..лой к..рзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на пр..ветствия несущиеся к тебе со всех сторон.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Идём по платформе. Сердечно приветствую то старуху, сидящую в окружении баулов и чайников, то носильщика, расхаживающего по перрону в белом фартуке, то маленькую девочку, быстро семенящую куда – то мимо нас с тяжёлой корзиной. Идёшь по дороге и только успеваешь отвечать на приветствия, несущиеся к
тебе со всех сторон.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
12
Работа в группах.
1 группа.
2 группа.
Найдите двусоставные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.
3 группа.
Найдите односоставные определенно-личные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.
Найдите односоставные назывные предложения, выпишите номера этих предложений и грамматическую основу.
Творческая работа
Карточка.
1. Люблю грозу в начале мая.
2. В садах ученики окапывают деревья.
3. Осень.
4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!
5 Поедешь со мной?
6. Раннее утро.
7. Стой за правду горой.
8. Вот и беседка.
9. Верните книгу в библиотеку.
10. Посмотрите на них!
11.Дождь шумел, гудел, хлопал.
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Проверь себя.
1 группа.
В садах ученики окапывают деревья.
2 группа.
Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!
Люблю грозу в начале мая.
3 группа.
Дождь шумел, гудел, хлопал.
Поедешь со мной?
Осень.
Стой за правду горой.
Раннее утро.
Верните книгу в библиотеку.
Вот и беседка.
Посмотрите на них!
Тестирование
- Укажите номера определенно - личных предложений.
1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.
2.В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.
3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.
4.Весенняя ночь стояла над горами.
5.Стою под солнцем.
6.Она хотела уехать в деревню.
7.Не люблю снег с дождем.
8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
9.Река неожиданно меняет направление.
10. Друзья, берегите природу!
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Проверь себя
- Укажите номера определенно - личных предложений.
1.Будьте внимательны к людям преклонного возраста.
3.Выглядываю в окно и не узнаю леса.
5.Стою под солнцем.
7.Не люблю снег с дождем.
8.Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.
10. Друзья, берегите природу!
день идёшь по дорожке парка и любуешься
Закрепление изученного
1) Люблю грозу в начале мая
2) Уходим завтра в море.
3) Не из Москвы ли будешь?
4) Чему смеётесь? Над собой смеётесь!
5) Выберите себе книгу по вкусу.
6) Пойдёмте в сад. Давайте поработаем.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
Итоги урока
- Мы познакомились с определенно - личными предложениями.
- Мы познакомились с определенно - личными предложениями.
Это односоставные предложения, с
главным членом сказуемым – глаголом в форме 1,
2 лица, единственного и множественного
числа.
- Определенно - личные предложения
- Определенно - личные предложения
встречаются в живой разговорной речи.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 32, стр.105 (выучить правило); упр. № 186; выполнить тестовые задания.
Рефлексия
хорошо усвоил
отлично усвоил и могу применить на практике
усвоил хорошо, но есть вопросы
многое непонятно