СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения", 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку по ФГОС в 5 классе...

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения", 5 класс.»

ТЕМА: Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

ТЕМА:

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах.

Вставьте пропущенные буквы и  разберите словосочетания  Пуш_стый снег Поднимает(?)ся по лестнице Кру_ка молока Расставьте знаки препинания и разберите синтаксически предложение Исчезли в темноте берёзовые рощи поля холмы.

Вставьте пропущенные буквы и

разберите словосочетания

Пуш_стый снег

Поднимает(?)ся по лестнице

Кру_ка молока

Расставьте знаки препинания и разберите синтаксически предложение

Исчезли в темноте берёзовые рощи поля холмы.

Цифровой диктант Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены. 1.Старушоночка прядёт и за пряжею поёт. 2. На пиру я не была, но подарок принесла. 3.По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки. 4.Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице.

Цифровой диктант

Выпишите номера предложений, в  которых есть  однородные члены.

1.Старушоночка прядёт и за пряжею поёт.

2. На пиру я не была, но подарок принесла.

3.По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки.

4.Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице.

Назовите одним словом предметы в каждом ряду

Назовите одним словом предметы в каждом ряду

Назовите одним словом предметы в каждом ряду  деревья  посуда  фрукты

Назовите одним словом предметы в каждом ряду

деревья

посуда

фрукты

 Перед нами ряд однородных членов:  колокольчики,  васильки, ромашки, незабудки, одуванчики  Как можно назвать  все эти слова одним словом?

Перед нами ряд

однородных членов:

колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики

Как можно назвать

все эти слова

одним словом?

Слово цветы вмещает в себя и колокольчики, и васильки, и ромашки, и незабудки, и одуванчики. Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов. Внимание! Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом . Оно обобщает, вмещает в себя все остальные слова.

Слово цветы вмещает в себя и колокольчики, и васильки, и ромашки, и незабудки, и одуванчики. Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов.

Внимание! Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом . Оно обобщает, вмещает в себя все остальные слова.

ТЕМА: Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

ТЕМА:

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Знаки препинания при обобщающих словах.

 Знать и уметь - что такое обобщающие слова;  - находить обобщающие слова в предложении; - какие части речи могут быть в роли обобщающих слов; - определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;  - какими членами предложения могут быть обобщающие слова;  - ставить знаки препинания при обобщающих словах - какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;

Знать и уметь

- что такое обобщающие слова;

- находить обобщающие слова в предложении;

- какие части речи могут быть в роли обобщающих слов;

- определять, какими членами предложения являются обобщающие слова;

- какими членами предложения могут быть обобщающие слова;

- ставить знаки препинания при обобщающих словах

- какие знаки препинания ставятся в предложении при обобщающих словах;

Посмотрите на ряды однородных членов и найдите среди них обобщающие слова  Береза Клен Осина Дерево Тапочки Ботинки Валенки Обувь Одежда Платье Рубашка Джинсы Куртка

Посмотрите на ряды однородных членов и найдите среди них обобщающие слова

Береза

Клен

Осина

Дерево

Тапочки

Ботинки

Валенки

Обувь

Одежда

Платье

Рубашка

Джинсы

Куртка

Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова: ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ

Существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова:

ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО, ВЕЗДЕ

 Знаки препинания при обобщающих словах. Шары были разных цветов: красные, синие и желтые. а именно . : , . и

Знаки препинания при обобщающих словах.

Шары были разных цветов: красные, синие и желтые.

а именно

.

:

,

.

и

В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери. это , . - , и

В зоопарке живут тигры, львы, слоны и обезьяны – разные звери.

это

,

.

-

,

и

 Запомним ! . .

Запомним !

.

.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, сели, встали И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

Мы писали и устали,

Все мы дружно тихо встали,

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали: раз, два, три.

Сели, встали, сели, встали

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Ручки выше, шире плечи,

Раз, два, три, дыши ровней,

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

  Работа в парах

Работа в парах

Прочитайте текст и выполните задания.    (1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.   

Прочитайте текст и выполните задания.  (1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и начинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.  

1.В каком предложении заключена основная мысль текста? 2. Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное. 3. Среди предложений 5-8найдите простые предложения. 4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу. 5. Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное.

1.В каком предложении заключена основная мысль текста?

2. Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное.

3. Среди предложений 5-8найдите простые предложения.

4. Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

5. Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное.

6. Из предложения 6 выпишите слово ВСЕХ и разберите фонетически. 7. Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4). 8. Напишите, простым или сложным является предложение 7. 9. Сделайте морфемный разбор слова ГОЛОДНЫЕ(предложение 10) 10. Передайте содержание текста своими словами.

6. Из предложения 6 выпишите слово ВСЕХ и разберите фонетически.

7. Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4).

8. Напишите, простым или сложным является предложение 7.

9. Сделайте морфемный разбор слова ГОЛОДНЫЕ(предложение 10)

10. Передайте содержание текста своими словами.

К доктору Айболиту приходили лечиться все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.

К доктору Айболиту приходили лечиться все и ворона и лисица и жучок и червячок и медведица.

К доктору Айболиту приходили лечиться все: и ворона, и лисица, и жучок, и червячок, и медведица.

К доктору Айболиту приходили лечиться все: и ворона, и лисица, и жучок, и червячок, и медведица.

А помните, что происходило в сказке «Мойдодыр»?  Утюги за сапогами сапоги за пирогами пироги за утюгами кочерга за  кушаком всё и вертится и кружится и несётся кувырком.

А помните, что происходило в сказке «Мойдодыр»?

Утюги за сапогами сапоги за пирогами пироги за утюгами кочерга за

кушаком всё и вертится и кружится и несётся кувырком.

А помните, что происходило в сказке «Мойдодыр»?  «Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгами, кочерга за  кушаком – всё и вертится, и кружится, и несётся кувырком».

А помните, что происходило в сказке «Мойдодыр»?

«Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгами, кочерга за

кушаком – всё и вертится, и кружится, и несётся кувырком».

Работа с учебником.  Упражнение 211.

Работа с учебником. Упражнение 211.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ! Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж  картину корзину картонку и маленькую собачонку

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж

картину корзину картонку и маленькую собачонку

ПОТРЕНИРУЕМСЯ! Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,  картину, корзину, картонку и маленькую собачонку , , , , , И

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,

картину, корзину, картонку и маленькую собачонку

,

,

,

,

,

И

ПОТРЕНИРУЕМСЯ! Выдали даме на станции  Четыре зелёных квитанции  О том, что получен багаж  диван чемодан саквояж картина корзина картонка  и маленькая собачонка.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ!

Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж диван чемодан саквояж картина корзина картонка и маленькая собачонка.

Выдали даме на станции  Четыре зелёных квитанции  О том, что получен багаж:  диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка  и маленькая собачонка. : И , , , , Почему вы поставили разные знаки препинания  в почти одинаковых предложениях?

Выдали даме на станции Четыре зелёных квитанции О том, что получен багаж: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка и маленькая собачонка.

:

И

,

,

,

,

Почему вы поставили разные знаки препинания

в почти одинаковых предложениях?

    Работа в группах

Работа в группах

Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор  1 . На уроке я понял… 2. Я узнал, что … 3. На уроке я научился… 4. Теперь я… 5. Но мне не понравилось…

Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор

1 . На уроке я понял…

2. Я узнал, что …

3. На уроке я научился…

4. Теперь я…

5. Но мне не понравилось…

Теперь поставьте сами себе оценку за урок  1. Все понял и могу рассказать… 10 баллов. 2. Все понял, но рассказать не могу….. 8 баллов. 3. Понял не все…. 6 баллов. 4. Ничего не понял, но старался…… 4 балла.

Теперь поставьте сами себе оценку за урок

1. Все понял и могу рассказать… 10 баллов.

2. Все понял, но рассказать не могу….. 8 баллов.

3. Понял не все…. 6 баллов.

4. Ничего не понял, но старался…… 4 балла.

Домашнее задание: Пар.41, Упр.210

Домашнее задание: Пар.41, Упр.210

СПАСИБО ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!