Урок на тему: «Кто такой Чичиков?»
Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады,
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирождённое моё начало,
Моя среда.
Мефистофель
В начале урока предлагается эпиграф из трагедии Гёте «Фауст»:
Я дух, всегда привыкший отрицать.
И с основаньем: ничего не надо.
Нет в мире вещи, стоящей пощады,
Творенье не годится никуда.
Итак, я то, что ваша мысль связала
С понятьем разрушенья, зла, вреда.
Вот прирождённое моё начало,
Моя среда.
Мефистофель
Слово учителя: Какие слова, на ваш взгляд, являются важными в высказывании Мефистофеля?
(Учащиеся обращают внимание на слова: «отрицанье», «разрушенья», «зло», «вред». Их обобщения сводятся к выявлению тёмной стихии, которая является органичной для героя Гоголя ).
- Цели урока :
- - образовательная:
- Раскрыть многоликий образ Чичикова и определить его роль в сюжете поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
- - развивающая:
- Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков учащихся.
- - воспитательная:
- Воспитание любви к русской классической литературе, сознательного отношения к языку писателя как духовной ценности, формирующей эстетическое чувство читателя.
- Задачи:
- Сопоставить Чичикова с Мефистофелем, героем трагедии Гёте «Фауст».
- Выявить характерные черты гоголевского героя в контексте библейских мотивов.
- Раскрыть символичный образ дороги в «сюжете жизни» Чичикова.
- Кого из изображённых героев можно назвать нарицательным словом чичиков ?
Слово учителя : Обратимся к описанию внешности Чичикова. Обратите внимание на то, как автор описывает героя («В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.»)
(Наблюдая за тем, как описывается герой, учащиеся делают вывод, что внешность героя неопределённая. Продолжая развивать мысль, они говорят о возможности перевоплощения героя, появляются ассоциации с нечистой силой ).
Мотив птицы, птичьего связан с образом Чичикова. Птице, покинувшей гнездо, уподобляется в Библии человек, покинувший своё гнездо.
Слово учителя: Фамилия героя Чичиков «говорящая». Какой звукообраз создаётся данной фамилией?
(Учащиеся выходят на то, что мотив птицы, птичьего связан с фамилией героя. Герой уподобляется птице, которая покинула своё гнездо).
Слово учителя: Герой Гоголя очень щепетильно относится к своему внешнему виду. Для него пройти щёголем-гоголем очень важно. В восточнославянской традиции птица гоголь связана с чёртом, Сатаной. По словам А. М. Ремизова, «сатанинское имя Гоголя – имя птицы, под видом которой является Сатана при сотворении земли».
(Учащиеся, обращаясь к тексту поэмы, выделяют детали туалета Чичикова и обращают внимание на сходство с Мефистофелем Ср. «…надел перед зеркалом манишку, выщипал вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой»; «Смотри, как расфрантился я пестро. Из карамзина с золотою ниткой Камзол в обтяжку, на плечах накидка. На шляпе петушиное перо… »).
- Мотив странствий, бесприютности, жизненной неустроенности в мире Чичикова
- Хоть убей, следа не видно; Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам .
Слово учителя: Чичиков, подобно Мефистофелю, искушает помещиков. Когда он едет к Собакевичу, то, как отмечает автор, попадает в такую «темноту, хоть глаз выколи» .
( Анализируя отрывок текста, в котором сообщается, как Чичиков по дороге к Собакевичу, сбивается с пути, учащиеся выделяют следующие детали: «сильный удар грома», «дождь», «грязь». Чичиков блуждая в стихии, оказывается странником. в «сюжете» собственной жизни ).
Слово учителя: Блуждая по замкнутому кругу, Чичиков приезжает к Коробочке. В речи Коробочки промелькнул выразительный образ, с которым она сравнивает Чичикова. Кто это?
(В ответах учеников звучат слова «боров», «чёрт». Как отмечает Е. В. Амелина, «гоголевский герой сближается с боровом. Всем известна библейская притча об исцелении бесноватых Христом, когда бесы вселились в стадо свиней. Подтекст этот особенно очевиден в сопоставлении с христианской тематикой: “свеча перед образом”».
Мефистофель пудель
боров Чичиков птица гоголь
в образе сатаны
чёрт антихрист
Слово учителя: После того, как мы с вами выявили характерные черты в многоликом образе Чичикова, обратимся к высказываниям Н.В. Гоголя, Д.С. Мережковского, В. Набокова, А. Белова о герое. Сравните высказывания, выделите ключевые слова в характеристике образа героя. Какие размышления о человеке, о ценностях в жизни появились у вас?
Ср. высказывания:
«А добродетельный человек всё-таки не взят в герои, потому что лицемерно призывают добродетельного человека, потому что не уважают добродетельного человека. Нет, пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца !» (Н. В. Гоголь)
«Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, - подлинный чёрт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).
«Гоголь, первый, увидел чёрта без маски,… первый понял, что лицо чёрта есть не далёкое, чуждое, странное, фантастическое, а самое реальное, лицо толпы, лицо, “как у всех”, почти наше собственное лицо в те минуты, когда мы не смеем быть сами собой и соглашаемся быть, как все» (Д.С. Мережковский).
«Да и сам Чичиков – всего лишь низко оплачиваемый агент дьявола. Пошлость, которую олицетворяет Чичиков, - одно из главных отличительных свойств дьявола, в чьё существование, надо добавить Гоголь верил куда больше, чем в существование Бога » (В. Набоков).
(Учащиеся, размышляя над высказываниями, задаются вопросами: почему человек теряет своё лицо и становится «как все»? почему Гоголь сделал героем своей поэмы «подлеца»? почему человек не идёт прямой дорогой к свету, а, на против, выбирает трудные, непроходимые пути?)
Домашнее задание: Написать сочинение в форме эссе на тему: «Кто такой Чичиков?» (размышления о прочитанном)
Использованные источники:
Литература. 9 кл. : учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /ав. –сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2004.
Калганова Т. А. Гоголь в школе. М. : Дрофа, 2006.
Русские писатели. XIX век. Биографии. М.: Дрофа, 2007