Н. С. ЛЕСКОВ И ХУДОЖНИКИ
Художники – портретисты. И. Е. Репин
Репин Илья Ефимович (1844 -1930) – выдающийся русский художник-жанрист, мастер исторической и портретной живописи. Стиль Репина принадлежит к реалистической школе живописи. Его портреты поражают своей живостью и глубиной.
И. Е. Репин. Портрет Н. С. Лескова
Н. С. Лесков не хотел тратить попусту своё время на позирование художникам. Но желание И. Е. Репина написать портрет Лескова было настойчиво: «Портрет ваш необходим». Художник пишет портрет Н. С. Лескова в течение 1888-1889 годов.
Художники – портретисты. В. А. Серов
Серов Валентин Александрович (1865-1911) – живописец, график, мастер портрета, ученик И. Е. Репина. Он был первым портретистом своего времени. Его называли «шаржистом». Он умел выхватить отличительные черты человека и воплотить их в портрете, иногда довольно остро.
В. А. Серов. Портрет Н. С. Лескова
Портрет Н. С. Лескова В. А. Серов пишет в 1894 году. О нём он отзывался как о лучшей своей работе. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у Серова в превосходной степени.» (П. П. Чистяков)
М. В. Добужинский (1875-1957)
Добужинский Мстислав Валерьевич – русский художник-график, живописец, иллюстратор, потомок обрусевшего старинного литовского рода. Он соединил элементы модерна и символизма. Его рисунки стали шедеврами русской книжной графики.
«Стальная блоха» в Нью-Йорке
26 февраля 1943 года М. В.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н. С. Лескова «Левша». Выполнено около 30 иллюстраций. Книга была издана в Нью-Йорке на английском языке. Называлась она «Стальная блоха».
Англичане показывают чудеса
«Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазом видеть невозможно, а угрызение её между кожей и телом». («Левша»)
Государь разглядывает чудо…
«Но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетах и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет. Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит…» («Левша»)
Платов привёз левшу к государю
«А через день подкатили к государеву дворцу и даже, расскакавшись как следует, мимо колонн проехали. Платов встал, подцепил на себя ордена и пошёл к государю, а косого левшу велел свистовым казакам при подъезде караулить.»
Оформление М. Добужинского
Повесть Н. С. Лескова «Тупейный художник» опубликована в 1883 году. В 1922 году она выходит отдельной книгой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского. Историю тупейного художника Аркадия рассказывает бывшая актриса крепостного театра орловского графа Каменского Любовь Онисимовна.
Побег влюблённых: тупейного художника и крепостной актрисы
«Как он (Аркадий) только в дверь покажется, так сейчас его схватить и вести на мучительства. Только с Аркадием Ильичом ничего этого не сделали, потому что он как вскочил в мою каморочку, так в то же мгновение сразу схватил стол и вдруг всё окно вышиб, и больше я уже ничего не помню…» («Тупейный художник»)
Н. В. Кузьмин (1890-1987)
Кузьмин Николай Васильевич – российский график, народный художник РСФСР, один из лучших иллюстраторов сказа Н. С. Лескова «Левша». «Лескова я читал и чтил давно. Колдовская сила искусства! Что мы о ней знаем?» (Н. В. Кузьмин)
В. Кузьмин о главной теме «Левши»
«Вы обнажили её (книги) главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами над талантом, над интеллектом, над Гением. Как топчут великих людей сапожищами…» (К. И. Чуковский – Н. В. Кузьмину)
Открытие художника
Работа Н. В. Кузьмина открывает подтекст сказа Лескова «Левша» – его пронзительную, умную нежность и горькую поэзию.
«Покорное поднесение» царю
«- Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять. – На что же мне эта соринка? – Это, - отвечают, - не соринка, а нимфозория». (Левша»)
Платов у императора Николая Павловича
«Государь говорит: - Что тебе, мужественный старик, от меня надобно? А Платов отвечает: - Я пришёл доложить насчёт этой нимфозории, которую отыскали». («Левша»)
Особый стиль рисунков
- Общий стиль иллюстраций В. Кузьмина диктовался самим складом сказа «Левша». Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями. Отсюда и стиль рисунков, близких к стилю старинных русских картинок.
- Генерал Платов и тульские мастера.
«Горите себе, а нам некогда…»
«Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, - не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда , что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров». («Левша»)
Остроумное истолкование
Тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций Н. В. Кузьмина к «Левше» Н. С. Лескова (изд. 1955, 1961 г. г.)
Лесковский штрих Кузьмина
- «Лесковский штрих Кузьмина озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый». (Л. А. Анненский)
- «У двух (мастеров) у них в руках ничего не содержалось, а у третьего, у левши, в зелёном чехле царская шкатулка с аглицкой стальной блохой» («Левша»)
Левша едет погостить в Лондон
«Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут. На это он согласился». («Левша»)
Загадочные Кукрыниксы
Кукрыниксы – это творческий коллектив советских художников-графиков, в который входили Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000). Псевдоним составлен из начальных слогов фамилий и имени.
Карикатура на прагматизм
- В 70-е годы 20 века своё прочтение «Левши» предлагают Кукрыниксы. Их иллюстрации – это бытовая и политическая сатира. Это карикатура на чудовищный прагматизм, осмеянный Н. С. Лесковым.
- «Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит»
Народное любопытство
«Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются…» («Левша»)
В Петербург – на расправу!
Атаман Платов «протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шиворок косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги. – Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля…»
Политический памфлет
Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в «Левше». «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»
Англичане очень удивлялись…
«Не столь его (левшу) занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Всё обойдёт и хвалит, и говорит: -Это и мы так можем. А как до старого ружья дойдёт, - засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнёт: - Это против нашего не в пример превосходнейше». («Левша»)
Работу выполнила учитель русского языка и литературы Немцева Л. В.