СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Н.С. Лесков и художники: И.Е. Репин, В.А. Серов, М.В. Добужинский, Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Лесков и художники: Репин, Серов, Добужинский, Кузьмин, Кукрыниксы" может сопровождать любой обобщающий урок по творчеству Н.С. Лескова (6-10 классы)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Н.С. Лесков и художники: И.Е. Репин, В.А. Серов, М.В. Добужинский, Н.В. Кузьмин, Кукрыниксы"»

Н. С. ЛЕСКОВ И ХУДОЖНИКИ И. Е. Репин В. А. Серов М. В. Добужинский Н. В. Кузьмин Кукрыниксы

Н. С. ЛЕСКОВ И ХУДОЖНИКИ

  • И. Е. Репин
  • В. А. Серов
  • М. В. Добужинский
  • Н. В. Кузьмин
  • Кукрыниксы
Художники – портретисты. И. Е. Репин Репин Илья Ефимович (1844 -1930) – выдающийся русский художник-жанрист, мастер исторической и портретной живописи. Стиль Репина принадлежит к реалистической школе живописи. Его портреты поражают своей живостью и глубиной.

Художники – портретисты. И. Е. Репин

Репин Илья Ефимович (1844 -1930) – выдающийся русский художник-жанрист, мастер исторической и портретной живописи. Стиль Репина принадлежит к реалистической школе живописи. Его портреты поражают своей живостью и глубиной.

И. Е. Репин. Портрет Н. С. Лескова Н. С. Лесков не хотел тратить попусту своё время на позирование художникам. Но желание И. Е. Репина написать портрет Лескова было настойчиво: «Портрет ваш необходим». Художник пишет портрет Н. С. Лескова в течение 1888-1889 годов.

И. Е. Репин. Портрет Н. С. Лескова

Н. С. Лесков не хотел тратить попусту своё время на позирование художникам. Но желание И. Е. Репина написать портрет Лескова было настойчиво: «Портрет ваш необходим». Художник пишет портрет Н. С. Лескова в течение 1888-1889 годов.

Художники – портретисты. В. А. Серов Серов Валентин Александрович (1865-1911) – живописец, график, мастер портрета, ученик И. Е. Репина. Он был первым портретистом своего времени. Его называли «шаржистом». Он умел выхватить отличительные черты человека и воплотить их в портрете, иногда довольно остро.

Художники – портретисты. В. А. Серов

Серов Валентин Александрович (1865-1911) – живописец, график, мастер портрета, ученик И. Е. Репина. Он был первым портретистом своего времени. Его называли «шаржистом». Он умел выхватить отличительные черты человека и воплотить их в портрете, иногда довольно остро.

В. А. Серов. Портрет Н. С. Лескова Портрет Н. С. Лескова В. А. Серов пишет в 1894 году. О нём он отзывался как о лучшей своей работе. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у Серова в превосходной степени.» (П. П. Чистяков)

В. А. Серов. Портрет Н. С. Лескова

Портрет Н. С. Лескова В. А. Серов пишет в 1894 году. О нём он отзывался как о лучшей своей работе. «И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция – всё было у Серова в превосходной степени.» (П. П. Чистяков)

М. В. Добужинский (1875-1957) Добужинский Мстислав Валерьевич – русский художник-график, живописец, иллюстратор, потомок обрусевшего старинного литовского рода. Он соединил элементы модерна и символизма. Его рисунки стали шедеврами русской книжной графики.

М. В. Добужинский (1875-1957)

Добужинский Мстислав Валерьевич – русский художник-график, живописец, иллюстратор, потомок обрусевшего старинного литовского рода. Он соединил элементы модерна и символизма. Его рисунки стали шедеврами русской книжной графики.

«Стальная блоха» в Нью-Йорке 26 февраля 1943 года М. В.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н. С. Лескова «Левша». Выполнено около 30 иллюстраций. Книга была издана в Нью-Йорке на английском языке. Называлась она «Стальная блоха».

«Стальная блоха» в Нью-Йорке

26 февраля 1943 года М. В.Добужинский получил заказ на иллюстрации к сказу Н. С. Лескова «Левша». Выполнено около 30 иллюстраций. Книга была издана в Нью-Йорке на английском языке. Называлась она «Стальная блоха».

Англичане показывают чудеса «Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазом видеть невозможно, а угрызение её между кожей и телом». («Левша»)

Англичане показывают чудеса

«Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазом видеть невозможно, а угрызение её между кожей и телом». («Левша»)

Государь разглядывает чудо… «Но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетах и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет. Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит…» («Левша»)

Государь разглядывает чудо…

«Но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетах и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет. Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит…» («Левша»)

Платов привёз левшу к государю «А через день подкатили к государеву дворцу и даже, расскакавшись как следует, мимо колонн проехали. Платов встал, подцепил на себя ордена и пошёл к государю, а косого левшу велел свистовым казакам при подъезде караулить.»

Платов привёз левшу к государю

«А через день подкатили к государеву дворцу и даже, расскакавшись как следует, мимо колонн проехали. Платов встал, подцепил на себя ордена и пошёл к государю, а косого левшу велел свистовым казакам при подъезде караулить.»

Оформление М. Добужинского Повесть Н. С. Лескова «Тупейный художник» опубликована в 1883 году. В 1922 году она выходит отдельной книгой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского. Историю тупейного художника Аркадия рассказывает бывшая актриса крепостного театра орловского графа Каменского Любовь Онисимовна.

Оформление М. Добужинского

Повесть Н. С. Лескова «Тупейный художник» опубликована в 1883 году. В 1922 году она выходит отдельной книгой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского. Историю тупейного художника Аркадия рассказывает бывшая актриса крепостного театра орловского графа Каменского Любовь Онисимовна.

Побег влюблённых: тупейного художника и крепостной актрисы «Как он (Аркадий) только в дверь покажется, так сейчас его схватить и вести на мучительства. Только с Аркадием Ильичом ничего этого не сделали, потому что он как вскочил в мою каморочку, так в то же мгновение сразу схватил стол и вдруг всё окно вышиб, и больше я уже ничего не помню…» («Тупейный художник»)

Побег влюблённых: тупейного художника и крепостной актрисы

«Как он (Аркадий) только в дверь покажется, так сейчас его схватить и вести на мучительства. Только с Аркадием Ильичом ничего этого не сделали, потому что он как вскочил в мою каморочку, так в то же мгновение сразу схватил стол и вдруг всё окно вышиб, и больше я уже ничего не помню…» («Тупейный художник»)

Н. В. Кузьмин (1890-1987) Кузьмин Николай Васильевич – российский график, народный художник РСФСР, один из лучших иллюстраторов сказа Н. С. Лескова «Левша». «Лескова я читал и чтил давно. Колдовская сила искусства! Что мы о ней знаем?» (Н. В. Кузьмин)

Н. В. Кузьмин (1890-1987)

Кузьмин Николай Васильевич – российский график, народный художник РСФСР, один из лучших иллюстраторов сказа Н. С. Лескова «Левша». «Лескова я читал и чтил давно. Колдовская сила искусства! Что мы о ней знаем?» (Н. В. Кузьмин)

В. Кузьмин о главной теме «Левши» «Вы обнажили её (книги) главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами над талантом, над интеллектом, над Гением. Как топчут великих людей сапожищами…» (К. И. Чуковский – Н. В. Кузьмину)

В. Кузьмин о главной теме «Левши»

«Вы обнажили её (книги) главную тему: насилие, совершаемое мерзавцами, тупицами и хамами над талантом, над интеллектом, над Гением. Как топчут великих людей сапожищами…» (К. И. Чуковский – Н. В. Кузьмину)

Открытие художника Работа Н. В. Кузьмина открывает подтекст сказа Лескова «Левша» – его пронзительную, умную нежность и горькую поэзию.

Открытие художника

Работа Н. В. Кузьмина открывает подтекст сказа Лескова «Левша» – его пронзительную, умную нежность и горькую поэзию.

«Покорное поднесение» царю «- Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять. – На что же мне эта соринка? – Это, - отвечают, - не соринка, а нимфозория». (Левша»)

«Покорное поднесение» царю

«- Извольте пальчик послюнить и её на ладошку взять. – На что же мне эта соринка? – Это, - отвечают, - не соринка, а нимфозория». (Левша»)

Платов у императора Николая Павловича «Государь говорит: - Что тебе, мужественный старик, от меня надобно? А Платов отвечает: - Я пришёл доложить насчёт этой нимфозории, которую отыскали». («Левша»)

Платов у императора Николая Павловича

«Государь говорит: - Что тебе, мужественный старик, от меня надобно? А Платов отвечает: - Я пришёл доложить насчёт этой нимфозории, которую отыскали». («Левша»)

Особый стиль рисунков Общий стиль иллюстраций В. Кузьмина диктовался самим складом сказа «Левша». Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями. Отсюда и стиль рисунков, близких к стилю старинных русских картинок. Генерал Платов и тульские мастера.

Особый стиль рисунков

  • Общий стиль иллюстраций В. Кузьмина диктовался самим складом сказа «Левша». Это не достоверная хроника, а род сказки, легенды, со всякими умышленными несообразностями. Отсюда и стиль рисунков, близких к стилю старинных русских картинок.
  • Генерал Платов и тульские мастера.
«Горите себе, а нам некогда…» «Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, - не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда , что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров». («Левша»)

«Горите себе, а нам некогда…»

«Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, - не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда , что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров». («Левша»)

Остроумное истолкование Тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций Н. В. Кузьмина к «Левше» Н. С. Лескова (изд. 1955, 1961 г. г.)

Остроумное истолкование

Тонкое, остроумное истолкование стиля эпохи и эмоционального строя произведения, изобретательный юмор и острота сатиры – всё это характерно для иллюстраций Н. В. Кузьмина к «Левше» Н. С. Лескова (изд. 1955, 1961 г. г.)

Лесковский штрих Кузьмина «Лесковский штрих Кузьмина озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый». (Л. А. Анненский)  «У двух (мастеров) у них в руках ничего не содержалось, а у третьего, у левши, в зелёном чехле царская шкатулка с аглицкой стальной блохой» («Левша»)

Лесковский штрих Кузьмина

  • «Лесковский штрих Кузьмина озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый». (Л. А. Анненский)
  • «У двух (мастеров) у них в руках ничего не содержалось, а у третьего, у левши, в зелёном чехле царская шкатулка с аглицкой стальной блохой» («Левша»)
Левша едет погостить в Лондон «Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут. На это он согласился». («Левша»)

Левша едет погостить в Лондон

«Ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился, а только уговорили его на короткое время погостить, и они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут. На это он согласился». («Левша»)

Загадочные Кукрыниксы Кукрыниксы – это творческий коллектив советских художников-графиков, в который входили Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000). Псевдоним составлен из начальных слогов фамилий и имени.

Загадочные Кукрыниксы

Кукрыниксы – это творческий коллектив советских художников-графиков, в который входили Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000). Псевдоним составлен из начальных слогов фамилий и имени.

Карикатура на прагматизм В 70-е годы 20 века своё прочтение «Левши» предлагают Кукрыниксы. Их иллюстрации – это бытовая и политическая сатира. Это карикатура на чудовищный прагматизм, осмеянный Н. С. Лесковым. «Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит»

Карикатура на прагматизм

  • В 70-е годы 20 века своё прочтение «Левши» предлагают Кукрыниксы. Их иллюстрации – это бытовая и политическая сатира. Это карикатура на чудовищный прагматизм, осмеянный Н. С. Лесковым.
  • «Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит»
Народное любопытство «Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются…» («Левша»)

Народное любопытство

«Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются…» («Левша»)

В Петербург – на расправу! Атаман Платов «протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шиворок косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги. – Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля…»

В Петербург – на расправу!

Атаман Платов «протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шиворок косого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги. – Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля…»

Политический памфлет Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в «Левше». «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Политический памфлет

Политический памфлет – важнейшая краска театра Кукрыниксов в «Левше». «Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Англичане очень удивлялись… «Не столь его (левшу) занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Всё обойдёт и хвалит, и говорит: -Это и мы так можем. А как до старого ружья дойдёт, - засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнёт: - Это против нашего не в пример превосходнейше». («Левша»)

Англичане очень удивлялись…

«Не столь его (левшу) занимало, как новые ружья делают, сколь то, как старые в каком виде состоят. Всё обойдёт и хвалит, и говорит: -Это и мы так можем. А как до старого ружья дойдёт, - засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнёт: - Это против нашего не в пример превосходнейше». («Левша»)

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Немцева Л. В.

Работу выполнила учитель русского языка и литературы Немцева Л. В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!