Моя семья
Проектно – исследовательская деятельность по предмету «Окружающий мир» во 2-ом классе.
Руководитель проекта учитель нач. классов МБОУ СОШ №3 г. Киржача Владимирской области Подкорытова С.А., участники проекта ученики 2-го «А» класса
Актуальность проекта
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирование этических норм и нравственности, изучение прошлого и настоящего своей семьи.
Семья играет значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к своим близким, надо знать ее прошлое и настоящее.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания граждан.
Цель проекта
Пробуждение интереса и бережного отношения к семейным ценностям, воспитание этических норм поведения, осознание чувства гордости за достижения и подвиги своих родственников .
Задачи проекта
- Познакомиться с историей и традицией своей семьи.
- Развить познавательный интерес.
- Научиться пользоваться дополнительной литературой.
- Научиться работать с компьютером.
Данный проект ориентирован на выполнение ФГОС, а именно:
- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
- создание основы для самостоятельной реализации внеурочной деятельности, обеспечивающей социальную успешность
- развитие творческих способностей, саморазвитие
План работы над проектом
Подготовительный этап:
- Ознакомление и ввод учащихся и родителей в проектную деятельность
- Знакомство с учетом желаний и интересов детей
- Беседа о стартовой презентацией «Моя семья»
- Обеспечить информирование родителей об участии детей в проекте
- Получить разрешение от родителей на использование фото и работ учеников в сети Интернет
- Обсуждение целей и задач проекта
- Познакомить с критериями оценивания продуктов деятельности в ходе реализации проекта
Основной этап:
- Составление плана работы: план работы составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта
- Поиск информации в разных источниках: посещение школьной и городской библиотеки, беседы с родственниками, просмотр фотографии в домашних архивах
- Знакомство с правилами работы в сети Интернет: этикет общения, правила безопасности и соблюдение авторских прав
- Анализ информации
- Отбор материалов
- Промежуточное оценивание
Заключительный этап:
- Подготовка и оформление результатов в виде рисунков, презентации и буклетов
- Рефлексия
- Награждение
Маршрутный лист проекта.
- Введение
- Герб семьи
- Семейное древо
- Семейные истоки
- Моя семья – мои друзья!
- Семейные традиции
- Ими гордится наша семья!
- Пословицы и поговорки
- Вывод
- Литература
Основополагающий вопрос:
Что такое семья?
Учебные вопросы
Проблемные вопросы
- Генеалогическое древо вашей семьи
- Семейные традиции
- Семейные обязанности, которые я могу взять на себя
- Ими гордится наша семья
- Что такое родословная?
- Что означают имена и фамилия в семье?
- Что такое семейная реликвия?
- Что для меня значит семья?
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер
У каждого человека есть своя семья, свой дом.
Семья – это семь“Я”. Семья – это продолжение нашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое.
2008 год был объявлен годом Семьи, а 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи.
8 июля 2008 года в России был установлен День семьи, любви и верности ( День Петра и Февронии).
Семья – это главный дом в жизни человека. Здесь живут самые близкие родные люди, которые в случае необходимости первыми придут на помощь, окажут поддержку, дадут совет, вместе порадуются удачи или искренне будут сопереживать в случае не удачи. Благодаря семье ребенок растет, развивается, взрослеет.
Изучая литературу, в толковом словаре, мы узнали, что означает слово герб.
Герб – это отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах печатях и других официальных документах.
Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство».
Работая над проектом мы с членами семьи разработали гербы семьи
- Работая над проектом, мы познакомились со значением слова – родословная (словарь Даля, большой энциклопедический словарь, Д.Н. Ушаков словарь).
Моя родословная .
Родословная – это слово о роде, рассказ, повествование о людях одного рода. Тот, кто уважает и любит своих близких, историю своей семьи, должен знать свои корни, свою родословную.
Тот, кто уважает и любит своих близких ,историю своей семьи, знает своих предков, тот может создать свое генеалогическое древо.
Родословная семьи.
- За время работы над проектом мы изучили историю нашей семьи, каждый составил генеалогическое древо.
Изучая свою родословную мы узнали откуда наши фамилии и имена.
Имя – наше второе «я» – сопровождает нас в кругу семьи, друзей. Имя может влиять на нашу личность и в определенной степени на судьбу человека.
Мало иметь хорошее имя, надо ему соответствовать .
Еще с незапамятных давних времен
Мы носим немало прекрасных имен.
Все самое светлое, доброе в них
Вложил человек, словно в песню и стих.
- Фамилия Шиголев – малораспространенная в регионах России и ближнего зарубежья. В известных уникальных очень старых протоколах люди с этой фамилией были очень важными персонами из славянского московского мещанства в XVI-XVII в. Первое упоминание о Шиголевых в Киржаче - 1705 год.
- Фамилия Лужнов , вероятно, происходит от прозвища Лужный. Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля, «лужный» означает «относящийся к лугу». Такое прозвание мог получить человек, чей дом располагался на красивом широком лугу или непосредственно вблизи луга. Вероятно, жилище это стояло на особицу, отдельно от остальных домов или усадеб.
А это я…. Меня зовут Иван. Это древнееврейское имя, означающее «Милость Божья». Мне 8 лет.
Я ответственный, послушный , серьезный мальчик с легким и веселым нравом.
Мне нравится учиться и узнавать все новое, интересное и неизведанное. Около двух лет я увлекаюсь шахматами, у меня третий разряд. Изучаю английский язык, недавно стал осваивать и немецкий, посещаю школу искусств , люблю рисовать и танцевать.
В свободное время посвящаю играм и прогулкам с родными, чтению книг ,разгадыванию ребусов и головоломок, походам в театр.
Особенно люблю собирать конструкции из «Лего».
- Елисеевы были владельцами фирмы по торговле винами и колониальными товарами, имевшие собственные пароходы, а также винные подвалы на острове Мадейра, в Бордо и Опорто. Начал дело в 1813 Пётр Елисеев, бывший крепостной. В 1843 Г.П. и П.П. Елисеевы основали торговый дом “Братья Елисеевы” с капиталом 7—8 млн. рублей. С 1892 года дело продолжил единоличный владелец фирмы Г.Г. Елисеев (1858—1942), открывший так называемые елисеевские магазины в Санкт-Петербурге и Москве.
- В результате, потомок человека, обладающего именем Елисей, со временем получил фамилию Елисеев.
- Возможно я тоже являюсь одним из таких потомков. Ну, по крайней мере, я это предполагаю....
- Исследуя свою родословную и жизнь наших родителей, мы узнали историю наших предков, а может быть их секреты. Возможно на их долю выпало немало испытаний…. Но они выдержали и нам показали ценность семейной жизни… Мы гордимся нашей семьей …
- Моя прабабушка, Антонина Алексеевна, в годы войны работала в швейной артели по пошиву одежды для военных. Имеет награды в честь 50-летия и 60-летия Великой Победы в ВОВ 1941-1945 гг. за работу в тылу.
- Мой прадед, Николай Иванович, в военные годы работал бортмехаником на Киржачском аэродроме , готовил самолеты к боевым вылетам.
- В военные годы Николай – главный механик сталелитейного завода, который был эвакуирован из г. Электросталь в г. Чебаркуль Челябинской области.
Моего дедушку по маминой линии зовут Вячеслав. Он родился в поселке Белотроицк, Саранского района, Мордовской республики.
Дедушка - бывший военный, десантник, по долгу службы он постоянно менял место жительства , а теперь он на пенсии , и живет вместе с нами.
У него много медалей и почетных грамот. Он строгий и справедливый. Любит порядок и дисциплипину. Мы гордимся им. Дедушка у нас на все руки мастер: за что бы он ни взялся, все сумеет сделать сам. Дедушка очень эрудированный и начитанный человек.
А еще он великолепный рассказчик. Мы любим слушать истории из его жизни и учиться у него всему, перенимая опыт .
- Александр работал мастером на заводе «Красный Октябрь». В начале Великой Отечественной Войны переведен мастером в профессиональное училище №8, где изготавливали боеголовки для снарядов. В конце 1941 года ушел добровольцем на фронт и пропал без вести.
- Дмитрий – кадровый военный, служил на Дальнем Востоке, погиб во время войны.
- Работая над проектом мы провели конкурс на лучший рассказ о семье…
- Мы узнали и рассказали о семейных традициях и секретах счастливой семейной жизни.
- Мы посетили школьную и городскую библиотеки, собрали и сделали буклет о пословицах и поговорках о семье…
Пословицы о семье
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются
- Богатство людей – отец и мать
- Кто прислушивается к советам отца, тот редко ошибается
- Старший человек в семье – сокровище
- Когда семья вместе, и сердце на месте
- Дружная семья и землю превращает в золото
- В родной семье и каша гуще
Работая над проектом, мы…
- Приобретали новые знания
- Самостоятельно искали недостающую информацию в различных источниках
- Создавали творческие работы
- Учились уверенно держаться во время выступления
- Взаимодействовали со взрослыми – вступали в диалог, задавали вопросы
Выход проекта
- Выставка сочинений на тему «Моя семья».
- Конкурс рисунков «Лучший герб семьи».
- Конкурс рисунков «Вся семья вместе – и душа на месте».
- Ими гордится наша семья.
- Оформление папки проекта и защита.
- Создание презентации.
- Конкурс чтецов – лучшее стихотворение о семье.
- Размещение классного проекта и лучшего индивидуального проекта на блоге.
Вывод:
Многое для нас было тайной. Мы смогли добраться в своем исследовании до третьего колена.
По мере исследования, мы узнавали кем может гордиться наша семья и чем занимались наши родные, также составили семейное древо и герб.
В дальнейшем мы будем продолжать изучать свою родословную.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!