Математика вокруг нас
Коллективная работа
учащихся 3 класса
ГБОУ СО «СОШ№3»
Руководитель:
учитель начальных классов
1 категории
Рагозина Надежда Алексеевна
Цель работы:
Выяснить, какую роль играет математика в жизни человека
Задачи:
1.Изучить историю развития счета.
2. Изучить историю возникновения цифр и чисел.
3. Подобрать и классифицировать пословицы, сказки, песни, загадки, в которых встречаются числа
4. Найти в окружающем мире предметы, имеющие форму геометрических фигур или геометрический орнамент.
5.Оформить стенгазеты.
6.Выпустить книгу собственных сказок о числах.
Гипотеза:
Математика
помогает познавать окружающий мир и другие науки .
Методы исследования:
1.Наблюдение
2.Анкетирование
3.Сравнение
4.Анализ
5.Моделирование
6.Сбор и обработка информации
Историки
Михайлова Руслана
Цель:
Узнать историю чисел и цифр и
понять как люди научились считать.
Задачи:
- Изучить информацию по данной теме.
- Научиться записывать числа числовыми знаками разных народов.
- Провести опрос учащихся.
История развития счета .
- К современным цифрам люди шли много столетий. В древности для запоминания чисел люди пользовались зарубками на камнях, деревьях и палках, а также узлами на верёвках.
- Была целая наука о завязывании сложных двойных и тройных узлов, которые обозначали разные числа. Это была очень неудобная запись.
Узлы, которые применяли для изображения чисел
Как люди научились считать?
- Давным –давно наши далекие предки жили племенами. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных. Первобытные люди, так же как и маленькие дети не знали счета. Наблюдая окружающую природу , от которой полностью зависела их жизнь, наши предки из множества различных предметов научились выделять отдельные предметы. Поначалу они определяли это соотношение как «много», «один». Пальцы рук сыграли немалую роль в истории счета.
Счет папуасов на островах Тихого океана
- «Излюбленный способ счета состоит в том, что папуас загибает один за другим пальцы руки, причем издает определенный звук, например «бе-бе-бе»… Досчитав до пяти, он говорит «ибон-бе» (рука). Затем он загибает пальцы другой руки, снова повторяет «бе-бе-бе»… пока не доходит до «ибон-али» (другой руки). Затем он идет дальше, приговаривая «бе-бе», пока не доходит до «самба-бе» и «самба-али» (одна нога, две ноги). Если нужно считать дальше папуас пользуется пальцами рук кого-нибудь другого».Миклухо-Маклай
Появление знаковых систем
Около 6000 лет назад в мире появились наиболее важные знаковые системы:
- счёт;
- письменность;
- карта.
Люди поняли, что знак – это самый удобный способ передачи информации.
Знаки помогали людям сохранять и накапливать полученные знания.
Так появились книги, приборы, различные достижения науки и техники.
Десятичная система счисления
И вот около 5000 лет назад почти одновременно в разных странах – Вавилоне, Египте и Китае – появился новый способ записи чисел.
Как бы ни было велико число , его можно записать с помощью всего лишь из десяти знаков – цифр: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. Каждое число состоит из ступенек: единиц, десятков, сотен, тысяч и т.д.
Принятый сегодня почти у всех народов мира способ счёта группами по 10 называют десятичной системой счисления. Она связана со счётом на десяти пальцах.
e
Числовые знаки разных народов
Египетские иероглифы
В древнем Египте использовались иероглифы:
Римские цифры
Римские цифры также не очень удобны, но мы и сейчас их используем, например, на циферблате часов, обозначаем век (XXI), размеры одежды (XL).
Каждая из семи римских цифр, где бы она ни стояла, обозначает одно и тоже число. Например, число V обозначает 5 единиц и в числе VI, и в числе IV.
Единицы
1
I
Десятки
2
II
3
10
X
III
Сотни
20
4
5
XX
IV
30
100
C
V
XXX
6
40
200
Тысячи
50
300
VI
7
CC
XL
1000
CCC
M
VII
L
60
400
8
2000
70
VIII
9
MM
LX
CD
500
3000
IX
D
LXX
MMM
600
80
DC
LXXX
700
90
DCC
XC
800
DCCC
900
CM
Арабские числа
В наших современных цифрах главное значение имеет позиция в числе. Например, в числе 15 цифра 5 – это 5 единиц, а в числе 53 -5 десятков. Поэтому наша нумерация называется позиционной.
Она возникла в Индии около 1500 лет назад, потом её переняли арабы, а у арабов – европейцы.
Современные цифры теперь называются арабскими.
В России ими пользуются с XVII века
Индейцы майя
Славянская алфавитная нумерация
До XVII века на Руси пользовались славянской алфавитной нумерацией
Пока вместе с реформами Петра I в Россию из Европы не пришла позиционная десятичная система, которой мы пользуемся сейчас.
Человеку постоянно приходилось что – то измерять .
В этом ему помогали меры, которые всегда были с ним.
Сейчас мы их называем старинные меры длины. Они, конечно же, не столь точны как современные, но всё же помогали при измерении предметов. Надо сказать, что иногда и сейчас мы ими пользуемся.
Магия чисел
Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько лет назад. Особым почитанием окружены были числа в Древней Греции. Философ Пифагор, утверждал «что числа правят миром». Он считал, что числа несут добро или зло, счастье и несчастье
- 1 -символ славы и могущества, действия и честолюбия.
- 2 –это символ любви и непостоянства, все время находится в поисках высшей гармонии и равновесия.
- 3 считалось счастливым, магическим, символизирует треугольник: прошлое, настоящее, будущее.
- 4 символом устойчивости и прочности. Она представлена квадратом, стороны которого означают стороны света, четыре времени года, четыре стихии- Огонь, Вода, Воздух, Земля.
- Пифагор отводил числу 5 –особое место, считая его самым счастливым числом.
- 6- удивительное число, т. к. получается в результате сложения или умножения всех чисел, на которые делится.
- Большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в Древнем Вавилоне было известно 7 планет, к которым причисляли Луну и Солнце. Так родилась семидневная неделя. Названия дней связаны с именами богов. Человек воспринимает окружающий мир через «Семь отверстий»(глаза, уши, рот, нос).
- 8 -воплощение надежности, совершенства. Разделенное пополам, оно имеет равные части ( 4 и 4), (2,2 и 2,2)
- Число 9 имеет добрую славу. Оно является олицетворением достатка, полноты. В нумерологии его считают символом материального успеха.
Опрос учащихся
«Числа в судьбе людей»
- Какое число счастливее 7 или 13?».
«7» - 61человек
«13» – 64 человека
Из ответов видно, что большинство опрошенных не являются суеверными людьми.
Сказочники
Кудымова Ксения
Цель: расширить представления о числах на материале устного народного творчества, на материале опыта людей разных профессий.
- Подобрать и классифицировать пословицы, сказки, песни, загадки, в которых встречаются числа.
- Сочинить сказки с числами.
- Оформить книгу со сказками.
- Провести конкурс сочинений, анкету.
- Провести опрос среди учащихся.
- Оформить стенгазеты.
Математика вокруг нас
Загадки в числах
- Два братца в воду глядятся, ввек не сойдутся.
- У кого одна нога, да и та без башмака?
- Один пастух тысячу овец пасет.
- Два близнеца, два братца на нос верхом садятся.
- У одной мыши три хвоста. Живет между камнями голова с четырьмя ногами.
- Пять ступенек- лесенка, на ступеньках песенка.
- Четыре четырки, две растопырки, седьмой –вертун.
- Шесть ног , две головы, один хвост. Кто это?
- Пять пальцев, ни костей , ни мяса.
- Четыре ноги , а ходить не может?
- Кто в году четыре раза переодевается?
Числа в пословицах
- Одно дерево срубишь- десять посади.
- Одна голова –хорошо, две –лучше.
- Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
- Без четырех углов изба не рубится.
- Семь раз примерь, один раз- отрежь.
- Весна да осень, на дню погод восемь.
- Один в поле не воин.
- Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
- Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.
Крылатые выражения
- Заблудился в трех соснах.(не суметь разобраться, в чем– нибудь простом)
- От горшка три вершка (очень низкий, низкого роста)
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.(когда берешься сразу за несколько дел, и ни одного не доведешь до конца)
- Семеро одного не ждут (так говорят, когда начинают какое –нибудь дело без того, кто опоздал)
- Семь пятниц на неделе ( так говорят, когда часто меняют свои решения)
- У семи нянек дитя без глазу (без присмотра, дело выполняется плохо, когда за него сразу отвечают несколько человек)
- Обещанного три года ждут (говорят шутливо, когда не верят в скорое выполнение данного обещания)
- Плакать в три ручья (очень горько плакать)
- За семь верст киселя хлебать (далеко и попусту ехать, тащиться)
Физкультминутки
- Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся. Руки в стороны развел, видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
- Раз-два, выше голова, три-четыре- руки шире.Пять, шесть- тихо сесть.Семь, восемь- лень отбросим.
- Раз -подняться, потянуться, Два- согнуться, разогнуться.Три- в ладоши три хлопка, на четыре –три кивка, Пять -руками помахать, шесть- за парту сесть опять.
- Раз ,два, три, четыре , пять.Все умеем мы считать.Отдыхать умеем тоже.Руки за спину положим,Голову поднимем выше,И легко-легко подышим.
Считалки
- Раз, два, три, четыре. Мы сидели на квартире. Чай пили, булки ели, Позабыли с кем сидели.
- Раз , два, три, четыре. Кто не спит у нас в квартире? Всем на свете нужен сон, Кто не спит, тот выйдет вон.
- Раз, два, три , четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы. Ты поди-ка поводи.
- Раз, два, три , четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела.
Скороговорки
- Три сороки тараторки, тараторили на горке.
- У четырех черепах по четыре черепашонка.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- По утру мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.
- Восемь сцепщиков сцепляют цистерны.
- Сидели, свистели семь свирестелей.
Песни
- Тридцать три коровы
- Автор текста (слов):
- Олев Н.
- Композитор (музыка):
- Дунаевский М.
- «Дважды два четыре»
- Автор текста (слов):
- Пляцковский М.
- Композитор (музыка):
- Шаинский В.
-
- «Нам учитель задаёт
- с иксами задачи.
- Кандидат наук и тот
- над задачей плачет»
- (Слова ) И. Шаферана
-
- «Три белых коня»
- Л. Автор текста (слов): Крылатов Е.
- Композитор (музыка): Дербенев
-
Мы ,друзья ,для вас составим 10 очень важных правил
1.Как проснулся, так вставай, лени воли не давай. 2.Лепесток роса умыла, а тебя умоет мыло. 3. Понукания не жди, в школу вовремя ходи. 4.Прежде чем захлопнуть дверь, все ли взял с собой, проверь. 5.В школе, в классе не сори, а насоришь- подбери. 6.Не таскай в кармане мела, это милый мой не дело. 7.Будь в одежде аккуратен, избегай и дыр и пятен. 8.На уроках не болтай, как заморский попугай. 9.Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно. 10.Содержи всегда в порядке, книжки , ручки и тетрадки.
Предметы из цифр
Праздник числа
Много стихотворений, пословиц , загадок, сказок, крылатых выражений про числа и цифры мы узнали, создавая этот проект. Мы открыли для себя много нового и интересного, полезного и нужного, а главное, поняли, что математика- действительно Царица всех наук. Она окружает нас всюду и с ней надо обязательно дружить.
Опрос учащихся
- Математика- любимый предмет- 55%
- Математика – необходимый предмет – 90%
Конкурс сочинений
- Математика в жизни людей разных профессий
- Числа в жизни нашей семьи
Анкета:
«Я и мой класс в числах»
Декораторы
Хаустова Александра
Цель:
найти в окружающем мире предметы, имеющие форму геометрических фигур или украшенные геометрическим орнаментом.
Задачи: 1. Рассмотреть архитектуру зданий. 2.Рассмотреть домашнюю утварь, 3. декоративное народное творчество. 4. Подобрать примеры дизайна помещений, мебели и ландшафтного дизайна. 5.Подобрать примеры из самой природы.
В архитектуре
Посуда
Дизайн помещений
мебели
Витражи с геометрическим орнаментом
Ландшафтный дизайн
Геометрический орнамент - вышивка
Народные промыслы
В рукоделии
Геометрический орнамент - вышивка
Мир бабочек
Создавая этот проект, мы открыли для себя много нового и интересного, полезного и нужного, и поняли, что нас всюду, оказывается, окружает геометрия, т.к. примеры мы увидели практически везде.
Вывод: Английский философ, математик Роджер Бэкон говорил:
«И чем лучше человек знает математику, тем легче ему в окружающем мире».
Работая над проектом, мы действительно убедились, что человек не может практически жить без математики, т.к. любое дело основано на знании математики. В современном мире цифры и счёт используют во всех областях науки.
Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания .
В жизни нужно быть внимательными, научиться все вокруг себя замечать и анализировать, серьезно изучать математику.
Источники информации
- Волина, В. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) / В.В. Волина. – М: Знание, 1993
- Глейзер, Г.И. История математики в школе / Г.И. Глейзер. – М: Просвещение, 2004
- Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. – М: Художественная литература, 1989
- Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / Ю.Г. Круглов. – М: Просвещение, 1990
- : МиМ-ЭКСПРЕСС, 2007
- -интернет-ресурсы
- http:// ru.wikipedia.org
- www.uchportal.ru
- http://portfolio.1september.ru
- http://www.numbers.netai.ru
- http://www.nummagic.info
- http://www.megalink.ru
- http://goldlara.narod.ru
- http://school-collection.edu.ru
http ://4 stupeni . ru / stady / olimp /13091- kvn - po - matematike - dlya - uchashhixsya -2- klassov . html
- http :// vashabnp . info / load /36-1-0-795
- http :// www . uchportal . ru / load /192-1-0-13232
- http :// www . math - on - line . com / olympiada - edu / zadachi - kenguru - math . html
за внимание !