Математика в живописи (на примере произведений стерлитамакских художников)
Выполнил: ученик 11 класса
Имаев Радмир
Руководитель: Гречко В.Н.
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15.04.1452-02.05.1519)
« Достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой».
Своеобразие геометрии заключается в неразрывном, органическом соединении живого воображения со строгой логикой. В своей сущности и основе геометрия и есть пространственное воображение, пронизанное и организованное строгой логикой. В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод.
Цель работы - изучение теории перспективы, широко используемой в живописи, основанной на геометрических методах построения изображений.
Задачи:
- изучить теорию развития перспективы, как науки;
- рассмотреть виды перспективы ;
- познакомиться с творчеством стерлитамакских художников, использовавших в своих работах теорию перспективы.
История возникновения и развития теории перспективы
Перспекти́ва (от лат. perspicere —смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Эсхил (525-456 гг. до н.э.)
Первоначальные сведения о построении изображений с применением перспективы обнаружены в работах древнегреческого ученого Эсхила
Демокри́т Абдерский (ок. 460-370 гг. до н.э.)
Большое место построениям изображений в перспективе уделено в трактате "О геометрии" крупнейшего ученого, естествоиспытателя и мыслителя Древней Греции Демокрита
Евклид (ок. 365-300 гг. до н.э.)
Известный древнегреческий ученый и математик Евклид в своих сочинениях в разделе "Оптика" сформулировал впервые правила перспективы, а также вывел законы отражения лучей от плоских, вогнутых и выпуклых зеркал.
- прямая линейная перспектива
- обратная линейная перспектива
- панорамная перспектива
- аксонометрия
- сферическая перспектива
- тональная и воздушная перспектива
Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).
Амброджо Лоренцетти «Сретение»
( IV век)
Брунеллески и Альберти
( XVI век)
СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Иван Иванович Шишкин
(1832-1898)
Настенные панно
Роспись на стене Воскресенского собора
Вид перспективы, при которой изображенные предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.
Используется преимущественно
при изображении икон, фресок
Андрей Рублев. Троица
Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической поверхности. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра, а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку.
Государственный
музей-панорама
«Сталинградская битва»
Музей-панорама
«Оборона Севастополя»
Аксонометрия (от др.-греч . «ось, измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги. Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой.
Изометрия
Диметрия
Триметрия
Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности, широко используется при построении планов архитектурных объектов и сооружений.
Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки.
Роспись потолка Собора Святого Петра
Петров-Водкин
Кузьма Сергеевич
(1878–1939)
Весна
(1935г.)
Это изменение в цвете и тоне предмета, его контрастных характеристик, четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.
Файзрахман Исмагилов
«Золотая пора»
Анатолий
Коробов
«Зимний пейзаж»
Ахмат
Лутфуллин
«Три женщины»
Федор
Кащеев
«Башкирский кумыс»
Джалиль
Сулейманов
«Колыбельная»
Сергей
Лебедянцев
«На пригорке»
Мухамед Арсланов
В своей работе для создания шаблона презентации я использовал изображение, построенное по правилу прямой линейной перспективы