Логические упражнения на уроках истории и обществознания
Подготовила учитель МОУ Керчомская СОШ Попова Л.В.
Актуальность темы
логические задания предназначены для формирования коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, что является одним из требований ФГОС к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Выполнение логических заданий предполагает становление целого комплекса умений связанных с обработкой, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации.
Логические задания -
совокупность методических средств, ориентирующих на умственные действия, в результате которых на базе уже имеющихся знаний образуются новые знания, мысли, происходит их управляемое наращивание на продуктивно-познавательной основе.
1. На соотношение
а) Копье
б) Гарпун
в) Серп
г) Палка-копалка
1. Рыболовство
2. Охота
3. Собирательство
4. Земледелие
2.Подберите к каждому прилагательному из левой колонки соответствующее существительное из правой колонки:
1. Каменное
а) община
2. Колдовской
б) человек
3. Разумный
в) гарпун
4 Костяной
г) обряд
5. Родовая
д) рубило
3. Соотнесите исторические персоналии по их профессиональной деятельности:
а) М.П. Погодин
б) В.Г. Белинский
в) А.П. Ермолов
г) Т.Н. Грановский
д) Е.Ф. Канкрин
1. П.И. Багратион
2. С.М. Соловьев
3. Н.Н. Новосильцев
4. С.С. Уваров
5. А.И. Герцен
П.И. Багратион и А.П. Ермолов – военные деятели России, командующие русскими армиями;
С.М. Соловьев и Т.Н. Грановский – русские либералы, историки входили в кружок западников;
Н.Н. Новосильцев и Е.Ф. Канкрин – русские государственные деятели, авторы реформ,
С.С. Уваров и М.П. Погодин – лидеры консервативного течения
А.И. Герцен и В.Г. Белинский – русские социал-демократы)
4. Следующим этапом развития логического мышления учащихся могут стать задания на исключение лишнего элемента::
Ответ к А):
(гарпун для ловли рыбы, остальные для охоты)
Ответ к Б):
(З.П. Рождественский – так как он адмирал, участник русско-японской войны,
а С.Ю. Витте и Столыпин – премьер- министры России).
А) копье, лук, гарпун
Б) П.А. Столыпин,
З.П. Рождественский,
С.Ю. Витте
5. необходимо вводить элементы вариативности и неординарности, когда решений может быть несколько или оно, может быть неожиданным, в нём может быть два и даже три решения, в зависимости от того как школьник аргументирует свой ответ:
А) Мечеть, христианство, ислам
лишние слова:
Мечеть – здание, а христианство и ислам – мировые религии
6. Задания на определение современников исторических деятелей.
М.С. Горбачев,
лишний -
Э.А. Шеварднадзе,
Г.М. Маленков, так как он является современником Н.С. Хрущева или И.В. Сталина).
Г.М. Маленков,
А.И. Лукьянов
7. прием "перепутанные логические цепочки". Поставьте следующие события в хронологическом порядке: А) Крещение Руси Б) Правление Рюрика В) Создание «Правды Ярослава». раздробленности. Г) Образование Киевской Руси Д) Начало феодальной раздробленности
8. Следующий вид заданий упражнений называется Продолжи логический ряд
А) Северное общество, Союз спасения,…
(Союз благоденствия)
Б) А.В. Колчак, А.И. Деникин, П.Н. Врангель…
(Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич…)
9. Задание «Заверши логический ряд» способствует умению правильно подобрать аналогичное слово. Без знания фактического материала такие задания выполнять невозможно.
А) Россия – Волга, Египет - (Нил)
Б) Русско-турецкая война – (оборона Шипки)
В) Отечественная война 1812 года - (Бородинское сражение)
Г) П. Пестель – «Русская правда», Н. Муравьев – (Конституция)
Д) РФ - (республика)
10. Найдите закономерность и разделите слова на 2 группы, озаглавьте их:
ОТВЕТ:
ЯЗЫЧЕСТВО Х РИСТИАНСТВО
Волхвы Иисус
Идолы Крест
Перун Икона
Капище Собор
Купала Пасха
Волхвы, идолы, Иисус, язычество, крест,Перун, икона, христианство, капище, Купала, собор, Пасха.
11. Найди закономерность, определите критерии для классификации и разделите фамилии в 2 группы: М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, Н.Н. Новосильцев, С.С. Уваров, М.И. Платов, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский, М.И. Кутузов, Н.Н. Раевский, П.А. Строганов, Д. Давыдов. ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Критерии классификации: 1 - участники Отечественной войны 1812 года; 2 – члены «Негласного комитета»
Одним из самых сложных заданий для учащихся является задание на обобщение имен, событий, исторических фактов, так как они требуют знания большого количества изученного исторического материала, а также обладания школьниками определенных умений: анализировать, обобщать, находить закономерность. При выполнении этих заданий учащиеся совершают мыслительную операцию на синтез – мысленное соединение в единое целое частей, полученных в процессе анализа информации. Кроме того, данные задания учат школьников правильно формулировать свои ответы, расширять словарный запас и правильно его применять на ОГЭ и ЕГЭ.
Спасибо за внимание!
Материал подготовлен к педсовету