СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Лишайники». Биология 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  к уроку биологии в 5 -х классах по теме "Лишайники". УМК В.В. Пасечника. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Лишайники». Биология 5 класс.»

Лишайники  5 класс

Лишайники 5 класс

Лишайники Задача урока: — познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников. Основные понятия урока : лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз.
  • Лишайники
  • Задача урока:
  • — познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.
  • Основные понятия урока :
  • лишайники: кустистые, листоватые, накипные;
  • симбиоз.
«ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА» ЧАРЛЗ ДАРВИН   (ЧАРЛЗ ДАРВИН)
  • «ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА»

ЧАРЛЗ ДАРВИН

(ЧАРЛЗ ДАРВИН)

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», Великий русский учёный  К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».
  • Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы»,
  • Великий русский учёный
  • К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».
Русское название лишайники получили за внешнее сходство с некоторыми кожными заболеваниями, получив общее название лишаи . Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка . Лихенология — наука, которая изучает лишайники.
  • Русское название лишайники получили за внешнее сходство с некоторыми кожными заболеваниями, получив общее название лишаи .
  • Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка .
  • Лихенология — наука, которая изучает лишайники.
Началом возникновения лихенологии принято считать 1803 год. В 1866 году ученый де Бари предположил, что лишайники — составные организмы. Генрих Антон де Бари
  • Началом возникновения лихенологии принято считать 1803 год.
  • В 1866 году ученый де Бари предположил, что лишайники — составные организмы.

Генрих Антон де Бари

В 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий разделили лишайник на два организма: грибницу и водоросль. А. С. Фаминицин И. В. Баранецкий

В 1867 году русские ботаники

А. С. Фаминицин и

И. В. Баранецкий разделили лишайник на два организма: грибницу и водоросль.

А. С. Фаминицин

И. В. Баранецкий

Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников .
  • Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников .
К лишайникам относится 25 тыс. видов.
  • К лишайникам относится 25 тыс. видов.
В Антарктиде есть более  350 видов лишайников.
  • В Антарктиде есть более

350 видов лишайников.

Строение лишайников Тело лишайника называется  слоевище.   Клетки водоросли Гифы гриба
  • Строение лишайников
  • Тело лишайника

называется  слоевище.  

Клетки водоросли

Гифы гриба

СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ ГИФЫ ГРИБА ЗЕЛЕНАЯ ВОДОРОСТЬ Предоставляет грибной части готовые органические вещества. Поглощают из окружающей среды воду с растворенными в ней минеральными веществами, необходимыми для водоросли. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКА
  • СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ

ГИФЫ ГРИБА

ЗЕЛЕНАЯ ВОДОРОСТЬ

Предоставляет грибной части готовые органические вещества.

Поглощают из окружающей среды воду с растворенными в ней минеральными веществами, необходимыми для водоросли.

  • ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКА
Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
  • Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).
Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества. Клетки водоросли синтезируют органические вещества. Грибы,  входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей — симбионтов —  погибают.
  • Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества.
  • Клетки водоросли синтезируют органические вещества.
  • Грибы,  входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются.
  • И если их лишить водорослей — симбионтов —  погибают.
Внешне тело лишайника представляет собой слоевище различных размеров и окраски Растут лишайники лишь несколько миллиметров в год Слоевище может иметь возраст более тысячи лет ГРУППЫ ЛИШАЙНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРОЕНИЯ СЛОЕВИЩА НАКИПНЫЕ ЛИСТОВАТЫЕ КУСТИСТЫЕ
  • Внешне тело лишайника представляет собой слоевище различных размеров и окраски
  • Растут лишайники лишь несколько миллиметров в год
  • Слоевище может иметь возраст более тысячи лет
  • ГРУППЫ ЛИШАЙНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРОЕНИЯ СЛОЕВИЩА
  • НАКИПНЫЕ
  • ЛИСТОВАТЫЕ
  • КУСТИСТЫЕ
Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д.  По форме слоевища лишайники подразделяют на: Накипные, Листоватые кустистые.
  • Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д.

  • По форме слоевища лишайники подразделяют на:
  • Накипные,
  • Листоватые
  • кустистые.
Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей.
  • Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей.
Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
  • Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.
  • Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.
Лишайник размножается вегетативно, т.е . кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями.
  • Лишайник размножается вегетативно, т.е . кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями.
Требования лишайников к условиям произрастания Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают.  Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.
  • Требования лишайников к условиям произрастания
  • Лишайники очень неприхотливые организмы.
  • Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом.
  • Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.)
  • В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся.
  • Но с появлением воды они снова оживают.
  • Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

Для нормальной жизнедеятельности лишайникам необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50—100 лет. Отдельные виды живут дольше.
  • Для нормальной жизнедеятельности лишайникам необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом.
  • Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50—100 лет.
  • Отдельные виды живут дольше.
Отличительная черта лишайников — медленный рост. За год средний прирост составляет 1–5 мм.
  • Отличительная черта лишайников — медленный рост.
  • За год средний прирост составляет 1–5 мм.
Лишайники являются организмами–пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту.
  • Лишайники являются организмами–пионерами.
  • Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту.
Со временем,  на месте произрастания  лишайников  образуется грунт.
  • Со временем,
  • на месте произрастания

лишайников

образуется грунт.

Значение лишайников в природе   Лишайники — индикаторы состояния окружающей среды NO СO SO 2
  • Значение лишайников в природе

 

  • Лишайники — индикаторы состояния окружающей среды

NO

СO

SO 2

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ Лишайники в малодоступных местах Олени кормятся лишайниками Лишайники используются в парфюмерной промышленности Изготовление противомикробных препаратов из лишайников
  • ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ
  • Лишайники в малодоступных местах
  • Олени кормятся лишайниками
  • Лишайники используются в парфюмерной промышленности
  • Изготовление противомикробных препаратов из лишайников
  Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека Являются кормом для одомашненных копытных  на севере (северный олень). Некоторые виды используются в пищу человеком. Являются сырьем для химической промышленности  (производство лакмуса). Служат для получения различных природных красителей. Используют в медицине. Используют в парфюмерной промышленности. Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия). Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация). Многие лишайники занесены в Красную Книгу.
  •   Значение лишайников в жизни и хозяйственной

деятельности человека

  • Являются кормом для одомашненных копытных

на севере (северный олень).

  • Некоторые виды используются в пищу человеком.
  • Являются сырьем для химической промышленности

(производство лакмуса).

  • Служат для получения различных природных красителей.
  • Используют в медицине.
  • Используют в парфюмерной промышленности.
  • Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).
  • Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).
  • Многие лишайники занесены в Красную Книгу.
III. Закрепление знаний о разнообразии, характерных признаках, местообитании лишайников. (Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя.) Обсуждение вопроса: «Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?»

III. Закрепление знаний о разнообразии, характерных признаках, местообитании лишайников.

  • (Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя.)
  • Обсуждение вопроса:
  • «Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?»
IV. Задание на дом : § 19 «Лишайники»; стр. 102 – 106;  Ответить на вопросы № 1-7; стр. 105.  Выполнить задания,  представленные в конце параграфа  на стр.106.

IV. Задание на дом :

  • § 19 «Лишайники»; стр. 102 – 106;
  • Ответить на вопросы № 1-7; стр. 105.
  • Выполнить задания,
  • представленные в конце параграфа
  • на стр.106.
Летние задания 1. 1 . Выясните, какие грибы растут в вашей местности. Какие из них съедобные, а какие — ядовитые? Когда они появились в этом году?  Какова их численность (встречаются часто, редко, очень редко)? Сделайте фотографии грибов.
  • Летние задания 1.
  • 1 . Выясните, какие грибы растут в вашей местности.
  • Какие из них съедобные, а какие — ядовитые?
  • Когда они появились в этом году?
  • Какова их численность (встречаются часто, редко, очень редко)?
  • Сделайте фотографии грибов.
Летние задания 1 2 . Выясните, какие растения (травянистые, деревья, кустарники) используются для озеленения вашего населенного пункта. Какие из них и в какой период жизни наиболее декоративны?  Сделайте их фотографии.
  • Летние задания 1
  • 2 . Выясните, какие растения (травянистые, деревья, кустарники) используются для озеленения вашего населенного пункта.
  • Какие из них и в какой период жизни наиболее декоративны?
  • Сделайте их фотографии.
Летние задания 1 3 . Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например одуванчика, ноготков, садового вьюнка-ипомеи.  Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких-либо других наиболее известных вам цветковых растений. Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  • Летние задания 1
  • 3 . Проведите наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков некоторых дикорастущих и садовых цветковых растений, например одуванчика, ноготков, садового вьюнка-ипомеи.
  • Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких-либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
Летние задания 1 Письменные отчеты о выполнении заданий и прилагаемые к ним материалы предоставляются учителю биологии в начале нового учебного года. Оценки за выполнение летних заданий вносятся в классный журнал. Лучшие отчеты можно заслушать на конференции и оформить фотовыставку по результатам работы учащихся.  
  • Летние задания 1
  • Письменные отчеты о выполнении заданий и прилагаемые к ним материалы предоставляются учителю биологии в начале нового учебного года.
  • Оценки за выполнение летних заданий вносятся в классный журнал.
  • Лучшие отчеты можно заслушать на конференции и оформить фотовыставку по результатам работы учащихся.
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!