ФЕОФАН ГРЕК
(ок. 1340 — после 1410), греческий художник, много работавший на Руси; наиболее значительный из всех когда-либо живших греческих живописцев. В 70 -х годах 14 века приехал в Новгород. Первая из сохранившихся работ на русской земле – роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде
Фрески купола 1378 год
Техника выполнения работ
- Феофан грек вышел из традиций ранней палеологовской художественной культуры. Он не любит ярких, пёстрых красок. Его гамма очень скупа и сдержанна, приближается порой к монохромной. Он даёт фигуры на серебристо-фиолетофых и серовато-голубых фонах. Лики- оранже-коричневого тона, одеяния он окрашивает в бледно-жёлтые, жемчужно-белые, серебристо-зелёные тона
Успение (1392)
Фрески
- Во фресках Феофана каждая фигура живёт обособленной жизнью. Изображаемая чаще всего во фронтальной позе, она имеет в себе, что-то резкое, порывистое. Его творчеству присуще асимметричная
расстановка фигур, чередование
фигур с полуфигурами и многофигурными сценами.
- По сравнению с благостной гармонией искусства Андрея Рублева (которого, как одного из младших сотрудников Феофана по созданию иконостаса Благовещенского собора, с полным правом можно считать его учеником) стиль греческого мастера беспокоен и суров. Стиль этот как бы открывает благочестивому «умному зрению» не идеальные цели, а сам процесс молитвенно-аскетического «духовного делания», не самоуглубленный покой, взыскующей высших, «горних» истин.
Иоанн Предтеча
Святые Феофана Грека
Они отличаются индивидуальными характеристиками. Его Ной, Мельхиседек, Акакий, Агафон, Макарий Египетский – все эти образы воспринимаются как портреты, портреты чисто реалистического толка.
Но святым Феофана присуще одна общая черта – суровость.
Мельхиседек
Андрей Рублёв
« Рублев никогда не читал лекций по философии, не писал ни строчки. Он даже не говорил, так как дал монашеский обет молчания. Почему же он философ? Да потому, что в России было такое понятие: «умозрение в красках». То есть высокое искуcство рассматривалось как одна из форм не только познания мира, но и создания структур, равных философии».
Эрнст Неизвестный
Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)
- Около 1360 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России. По другим данным - родился в 1365 году.
- 1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. "Преображение".
- 1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. "Богоматерь", "Иоанн Богослов", "Апостол Андрей", "Спас в силах".
Преподобный Андрей Рублев
Апостол Павел
«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке.
Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
Сохранившийся в Звенигородском чине «Архангел Михаил» характерен для рублевских произведений. Голова ангела склонена, в его облике задумчивость и спокойствие. Черты лица намечены легкими линиями, глаза светлые. Замечательна красочная гамма этого произведения. В ней редкостное сочетание красок, свойственное подлинно развитому искусству живописи Рублева: розовых и желтых, голубых и золотистых — все дано в тончайших оттенках Глубина содержания, богатство красочной гаммы, тональная разработка красок и употребление новых оригинальных оттенков, изящество и выразительность рисунка, певучесть линий были достижениями Андрея Рублева и получили особое развитие в его творчестве.
«Троица» — икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений. Является одной из самых прославленных русских икон.
Трое ангелов парят над землей, их обнаженные ступни не опираются на землю, их тончайшие посохи - лишь символы странничества, напоминающие человеку, что он только временно здесь, на земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и царящей в ней правды. Отблеск голубого цвета - это опрокинутое в человеческой природе небо. Жизненная мудрость не отягощает ангелов, а делает их как бы возвышающимися над миром. И этому же вторит и надмирное сияние красок.
Вознесение Господне, 1408
Сошествие во ад, 1408-1410-е.
Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля.
Прелесть колорита и изящество всей группы свидетельствует о том, что художник живо передал то, что любил, в чем знал толк и чем любовался в жизни.
Очерк земли, по которой ступают кони, и вздымающейся горы, ритмически вторя изгибу лежащей Богоматери, направляют волхвов к звезде, в чем выражается закономерность и взаимосвязь всех частей композиции даже при кажущейся изолированности некоторых сцен. Очерк горы, на фоне которой едут всадники, низводит взгляд зрителя к группе из трех ангелов, заслоненных до пояса горками, нависающими над вертепом и ритмически связывающими славословящих ангелов с тремя склоняющимися перед младенцем. Склонение средней вершины преграждает путь двум первым, с покровенными руками, обращающимися к звезде и славословящими младенца: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение»