СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Кто такая Баба-яга?" к уроку по теме: "Русские народные сказки. Образ Бабы-Яги в русском фольклоре"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Кто такая Баба-яга?" выполнена как сопроводительный материал уроку литературного чтения по теме: "Русские народные сказки. Образ Бабы-Яги в русском фольклоре"  для учащихся 2-3 классов. 

Данная презентация составлена в помощь учителям, работающим по программе Л. В. Занкова, но может использоваться и учителями других программ. При изучении русских народных сказок учителю важно правильно сформировать у учащихся представление об образе такого литературного героя, как Баба-Яга, с точки зрения истории, мифологии и этимологии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Кто такая Баба-яга?" к уроку по теме: "Русские народные сказки. Образ Бабы-Яги в русском фольклоре"»

Кто такая Баба-Яга?

Кто

такая

Баба-Яга?

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.

Всем нам с детства знакома Баба-Яга. В представлении большинства людей, она вроде злого духа, весьма враждебно относящегося к людям.

Давайте разберёмся, так ли это. Начнем с имени: Баба  – главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка.

Давайте разберёмся, так ли это. Начнем с имени:

Баба – главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребёнка.

Однокоренное слово « бабай » тоже означает домового, главу Рода. «Яга» – огнь – огонь.

Однокоренное слово « бабай » тоже означает домового, главу Рода. «Яга» – огнь – огонь.

Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники на охоте. То есть Баба-Яга была главная Матерь, которая знала всё.

Был глагол «ягать». Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. Ягали охотники на охоте. То есть Баба-Яга была главная Матерь, которая знала всё.

Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.

Яга – огрублённое от Яша, Ящур, Пращур, то есть великая Прародительница, Великая Матерь Мира.

Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по значению. Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно  «Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га»).

Баба-Яга или Баба-Йога. «Яга» и «Йога» – слова одинаковые по значению. Йога – это путь к самосовершенствованию, а «Яга» – дословно

«Я иду», то есть, то же самое. «Га» – означает движение («доро-га», «теле-га», «но-га»).

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В переводе с санскрита гуси-лебеди – души умерших, которые сопровождают пpaмaтерь. Это они унесли братца Иванушку к Бабе-Яге.

И не такая уж она была страшная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди».

В переводе с санскрита гуси-лебеди – души умерших, которые сопровождают пpaмaтерь.

Это они унесли братца Иванушку к Бабе-Яге.

Там она хотела его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.

Там она хотела его изжарить. На самом деле

нет сказки,

где бы Баба-Яга жарила детей, она только хочет это сделать.

Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала дитя на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.

Но существовал замечательный обряд – перепекание больного ребёнка. Бабка-повитуха клала дитя на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него хворого ребёнка.

После этого клала на хлебную лопату и отправляла в печь на некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота).  Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».

После этого клала на хлебную лопату и отправляла в печь на некоторое время (но не запекала, а опекала, отсюда и «опека» - забота). Тесто – это хлеб, «Государь Батюшка», а печка – «Государыня Матушка».

 Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто отдавала собакам) и ребёнок как бы рождался заново,  выздоравливал, обретал новых родителей  и счастливую судьбу.

Вынимала ребёнка, разворачивала, (тесто отдавала собакам) и ребёнок как бы рождался заново, выздоравливал, обретал новых родителей и счастливую судьбу.

(Таким образом  знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким).  Точно так же и  в русской народной сказке про Бабу-Ягу.

(Таким образом знахарка вылечила полководца А. Суворова, когда он был маленьким). Точно так же и в русской народной сказке про Бабу-Ягу.

 На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба-Яга из отрицательного персонажа превращается в положительный, в целителя.

Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.

Оказывается, она передаёт жизнь ребёнку через своё умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, таким женским началом. А помело связывает Ягу с печкой, очагом, излечивающим хвори.

Всё становится с головы на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

Всё становится с головы на ноги. Баба-Яга – абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Иванушку и здорового вернуть людям.

Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.

Ведьма, ведунья (ведающая, знающая мать) выступает помощницей доброго молодца, который к ней приходит за советом, выдерживает испытания знахарки и отправляется в дальний путь, но уже с наставлениями мудрой Яги.

Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.

Этот мотив восходит к эпохе матриархата, когда главной в Роду почиталась женщина.

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.

Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.

В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях – богатырша, похитительница, дарительница .  Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

В волшебных сказках она действует в трёх воплощениях – богатырша, похитительница, дарительница . Яга-богатырша обладает мечом-кладенцом и на равных бьётся с богатырями.

Яга-похитительница крадёт детей, и уносит  в свою избушку  на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой  диковинной избы  и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Яга-похитительница крадёт детей, и уносит в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы и дети, и взрослые, спасаются, перехитрив Ягу.

Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к цели или указывающий путь.

Яга-дарительница приветливо встречает героя, вкусно угощает, парит в баньке, даёт полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к цели или указывающий путь.

Она не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе.  А чтобы не было видно следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

Она не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе. А чтобы не было видно следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.

Служат ей лягушки, чёрные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживаются  и угроза,  и мудрость.

Служат ей лягушки, чёрные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживаются и угроза, и мудрость.

Даже когда Баба-Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Даже когда Баба-Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

конец

конец

Источники: http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post154808448/ http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post172770133/ http://www.pvz.by/2010/08/03/ почему-баба-яга-летает-в-ступе / http:// blogs.privet.ru/community/darin/52331802 http://ru.wikipedia.org/wiki/ Баба-Яга Автор презентации: Орлова Т. И. – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 г. Камышин ∙ 2012 год Презентация опубликована на сайте – viki.rdf.ru

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post154808448/

http://www.liveinternet.ru/users/wolfleo/post172770133/

http://www.pvz.by/2010/08/03/ почему-баба-яга-летает-в-ступе /

http:// blogs.privet.ru/community/darin/52331802

http://ru.wikipedia.org/wiki/ Баба-Яга

Автор презентации: Орлова Т. И. – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 г. Камышин ∙ 2012 год

Презентация опубликована на сайте – viki.rdf.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!