- Термин античный возник в 15 веке. В переводе с латинского antiguus означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
- Античная культура просуществовала 15 веков.
Крито-Микенская (Эгейская культура)
Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на:
- Критскую ( III-II тыс.до н.э.)
- Микенскую ( XV-XII вв до н.э.)
В мифах культура регионов Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также ЭГЕЙСКОЙ.
Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура , созданная на островах и побережьях Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры Эгейской культуры
- Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
- Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
- Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс — город-дворец Миноса (И тыс. до н. э.).
Из мифологии: Минос-сын Зевса и Европы. Европа вышла замуж за критского царя Астерия, который усыновил Миноса и его братьев.
После смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование. В итоге ему удалось прийти к власти.
Когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, морской бог выслал ему из моря белоснежного быка, однако, пораженный его великолепием, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого . В наказание за этот обман богов Посейдон внушил его жене Пасифае страсть к этому быку, от которого у неё родился Минотавр (с греч. — бык Миноса). Сам бык убит Тесеем.
Дворец не имеет чёткой планировки и напоминает лабиринт , послужившего праобразом знаменитого мифологического лабиринта.
Такой вид Дворец приобрел после множества перестроек после разрушавших его землетрясений.
- Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами — и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
Лабиринт Минотавра
- Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая — супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
Кносский дворец (фрагмент). Реконструкция.
Главное архитектурное украшение дворца – деревянные колонны необычной формы, окрашенные в тёплые красные тона. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом.
- Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
- Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери,
- возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
- Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками. Сохранилась планировка дворца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование морского простора.
Тронный зал. Кносский дворец.
Центральное тронное святилище. Кносский дворец .
Жители ахейцы строили свои поселения и дворцы на холмах, тщательно продумывая безопасность на случай осады
Огромные стены до 10 метров в ширину окружали город. Кладку называли циклопической. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклопами.
Городские ворота
- Стена вокруг акрополя в Микенах вместе с воротами возводилась примерно в 1250 году до н.э., в период расцвета города, когда он застраивался повторно. Стена очень надежна, и проем Львиных ворот выложен из тяжелых монолитных плит. Львы над воротами несомненно символизируют надежную защиту входа в акрополь, предполагают, что они посвящены архаичной Потнии, покровительницы всех зверей.
- . Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы,
- двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
Львиные ворота. XIV в до н.э. Микены.
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней, служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб (длина верхнего 5м и толщина 1м). Над пролётом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигурки царственных львов.
Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир- Так, город-дворец Микены царя Агамемнона (II тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.
Дворец царя Агамемнона. Ii тыс. до н.э. Микены. Реконструкция.
Непреступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесён гигантской крепостной стеной – около 900м в длину и 6-10м в толщину, сложенных из огромных, весом 5-6т грубо отёсанных каменных глыб, лежащих одна на другой. Щели между ними заполнены глиной и мелкими камнями - «циклопическая кладка»
- В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг
- мегарбна — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
- Фре́ска (от итал. fresco — свежий). Аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
- 3.Кроме самого Кносского дворца, сохранились в нем и уникальные фрески. Художники создали на стенах целый сказочный мир, с цветущими лилиями, пальмами, разными зверями. Здесь есть также изображения театральных представлений и торжественных шествий. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.
«Парижанка». Фреска.1500 г. до н. э. Кносский дворец.
фрески Кносского дворца
Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала осно
ное кредо микенской культуры — торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индииидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя — чувство, незнакомое критянам.
- Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность,
- подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
Фрески Кносского дворца
Произведения живописи поражают удивительной зоркостью виденья, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры.
Используя всего 5 красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру.
Мужские фигуры рисуют тёмной кирпично-красной краской, женские- светлой. Идеалом красоты считались крупные фигуры с тонкими осиными талиями.
Вазопись
Замечательным памятником вазовой керамики, удивляющим своим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка, являются вазы Эгейского периода.
Чаще всего в декоре орнамента преобладают растительный и «морской» стили .
- Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.
1. Расскажите о художественной культуре античности. Приведите примеры использования её достижений в произведениях искусства позднейших времен.
2. Можно ли крито – микенскую культуру назвать «прекрасной прелюдией» искусства Древней Греции?
3.Расскажите о важнейших достижениях эгейской архитектуры.
4. Каковы отличительные особенности ваз стиля Камарес?