СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Крито-микенская культура" (10 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Крито-микенская культура" (10 класс, учебник Л.Емохонова)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Крито-микенская культура" (10 класс)»

Термин античный возник в 15 веке. В переводе с латинского antiguus означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Античная культура просуществовала 15 веков.
  • Термин античный возник в 15 веке. В переводе с латинского antiguus означает «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.
  • Античная культура просуществовала 15 веков.
Крито-Микенская (Эгейская культура) Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на: Критскую ( III-II тыс.до н.э.) Микенскую ( XV-XII вв до н.э.) В мифах культура регионов Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также ЭГЕЙСКОЙ.

Крито-Микенская (Эгейская культура)

Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято делить на:

  • Критскую ( III-II тыс.до н.э.)
  • Микенскую ( XV-XII вв до н.э.)

В мифах культура регионов Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также ЭГЕЙСКОЙ.

Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура , созданная на островах и побережьях Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры Эгейской культуры

Культура античного мира не возникла внезапно, ей предшествовала богатейшая и оригинальная культура , созданная на островах и побережьях Эгейского моря. На острове Крит и полуострове Пелопоннес находились важнейшие центры Эгейской культуры

Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
  • Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы.
Приняв  облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря,  где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
  • Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс —  город-дворец Миноса (И тыс. до н. э.).
  • Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кноссгород-дворец Миноса (И тыс. до н. э.).
Из мифологии: Минос-сын Зевса и Европы. Европа вышла замуж за критского царя Астерия, который усыновил Миноса и его братьев. После смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование. В итоге ему удалось прийти к власти. Когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, морской бог выслал ему из моря белоснежного быка, однако, пораженный его великолепием, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого . В наказание за этот обман богов Посейдон внушил его жене Пасифае страсть к этому быку, от которого у неё родился Минотавр (с греч. — бык Миноса). Сам бык убит Тесеем.

Из мифологии: Минос-сын Зевса и Европы. Европа вышла замуж за критского царя Астерия, который усыновил Миноса и его братьев.

После смерти Астерия Минос стал претендовать на царствование. В итоге ему удалось прийти к власти.

Когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, морской бог выслал ему из моря белоснежного быка, однако, пораженный его великолепием, Минос отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого . В наказание за этот обман богов Посейдон внушил его жене Пасифае страсть к этому быку, от которого у неё родился Минотавр (с греч. — бык Миноса). Сам бык убит Тесеем.

Дворец не имеет чёткой планировки и напоминает лабиринт , послужившего праобразом знаменитого мифологического лабиринта. Такой вид Дворец приобрел после множества перестроек после разрушавших его землетрясений.

Дворец не имеет чёткой планировки и напоминает лабиринт , послужившего праобразом знаменитого мифологического лабиринта.

Такой вид Дворец приобрел после множества перестроек после разрушавших его землетрясений.

Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами — и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
  • Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами — и его декор в виде бычьих рогов отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
Лабиринт Минотавра

Лабиринт Минотавра

Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая — супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
  • Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря, Пасифая — супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
Кносский дворец (фрагмент). Реконструкция. Главное архитектурное украшение дворца – деревянные колонны необычной формы, окрашенные в тёплые красные тона. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом.

Кносский дворец (фрагмент). Реконструкция.

Главное архитектурное украшение дворца – деревянные колонны необычной формы, окрашенные в тёплые красные тона. Их стволы сужаются книзу и напоминают конусы, поставленные остриями вниз. Массивные балки перекрытий они несут на своих широких плечах, как бы балансируя при этом.

Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
  • Дворец возвышается на горе и как бы вырастает из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом в 8-10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери, возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
  • Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери,
  • возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками. Сохранилась планировка дворца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование морского простора.
  • Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками. Сохранилась планировка дворца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование морского простора.
Тронный зал. Кносский дворец.

Тронный зал. Кносский дворец.

Центральное тронное святилище. Кносский дворец .

Центральное тронное святилище. Кносский дворец .

Жители ахейцы строили свои поселения и дворцы на холмах, тщательно продумывая безопасность на случай осады Огромные стены до 10 метров в ширину окружали город. Кладку называли циклопической. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклопами. Городские ворота

Жители ахейцы строили свои поселения и дворцы на холмах, тщательно продумывая безопасность на случай осады

Огромные стены до 10 метров в ширину окружали город. Кладку называли циклопической. Огромные каменные глыбы и сейчас кажутся возведенными великанами – циклопами.

Городские ворота

Стена вокруг акрополя в Микенах вместе с воротами возводилась примерно в 1250 году до н.э., в период расцвета города, когда он застраивался повторно. Стена очень надежна, и проем Львиных ворот выложен из тяжелых монолитных плит. Львы над воротами несомненно символизируют надежную защиту входа в акрополь, предполагают, что они посвящены архаичной Потнии, покровительницы всех зверей.
  • Стена вокруг акрополя в Микенах вместе с воротами возводилась примерно в 1250 году до н.э., в период расцвета города, когда он застраивался повторно. Стена очень надежна, и проем Львиных ворот выложен из тяжелых монолитных плит. Львы над воротами несомненно символизируют надежную защиту входа в акрополь, предполагают, что они посвящены архаичной Потнии, покровительницы всех зверей.
. Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы, двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
  • . Дорогу к единственным воротам обрамляют высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы,
  • двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
Львиные ворота. XIV в до н.э. Микены. Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней, служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб (длина верхнего 5м и толщина 1м). Над пролётом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигурки царственных львов.

Львиные ворота. XIV в до н.э. Микены.

Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопоннес, сохранившиеся до наших дней, служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб (длина верхнего 5м и толщина 1м). Над пролётом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигурки царственных львов.

Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир- Так, город-дворец Микены царя Агамемнона (II тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.

Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но они отражали иной взгляд на мир- Так, город-дворец Микены царя Агамемнона (II тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.

Дворец царя Агамемнона. Ii тыс. до н.э. Микены. Реконструкция. Непреступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесён гигантской крепостной стеной – около 900м в длину и 6-10м в толщину, сложенных из огромных, весом 5-6т грубо отёсанных каменных глыб, лежащих одна на другой. Щели между ними заполнены глиной и мелкими камнями - «циклопическая кладка»

Дворец царя Агамемнона. Ii тыс. до н.э. Микены. Реконструкция.

Непреступный акрополь («верхний город») возвышался над долиной и был обнесён гигантской крепостной стеной – около 900м в длину и 6-10м в толщину, сложенных из огромных, весом 5-6т грубо отёсанных каменных глыб, лежащих одна на другой. Щели между ними заполнены глиной и мелкими камнями - «циклопическая кладка»

В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг мегарбна — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
  • В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную планировку. Все помещения группировались вокруг
  • мегарбна — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
Фре́ска (от итал. fresco — свежий). Аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
  • Фре́ска (от итал. fresco — свежий). Аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
3.Кроме самого Кносского дворца, сохранились в нем и уникальные фрески. Художники создали на стенах целый сказочный мир, с цветущими лилиями, пальмами, разными зверями. Здесь есть также изображения театральных представлений и торжественных шествий. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах. «Парижанка». Фреска.1500 г. до н. э. Кносский дворец.
  • 3.Кроме самого Кносского дворца, сохранились в нем и уникальные фрески. Художники создали на стенах целый сказочный мир, с цветущими лилиями, пальмами, разными зверями. Здесь есть также изображения театральных представлений и торжественных шествий. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза - спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.

«Парижанка». Фреска.1500 г. до н. э. Кносский дворец.

 фрески Кносского дворца

фрески Кносского дворца

Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала осно ное кредо микенской культуры — торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индииидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя — чувство, незнакомое критянам.

Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала осно

ное кредо микенской культуры — торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индииидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя — чувство, незнакомое критянам.

Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность, подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
  • Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому орнаменту; в красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали преобладать теплые сочные цвета. Живописность,
  • подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
Фрески Кносского дворца Произведения живописи поражают удивительной зоркостью виденья, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры. Используя всего 5 красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру. Мужские фигуры рисуют тёмной кирпично-красной краской, женские- светлой. Идеалом красоты считались крупные фигуры с тонкими осиными талиями.

Фрески Кносского дворца

Произведения живописи поражают удивительной зоркостью виденья, богатством воображения, тонким художественным вкусом и чувством меры.

Используя всего 5 красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную), они создают богатейшую цветовую палитру.

Мужские фигуры рисуют тёмной кирпично-красной краской, женские- светлой. Идеалом красоты считались крупные фигуры с тонкими осиными талиями.

Вазопись Замечательным памятником вазовой керамики, удивляющим своим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка, являются вазы Эгейского периода. Чаще всего в декоре орнамента преобладают растительный и «морской» стили .

Вазопись

Замечательным памятником вазовой керамики, удивляющим своим совершенством, необычностью и разнообразием форм, оригинальностью орнамента и живописного рисунка, являются вазы Эгейского периода.

Чаще всего в декоре орнамента преобладают растительный и «морской» стили .

Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.
  • Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской) цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.
1. Расскажите о художественной культуре античности. Приведите примеры использования её достижений в произведениях искусства позднейших времен. 2. Можно ли крито – микенскую культуру назвать «прекрасной прелюдией» искусства Древней Греции? 3.Расскажите о важнейших достижениях эгейской архитектуры. 4. Каковы отличительные особенности ваз стиля Камарес?

1. Расскажите о художественной культуре античности. Приведите примеры использования её достижений в произведениях искусства позднейших времен.

2. Можно ли крито – микенскую культуру назвать «прекрасной прелюдией» искусства Древней Греции?

3.Расскажите о важнейших достижениях эгейской архитектуры.

4. Каковы отличительные особенности ваз стиля Камарес?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!