Контрольная работа по теме: «Обособленные и уточняющие члены предложения»
Составила
учитель русского языка и
литературы высшей категории
КГУ «Гимназия №21» г. Алматы РК
Емельянова О.В.
Выполните орфографический и пунктуационный анализ текста
В 1990 году об..явле…ом ЮНЕСКО Годом Бориса Пастернака исполнилось сто лет со дня рождения поэта. Г..ниальный художник великий поэт России он возвратился к читателям после многих лет забвения. У стихов Пастернака есть свойство западать в душу застревать где-то в уголках памяти во…хищая и радуя. Создавая стихи поэт размышлял в них о врем..н.. правд.. жизн… и смерт.. тайн.. рождения и…ку…тва стараясь дойти до самой сут.. этих понятий. Его голос громкий открытый восторже….ый рвался на_встречу людям. До последних своих дней не_смотря на болезнь поэт продолжал работать с неиссякаемым трудолюбием. Навсегда останется в истории литературы имя Бориса Пастернака нe_пoвтopимoгo русского лирика. Людям всегда будет нужна его поэзия одухотворе…ая чудес..ая полная жизни. Будь достоин поэта читатель!
Тест
Вариант 1
1.Обособленными членами предложения называются:
а) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
б) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией, содержащие элемент добавочного сообщения;
в) слова, называющие того, к кому обращаются с речью.
2. Одиночные и распространённые согласованные определения и приложения,
которые относятся к личному местоимению, выделяются на письме запятыми:
а) всегда;
б) если стоят перед определяемым словом;
в) если стоят после определяемого слова.
3. Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются на письме запятыми:
а) всегда;
б) если имеют дополнительное обстоятельственное значение;
в) никогда не обособляются.
4. Отметьте предложение, в котором определение не обособляется
а) Сосна ровная и стройная красовалась на опушке.
б) Сорванная несколько дней назад роза продолжала благоухать.
в) Утомленные прогулкой дети быстро заснули.
г) Тишина тягучая и властная овладела лесом.
Тест (продолжение)
Вариант 1
5. Отметьте предложение, в котором приложение обособляется .
а) Как страстный охотник С.Т. Аксаков оставил непревзойденные описания охоты и рыбной ловли.
б) Читатели успели привыкнуть к Чехову как юмористу.
в) Алоэ применяют как лекарство.
г) Профессор Московского университета Д.Н. Ушаков возглавил группу по составлению толкового словаря.
6. В каком предложении обстоятельство не обособляется?
а) Петляя тропа спускалась вниз.
б) Его рассказы всегда слушали раскрыв рот.
в) Горел костер бросая в темноту блики света.
г) Искрясь и сверкая с деревьев осыпался иней.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
а) Под ногами похрустывал пахнувший свежестью мартовский снежок.
б) Жаворонки едва видимые в воздухе, наполненном светом, заливались радостными трелями.
в) Перепачканный краской малыш, выглядел очень смешно.
г) Бежавшая через поле тропинка привела меня в деревню.
Тест
Вариант 2
1. Приложения, присоединяемые союзом как , выделяются запятыми:
а) всегда;
б) если имеют значение "в качестве";
в) если имеют значение причинности.
2. Обособляются обстоятельства, выраженные:
а) деепричастиями с зависимыми словами, превратившимися в устойчивые обороты речи;
б) одиночными деепричастиями, имеющими значение простого наречия;
в) деепричастными оборотами.
3. С целью усиления смысловой нагрузки могут обособляться дополнения, состоящие из существительных с предлогами:
а) за, на, от;
б) кроме, помимо;
в) вдоль, вокруг, мимо.
4. Отметьте предложение, в котором определение обособляется.
а) Очень усталые мы не могли идти дальше.
б) За рекой виднелись залитые солнцем пшеничные поля.
в) Дувший с моря ветер подгонял лодку.
г) В его глазах было что-то тревожное и печальное.
Тест (продолжение)
Вариант 2
5. Отметьте предложение, в котором приложение не обособляется
а) Дети осени хризантемы бесстрастны и холодны.
б) В облаках плывет луна царица ночи.
в) Мы знаем Тургенева как тонкого наблюдателя природы.
г) Ветер известный шалун захлопнул калитку.
6. В каком предложении обстоятельство обособляется?
а) Утопая в снегу и пробираясь с трудом сквозь подлесок брела олениха.
б) Журавли спят обычно стоя.
в) Скрепя сердце он решил с ним заговорить.
г) Ужинали не спеша и почти молча.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
а) Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.
б) Юрий Юрьевич, преподаватель военного дела, относился ко мне хорошо.
в) В лесу, перебивая друг друга, заливались соловьи.
г) Лодка не меняя курса медленно приближалась к кораблю.
Образец выполнения контрольной работы.
Выполнение текста с графическим выделением обособлений
В 1990 году , объявле нн ом ЮНЕСКО Годом Бориса Пастернака , исполнилось сто лет со дня рождения поэта. Гениальный художник , великий поэт России , он возвратился к читателям после многих лет забвения. У стихов Пастернака есть свойство западать в душу , застревать где-то в уголках памяти , во с хищая и радуя . Создавая стихи , поэт размышлял в них о времен и , правд е жизн и и смерт и , тайн е рождения и с ку сс тва , стараясь дойти до самой сут и этих понятий . Его голос , громкий , открытый , восторже нн ый , рвался на встречу людям. До последних своих дней , не смотря на болезнь , поэт продолжал работать с неиссякаемым трудолюбием. Навсегда останется в истории литературы имя Бориса Пастернака , не повторимого русского лирика . Людям всегда будет нужна его поэзия , одухотворе нн ая , чуде сн ая , полная жизни . Будь достоин поэта , читатель!
++++++++++
Проверка теста
Вариант 1
1.Обособленными членами предложения называются:
а) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
б) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонацией, содержащие элемент добавочного сообщения;
в) слова, называющие того, к кому обращаются с речью.
2. Одиночные и распространённые согласованные определения и приложения, которые относятся к личному местоимению, выделяются на письме запятыми:
а) всегда;
б) если стоят перед определяемым словом;
в) если стоят после определяемого слова.
3. Одиночные и распространённые согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются на письме запятыми:
а) всегда;
б) если имеют дополнительное обстоятельственное значение;
в) никогда не обособляются.
4. Отметьте предложение, в котором определение не обособляется
а) Сосна ровная и стройная красовалась на опушке.
б) Сорванная несколько дней назад роза продолжала благоухать.
в) Утомленные прогулкой дети быстро заснули.
г) Тишина тягучая и властная овладела лесом.
Проверка теста (продолжение)
5. Отметьте предложение, в котором приложение обособляется .
а) Как страстный охотник С.Т.Аксаков оставил непревзойденные описания охоты и рыбной ловли.
б) Читатели успели привыкнуть к Чехову как юмористу.
в) Алоэ применяют как лекарство.
г) Профессор Московского университета Д.Н.Ушаков возглавил группу по составлению толкового словаря.
6. В каком предложении обстоятельство не обособляется?
а) Петляя тропа спускалась вниз.
б) Его рассказы всегда слушали раскрыв рот.
в) Горел костер бросая в темноту блики света.
г) Искрясь и сверкая с деревьев осыпался иней.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
а). Под ногами похрустывал пахнувший свежестью мартовский снежок.
б) Жаворонки едва видимые в воздухе, наполненном светом, заливались радостными трелями.
в) Перепачканный краской малыш, выглядел очень смешно.
г) Бежавшая через поле тропинка привела меня в деревню.
Проверка теста
Вариант 2
1.Приложения, присоединяемые союзом как , выделяются запятыми:
а) всегда;
б) если имеют значение "в качестве";
в) если имеют значение причинности.
2. Обособляются обстоятельства, выраженные:
а) деепричастиями с зависимыми словами, превратившимися в устойчивые обороты речи;
б) одиночными деепричастиями, имеющими значение простого наречия;
в) деепричастными оборотами.
3. С целью усиления смысловой нагрузки могут обособляться дополнения, состоящие из существительных с предлогами:
а) за, на, от;
б) кроме, помимо;
в) вдоль, вокруг, мимо.
4. Отметьте предложение, в котором определение обособляется.
а) Очень усталые мы не могли идти дальше.
б) За рекой виднелись залитые солнцем пшеничные поля.
в) Дувший с моря ветер подгонял лодку.
г) В его глазах было что-то тревожное и печальное.
Проверка теста (продолжение)
Вариант 2
5. Отметьте предложение, в котором приложение не обособляется
а) Дети осени хризантемы бесстрастны и холодны.
б) В облаках плывет луна царица ночи.
в) Мы знаем Тургенева как тонкого наблюдателя природы.
г) Ветер известный шалун захлопнул калитку.
6. В каком предложении обстоятельство обособляется?
а) Утопая в снегу и пробираясь с трудом сквозь подлесок брела олениха.
б) Журавли спят обычно стоя.
в) Скрепя сердце он решил с ним заговорить.
г) Ужинали не спеша и почти молча.
7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка.
а) Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады.
б) Юрий Юрьевич, преподаватель военного дела, относился ко мне хорошо.
в) В лесу, перебивая друг друга, заливались соловьи.
г) Лодка не меняя курса медленно приближалась к кораблю.
Ключ к тесту
Вариант 1
1. б
2. а
3. б
4. б
5. а
6. б
7. б, в
Вариант 2
1. в
2. в
3. б
4. а
5. в
6. а
7. г
Использованные ресурсы
1. Методические рекомендации к урокам русского языка в 8 классе. Ионова Л.Ф., Коломыцева И.В., ИПК ПКСО г. Алматы
2. Учебник Русский язык, 8 класс, авт. К.Л. Кабдолова, З.К. Сабитова, Л.Т. Килевая. Мектеп, 2012 г.
3. Русский язык. Рабочая тетрадь для 8 класса. Составители: Ионова Л.Ф., Коломыцева И.В., ИПК ПКСО г. Алматы