СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие и формирование речевых навыков у ребёнка возможно только при наличии определённых биологических и социальных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к речевому дизонтогенезу.

Перспективы нервно-психического развития и успешность обучения детей с перинатальной и натальной патологией, их дальнейшая школьная и социальная адаптация зависят от своевременного выявления нарушений в речевой и познавательной сферах ещё на довербальном этапе их формирования.

Поздняя диагностика парциальных нарушений психических и речевых функций у детей раннего возраста, несвоевременность оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи приводят к стойким изменениям в психическом развитии ребёнка, что требует более длительного периода коррекционной работы и не всегда даёт желаемый результат.

Представленные в презентации данные о нормальном и нарушенном довербальном развитии ребёнка позволят специалистам обратить внимание на имеющиеся отклонения в психоречевом развитии малыша, при необходимости произвести более углублённое обследование и начать раннюю коррекционную работу во взаимодействии с другими специалистами. Данная презентация содержит информацию, которая будет интересна и полезна для логопедов, дефектологов, психологов, специалистов абилитационного профиля, студентов дефектологических и психологических вузов.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ"»

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ  У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ Автор работы: Логопед-дефектолог Стаценко Лариса Викторовна г. Краснодар 2016 г.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Автор работы:

Логопед-дефектолог

Стаценко Лариса Викторовна

г. Краснодар 2016 г.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, важное средство связи между ребёнком и окружающим миром. Развитие и формирование речевых навыков у ребёнка возможно только при наличии определённых биологических и социальных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к речевому дизонтогенезу. Первый год жизни ребёнка является гиперсензитивным довербальным этапом формирования избирательного реагирования на звуки речи.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, важное средство связи между ребёнком и окружающим миром.

Развитие и формирование речевых навыков у ребёнка возможно только при наличии определённых биологических и социальных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Отклонения и нарушения в развитии ЦНС приводят к речевому дизонтогенезу.

Первый год жизни ребёнка является гиперсензитивным довербальным этапом формирования избирательного реагирования на звуки речи.

Академик А.А. Баранов отмечает: «На протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растёт число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений».

Академик А.А. Баранов отмечает: «На протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растёт число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений».

ЭТИОЛОГИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ Перинатальные факторы:  Наследственность, гипоксия плода, травмы, хронические и инфекционные заболевания матери во время беременности, резус-конфликт, химические факторы Натальные факторы: Родовая травма, асфиксия новорожденного Постнатальные факторы: Черепно-мозговая травма, нейроинфекции, лекарственная интоксикация, эмоциональная и речевая депривация

ЭТИОЛОГИЯ ДОВЕРБАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИИ

Перинатальные факторы:

Наследственность, гипоксия плода, травмы, хронические и инфекционные заболевания матери во время беременности, резус-конфликт, химические факторы

Натальные факторы:

Родовая травма, асфиксия новорожденного

Постнатальные факторы:

Черепно-мозговая травма, нейроинфекции, лекарственная интоксикация, эмоциональная и речевая депривация

1 месяц - Крик, кряхтение 1-3 месяца - Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций,

1 месяц - Крик, кряхтение

1-3 месяца - Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками.

3-6 месяцев - Активное гуление (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету. 

6-9 месяцев - Активный лепет, усложнение и расширением объёма движений губ, языка, мягкого нёба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольного выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса, в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

9-12 месяцев - Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращённой речи регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

Основные этапы доречевого развития детей первого года жизни в норме

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ ДОВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ К концу 1-го месяца ребёнок не кричит перед кормлением. К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит. К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет. В 7 месяцев не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо звуком. К концу 9-го месяца у малыша нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги. К концу 10-го месяца ребёнок не качает головой в знак отрицания либо не машет ручкой в знак прощания .

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ ДОВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  • К концу 1-го месяца ребёнок не кричит перед кормлением.
  • К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
  • К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет.
  • В 7 месяцев не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не пытается привлечь к себе внимание каким-либо звуком.
  • К концу 9-го месяца у малыша нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги.
  • К концу 10-го месяца ребёнок не качает головой в знак отрицания либо не машет ручкой в знак прощания .
ЭТАПЫ  ДОВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА I этап 0-1 мес. II этап III этап 1-3 мес. 3-6 мес. IV этап V этап 6-9 мес. 9-12 мес.

ЭТАПЫ ДОВЕРБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

I этап

0-1 мес.

II этап

III этап

1-3 мес.

3-6 мес.

IV этап

V этап

6-9 мес.

9-12 мес.

ПЕРВЫЙ ЭТАП период новорожденности Норма Крик с гласноподобными звуками («а», «э»), кряхтенье, ворчанье, гуканье. Преобладает пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым ». Патология ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПЕРВЫЙ ЭТАП

период новорожденности

Норма

Крик с гласноподобными звуками («а», «э»), кряхтенье, ворчанье, гуканье.

Преобладает пронзительный, болезненный, непрерывный крик, который принято называть «мозговым ».

Патология

ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ВТОРОЙ ЭТАП 1-3 месяца Норма Голосовые реакции: певучее гуление («бааа», «мааа»). Переход от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек.   С помощью крика выражает свой протест или неудовольствие. Отмечается «комплекс оживления». Патология Голосовые реакции интонационно невыразительны, гуканье вообще отсутствует. При выраженных нарушениях слуха или эмоционально-психической сферы нарушается механизм подражания, и гуление задерживается на аутолалической стадии. ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ВТОРОЙ ЭТАП

1-3 месяца

Норма

Голосовые реакции:

певучее гуление («бааа», «мааа»). Переход от единичных гласноподобных звуков к произнесению коротких звуковых цепочек.  

С помощью крика выражает свой протест или неудовольствие. Отмечается «комплекс оживления».

Патология

Голосовые реакции интонационно невыразительны, гуканье вообще отсутствует.

При выраженных нарушениях слуха или эмоционально-психической сферы нарушается механизм подражания, и гуление задерживается

на аутолалической стадии.

ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ТРЕТИЙ ЭТАП 3-6 месяцев Норма Переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, разнообразными к 6 месяцам появляются звукосочетания гласных с губными согласными типа ба-ба-ба, ма-ма-ма, относящиеся к аутолалическому этапу лепета. Преобладает жесто-мимическое общение со взрослым. Патология Наблюдаются мышечная гипотония, искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Лепета нет.  Ребёнок или неконтактен, пассивен, или, наоборот, у него преобладают патологическая двигательная активность, беспокойство, эмоциональная лабильность. ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ТРЕТИЙ ЭТАП

3-6 месяцев

Норма

Переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, разнообразными

к 6 месяцам появляются звукосочетания гласных

с губными согласными типа ба-ба-ба, ма-ма-ма, относящиеся

к аутолалическому этапу лепета. Преобладает жесто-мимическое общение со взрослым.

Патология

Наблюдаются мышечная гипотония, искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Лепета нет. Ребёнок или неконтактен, пассивен, или, наоборот, у него преобладают патологическая двигательная активность, беспокойство, эмоциональная лабильность.

ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП 6-9 месяцев Норма Постепенно начинает дифференцировать звуки. Звуки появляются в определённой последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые. Эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, имитирование кашля и щелканья языком. Лепет и жесты выполняют коммуникативную функцию. Ситуативное восприятие обращённой речи. Патология Физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искажённом виде, интонационная выразительность отсутствует. Ответная реакция на обращённую речь вокально обеднена. Ребёнок не стремится  к звукоподражанию. Нарушение коммуникативной функции речи: ребёнок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами. ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП

6-9 месяцев

Норма

Постепенно начинает дифференцировать звуки. Звуки появляются в определённой последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые. Эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, имитирование кашля и щелканья языком. Лепет и жесты выполняют коммуникативную функцию. Ситуативное восприятие обращённой речи.

Патология

Физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искажённом виде, интонационная выразительность отсутствует. Ответная реакция на обращённую речь вокально обеднена. Ребёнок не стремится

к звукоподражанию. Нарушение коммуникативной функции речи:

ребёнок реагирует на раздражители недифференцированным криком, плачем, спонтанными жестами.

ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПЯТЫЙ ЭТАП 9-12 месяцев Норма В начале периода — активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Умело выражают своё настроение. Активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»). Патология Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций . Нарушения слуховых дифференцировок. Патологические изменения в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата. Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур свидетельствует о нарушениях коммуникативной функции речи. Маловыразительная мимика, двигательная расторможенность, оральные синкинезии. ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПЯТЫЙ ЭТАП

9-12 месяцев

Норма

В начале периода — активный лепет, в конце периода большинство детей произносят 5-6 лепетных слов. Хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Умело выражают своё настроение. Активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»).

Патология

Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций . Нарушения слуховых дифференцировок. Патологические изменения в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата. Задержка формирования или полное отсутствие соответствующих паралингвистических структур свидетельствует о нарушениях коммуникативной функции речи. Маловыразительная мимика, двигательная расторможенность, оральные синкинезии.

ДОВЕРБАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза. Поэтому перспективы нервно-психического развития и успешность обучения детей с перинатальной и натальной патологией, их дальнейшая школьная и социальная адаптация зависят от своевременного выявления нарушений в речевой и познавательной сферах ещё на довербальном этапе их формирования.  Поздняя диагностика парциальных нарушений психических и речевых функций у детей раннего возраста, несвоевременность оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи приводят к дизонтогенезу, вызывают стойкие нарушения в психическом развитии ребёнка, что требует более длительного периода коррекционной работы и не всегда даёт желаемый результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза. Поэтому перспективы нервно-психического развития и успешность обучения детей с перинатальной и натальной патологией, их дальнейшая школьная и социальная адаптация зависят от своевременного выявления нарушений в речевой и познавательной сферах ещё на довербальном этапе их формирования.

Поздняя диагностика парциальных нарушений психических и речевых функций у детей раннего возраста, несвоевременность оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи приводят к дизонтогенезу, вызывают стойкие нарушения в психическом развитии ребёнка, что требует более длительного периода коррекционной работы и не всегда даёт желаемый результат.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!