Классный руководитель и информационно-коммуникационные технологии
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Экран (телевизора, монитора, мобильного телефона, планшета и других гаджетов) притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться.
Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.
Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе.
Важнейшими направлениями работы классного руководителя являются:
– организация воспитательного процесса в классе;
– документальное обеспечение воспитательного процесса;
– разработка и проведение классных и информационных часов;
– разработка и проведение внеклассных мероприятий;
– проведение родительских собраний;
– работа с семьей;
– помощь в ученическом самоуправлении.
Подготовка детей к успешной жизни в обществе – вот цель современной школы, а современная жизнь немыслима без компьютерных технологий. ИКТ позволяют эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Основные положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Составляя сценарий с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Использование средств ИКТ позволяет сделать воспитательные мероприятия более наглядными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации самих учеников.
К коммуникативной функции работы классного руководителя относится содействие становлению доброжелательных межличностных отношений в результате совместной деятельности учащихся класса. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.
В современной школе классному руководителю приходится заполнять много различных документов. Примерами применения компьютерных технологий на практике является учет питания учащихся, пропусков уроков, подсчет качества знаний и среднего балла по четвертям и за год. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.
Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «педагог – ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту ИКТ - это только средство, которое должно использоваться адекватно основным воспитательным целям и задачам.