СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка "Союзы и союзные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Союзы и союзные слова" имеет иллюстративный, теоретический материал и упражнение для закрепления нового материала. А также тестовые задания для подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка "Союзы и союзные слова"»

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Различие союзов и союзных слов Подчинительные союзы простые Союзные слова СЛОВНО составные ТАК КАК ЧТОБЫ ТАК ЧТО КОГДА относительные местоимения: кто, что , каждый, какой, который, чей, сколько и т. д. КАК БУДТО БУДТО А также наречия: где, куда, откуда, когда , зачем, как  и т. д. ПОКА ПОТОМУ ЧТО ОТТОГО ЧТО ЕСЛИ ЛИШЬ ТОЛЬКО КАК ЧТО С ТЕХ ПОР КАК и другие В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО и другие

Различие союзов и союзных слов

Подчинительные союзы

простые

Союзные слова

СЛОВНО

составные

ТАК КАК

ЧТОБЫ

ТАК ЧТО

КОГДА

относительные местоимения: кто, что , каждый, какой, который, чей, сколько и т. д.

КАК БУДТО

БУДТО

А также наречия: где, куда, откуда, когда , зачем, как и т. д.

ПОКА

ПОТОМУ ЧТО

ОТТОГО ЧТО

ЕСЛИ

ЛИШЬ ТОЛЬКО

КАК

ЧТО

С ТЕХ ПОР КАК

и другие

В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО

и другие

Алгоритм

Алгоритм

Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

Как же различить союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении?

Совет первый.  Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените! Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

Совет первый.  Если вы хотите узнать – союз перед вами или союзное слово — расчлените!

Да, да. Разберите сложноподчиненное предложение буквально на части. То есть, по членам предложения, конечно. Союзное слово является членом предложения. А союз – не является.

Совет второй.  Уберите! Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Совет второй.  Уберите!

Попытайтесь убрать спорное слово из предложения. С союзом это обычно получается. А вот удалить союзное слово из предложения нельзя.

Совет третий.  Ударьте слово, которое вызывает сомнения! Используйте  логическое ударение . Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может. Я услышал, как ты зовешь меня.   Как  – это союз, логическое ударение на него не падает. Ответь мне, КАК ты там очутился?  Логическое ударение падает на союзное слово.

Совет третий.  Ударьте слово, которое вызывает сомнения!

Используйте  логическое ударение .

Логическое ударение может падать только на союзное слово. А на союз – не может.

Я услышал, как ты зовешь меня.   Как  – это союз, логическое ударение на него не падает.

Ответь мне, КАК ты там очутился?  Логическое ударение падает на союзное слово.

Совет четвёртый.  Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности. Союзное слово можно заменить другим союзным словом.  Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда. Он увидел, что на столе стоят розы.   Чем можно заменить  что ? Ничем. Перед нами союз. Он увидел розы, что стояли на столе .   Что  можно заменить на  которые . А ведь  которые  − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

Совет четвёртый.  Попытайтесь заменить слово, которое вызывает трудности.

Союзное слово можно заменить другим союзным словом.  Союзы же можно заменить только другими союзами, да и то не всегда.

Он увидел, что на столе стоят розы.

 

Чем можно заменить  что ? Ничем. Перед нами союз.

Он увидел розы, что стояли на столе .  

Что  можно заменить на  которые . А ведь  которые  − это совершенно точно союзное слово. Значит, что – это тоже союзное слово.

Совет пятый.  Добавьте к слову, которое вызывает трудности,  же  или  именно . И посмотрите, как себя поведет слово.   А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно. Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке.   Когда же  у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз. Я спросил, когда ты закончишь задание.  Я спросил –  когда именно  ты закончишь задание . Или –  когда же  ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить  же  и  именно .

Совет пятый.  Добавьте к слову, которое вызывает трудности,  же  или  именно . И посмотрите, как себя поведет слово.

  А рядом с союзом эти слова будут выглядеть чужеродно.

Я радуюсь, когда у моих друзей все в порядке.   Когда же  у моих друзей все в порядке? Не звучит. Перед нами союз.

Я спросил, когда ты закончишь задание.  Я спросил –  когда именно  ты закончишь задание . Или –  когда же  ты закончишь задание. Перед нами союзное слово, поскольку можно подставить  же  и  именно .

Падает логическое ударение

Падает логическое ударение

Закрепление Я верил, что мы достигнем цели. - Я знаю, что мы будем делать на уроке. Мы ушли, когда на улице уже стемнело.- Я спросил у родителей, когда мы поедем в цирк. Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. – Он захотел рассмотреть, что стоит в углу. Я увидел, как мальчик разбил окно. - Я не знаю, как мне поступить.

Закрепление

  • Я верил, что мы достигнем цели. - Я знаю, что мы будем делать на уроке.
  • Мы ушли, когда на улице уже стемнело.- Я спросил у родителей, когда мы поедем в цирк.
  • Он захотел рассмотреть вазу, что стояла в углу. – Он захотел рассмотреть, что стоит в углу.
  • Я увидел, как мальчик разбил окно. - Я не знаю, как мне поступить.
Готовимся к ОГЭ

Готовимся к ОГЭ

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?   Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.  а) 1, 2, 3       б) 1,2,3,4       в) 1,3       г) 2,3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  • Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.
  • а) 1, 2, 3
  •       б) 1,2,3,4
  •       в) 1,3
  •       г) 2,3
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?           Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.       а) 2, 4        б) 1, 2, 3, 4       в) 1, 2, 3       г) 1, 3, 4

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

  •        Многие путешественники (1) после долгого похода (2) во время (3) которого они бывают лишены многих удобств (4) испытывают приятное чувство отдыха в городской квартире.
  •       а) 2, 4 
  •       б) 1, 2, 3, 4
  •       в) 1, 2, 3
  •       г) 1, 3, 4
   В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?   а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах. в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка. г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.

   В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  • а) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.
  • б) Теперь особенно было заметно, как он высок ростом, подтянут и широк в плечах.
  • в) Чаще всего я возвращался, конечно, туда, где сидела девушка.
  • г) Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил отдохнула ли она от дороги.
    В каком случае на месте пропуска нужна запятая?   а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее. б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне. в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.   г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.

    В каком случае на месте пропуска нужна запятая?

  • а) По мере того__ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
  • б) С тех пор как я расстался с деревней__ это раздолье не переставало сниться мне.
  • в) В лесу было тихо, несмотря на то__  что солнце уже поднялось.
  •   г) Коли ты__ в самом деле__ желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург.
1.  В каком ряду во всех словах совпадает количество звуков и букв. Страстные, бьющиеся, подстричь июльский, маячить, прелестные. создаешь, поющие, местность.

1. В каком ряду во всех словах совпадает количество звуков и букв.

  • Страстные, бьющиеся, подстричь
  • июльский, маячить, прелестные.
  • создаешь, поющие, местность.
1.  В каком ряду во всех словах совпадает количество звуков и букв. Страстные, бьющиеся, подстричь июльский, маячить, прелестные. создаешь, поющие, местность.

1. В каком ряду во всех словах совпадает количество звуков и букв.

  • Страстные, бьющиеся, подстричь
  • июльский, маячить, прелестные.
  • создаешь, поющие, местность.
2.  В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? юридический, вьетнамская, предыдущая. Япония, вьющий, юбиляр. предъявление, яростный, вальсировать.

2. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?

  • юридический, вьетнамская, предыдущая.
  • Япония, вьющий, юбиляр.
  • предъявление, яростный, вальсировать.
2.  В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? юридический, вьетнамская, предыдущая. Япония, вьющий, юбиляр. предъявление, яростный, вальсировать.

2. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?

  • юридический, вьетнамская, предыдущая.
  • Япония, вьющий, юбиляр.
  • предъявление, яростный, вальсировать.
3.  В каком ряду во всех словах все согласные звонкие сбросить, ежевика, чемодан. южный, мороз, резвый. ножны, сделали, вьюжная.

3. В каком ряду во всех словах все согласные звонкие

  • сбросить, ежевика, чемодан.
  • южный, мороз, резвый.
  • ножны, сделали, вьюжная.
4.  В каком ряду во всех словах все согласные глухие? гостиница, предки, письмецо. посадка, манка, вместе. все, птицы, текст.

4. В каком ряду во всех словах все согласные глухие?

  • гостиница, предки, письмецо.
  • посадка, манка, вместе.
  • все, птицы, текст.
4.  В каком ряду во всех словах все согласные глухие? гостиница, предки, письмецо. посадка, манка, вместе. все, птицы, текст.

4. В каком ряду во всех словах все согласные глухие?

  • гостиница, предки, письмецо.
  • посадка, манка, вместе.
  • все, птицы, текст.
Домашнее задание Выучить таблицу ОГЭ: из текста стр.6 выписать СПП, надписать «союз» или «союзное слово». Союзные слова подчеркнуть как члены предложения.

Домашнее задание

  • Выучить таблицу
  • ОГЭ: из текста стр.6 выписать СПП, надписать «союз» или «союзное слово». Союзные слова подчеркнуть как члены предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!