СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" ФГОС 5 класс Рыбченкова Л.М.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация разработана для сопровождения урока по теме "Грамматическая основа предложения" 5 класс. Презентация содержит теоретический и практический материал для изучения темы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка по теме "Грамматическая основа предложения" ФГОС 5 класс Рыбченкова Л.М.»

Однородные члены предложения 5 класс

Однородные члены предложения

5 класс

Дорогой друг Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан.

Дорогой друг Ваня!

Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно.

Твой друг Йохан.

 Можно ли утверждать, что данное  предложение имеет только одно  подлежащее? ? Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.

Можно ли утверждать, что данное предложение имеет только одно подлежащее?

?

Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.

?  Определите слово, с которым связаны  выделенные слова. Какими членами  предложения они являются? Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.

?

Определите слово, с которым связаны выделенные слова. Какими членами предложения они являются?

Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.

?  Определите члены предложения, которыми  являются выделенные слова, и слово, с  которым они связаны. Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.

?

Определите члены предложения, которыми являются выделенные слова, и слово, с которым они связаны.

Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки. Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.
  • Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.
? Можно ли утверждать, что в предложении однородными являются второстепенные члены предложения? Весна выдалась теплой и сухой.

?

Можно ли утверждать, что в предложении однородными являются второстепенные члены предложения?

Весна выдалась теплой и сухой.

Составьте и напишите одно предложение:   с однородными главными членами предложения с однородными второстепенными членами предложения.

Составьте и напишите одно предложение:

  • с однородными главными членами предложения
  • с однородными второстепенными членами предложения.
Дополните каждое предложение однородным второстепенным членом предложения.   Наступила хмурая, ……….. осень. Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану . Он читал стихи выразительно и ……... .

Дополните каждое предложение однородным второстепенным членом предложения.

  • Наступила хмурая, ……….. осень.
  • Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану .
  • Он читал стихи выразительно и ……... .
Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения

Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения

Способы связи однородных членов СОЮЗЫ ИНТОНАЦИЯ а) не соединены союзами: В саду растут яблони, вишни, сливы. б) соединены союзами А, НО: В саду растут яблони, а не сливы. в) соединены повторяющимися союзами: В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.

Способы связи однородных членов

СОЮЗЫ

ИНТОНАЦИЯ

а) не соединены союзами:

В саду растут яблони, вишни, сливы.

б) соединены союзами А, НО:

В саду растут яблони, а не сливы.

в) соединены повторяющимися союзами:

В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.

Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики. Мы ссорились, мирились, но очень подружились. В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.
  • Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.
  • Мы ссорились, мирились, но очень подружились.
  • В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.
? Можно ли утверждать, что в данном предложении бессоюзный способ связи однородных членов предложения? Я любил не кошек, а собак.

?

Можно ли утверждать, что в данном предложении бессоюзный способ связи однородных членов предложения?

Я любил не кошек, а собак.

К данным схемам подберите предложения из текста === и === ___ , ___ , ___ , ___ , ___ , ___ .  _____ ===== - - - , - - - и - - - .

К данным схемам подберите предложения из текста

=== и === ___ , ___ , ___ , ___ , ___ , ___ .

_____ ===== - - - , - - - и - - - .

Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:

Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:

? Можно ли утверждать, что данное предложении соответствует схеме? Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем.

?

Можно ли утверждать, что данное предложении соответствует схеме?

  • Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем.
Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему.. О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.   Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.   _____ ======, а _____ ===== .   Избушка не стояла , а ……. к забору с крапивой.

Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему..

  • О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.
  •   Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.

_____ ======, а _____ ===== .

  •   Избушка не стояла , а ……. к забору с крапивой.
Определите простые предложения с однородными членами.  Определите сложные предложения.  1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался 4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.

Определите простые предложения с однородными членами. Определите сложные предложения.

1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался 4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.

Обобщающее слово На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.

Обобщающее слово

  • На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.
? Является ли слово «цветом» обобщающим в данном предложении? Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха.

?

Является ли слово «цветом» обобщающим в данном предложении?

  • Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха.
Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.      1.Кошки, куры, овцы, собаки 1.съедобные грибы 2.Лопаты, грабли, пилы 2.домашние животные 3.Пейзаж, натюрморт, портрет 3.орудия труда 4.Грузди, опята, сыроежки, лисички 4.виды живописи

Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.  

1.Кошки, куры, овцы, собаки

1.съедобные грибы

2.Лопаты, грабли, пилы

2.домашние животные

3.Пейзаж, натюрморт, портрет

3.орудия труда

4.Грузди, опята, сыроежки, лисички

4.виды живописи

Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.   И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.

Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах

  • В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.
  • И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.
? Можно ли утверждать, что предложение имеет три однородных члена? В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки

?

Можно ли утверждать, что предложение имеет три однородных члена?

  • В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки
ТИПЫ ТЕКСТОВ РАССУЖДЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ

ТИПЫ ТЕКСТОВ

РАССУЖДЕНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

? Можно ли утверждать, что данный текст является рассуждением? Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге

?

Можно ли утверждать, что данный текст является рассуждением?

  • Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге
Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.   1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки. 2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны.

Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.

  • 1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки.
  • 2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны.
Информативный вариант Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого, определите главное слово и вспомните правило построения предложений с однородными членами. Дорогой друг Ваня! Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно. Твой друг Йохан.

Информативный вариант

  • Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого, определите главное слово и вспомните правило построения предложений с однородными членами.

Дорогой друг Ваня!

Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно.

Твой друг Йохан.

Импровизационный вариант Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.

Импровизационный вариант

  • Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.

Эвристический вариант Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.

Эвристический вариант

  • Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.
Самоанализ Закончите предложения : 1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что…… 2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ……

Самоанализ

Закончите предложения :

  • 1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что……
  • 2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ……
Самооценка Закончите предложение : Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в русском языке. Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.

Самооценка

Закончите предложение :

  • Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
  • Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!