Однородные члены предложения
5 класс
Дорогой друг Ваня!
Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно.
Твой друг Йохан.
Можно ли утверждать, что данное предложение имеет только одно подлежащее?
?
Осел, Козел и косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.
?
Определите слово, с которым связаны выделенные слова. Какими членами предложения они являются?
Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.
?
Определите члены предложения, которыми являются выделенные слова, и слово, с которым они связаны.
Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
- Собака, Кот, Ворона и Хомяк весело играли в салочки.
- Кот лениво потянулся и вышел из комнаты.
?
Можно ли утверждать, что в предложении однородными являются второстепенные члены предложения?
Весна выдалась теплой и сухой.
Составьте и напишите одно предложение:
- с однородными главными членами предложения
- с однородными второстепенными членами предложения.
Дополните каждое предложение однородным второстепенным членом предложения.
- Наступила хмурая, ……….. осень.
- Этот кот воровал и мясо, и ….., и сметану .
- Он читал стихи выразительно и ……... .
Подберите к предложенным схемам соответствующие им предложения
Способы связи однородных членов
СОЮЗЫ
ИНТОНАЦИЯ
а) не соединены союзами:
В саду растут яблони, вишни, сливы.
б) соединены союзами А, НО:
В саду растут яблони, а не сливы.
в) соединены повторяющимися союзами:
В саду растут и яблони, и вишни, и сливы.
- Не забудьте взять лопаты, экскаваторы, совки, вёдра и грузовики.
- Мы ссорились, мирились, но очень подружились.
- В моем дневнике стояли и тройки, и пятерки, и четвёрки.
?
Можно ли утверждать, что в данном предложении бессоюзный способ связи однородных членов предложения?
Я любил не кошек, а собак.
К данным схемам подберите предложения из текста
=== и === ___ , ___ , ___ , ___ , ___ , ___ .
_____ ===== - - - , - - - и - - - .
Назовите предложение в тексте, соответствующее схеме:
?
Можно ли утверждать, что данное предложении соответствует схеме?
- Шпуня нарядился не пиратом, не индейцем, а ковбоем.
Дополните каждое предложение соответствующими членами предложения, используя предложенную схему..
- О подводных чудесах, о кораллах и …. знает путешественник.
- Он кормит белок шишками, а Маша ……. птиц крошками.
_____ ======, а _____ ===== .
- Избушка не стояла , а ……. к забору с крапивой.
Определите простые предложения с однородными членами. Определите сложные предложения.
1. Николай завернул за угол, а потом зашел в арку. 2. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. 3. Над рекой слышались голоса возвращающихся косарей, но никто не прощался 4. Достали нот, баса, альта, две скрипки. 5. Слева, справа, впереди велось наступление.
Обобщающее слово
- На столе в вазе стояли полевые цветы: ромашки, незабудки и васильки.
?
Является ли слово «цветом» обобщающим в данном предложении?
- Белым цветом осыпаны яблони, груши и черемуха.
Подберите к однородным членам в левой колонке обобщающее слово из правой колонки и оформите это соответствие цифрами, например, 1-2.
1.Кошки, куры, овцы, собаки
1.съедобные грибы
2.Лопаты, грабли, пилы
2.домашние животные
3.Пейзаж, натюрморт, портрет
3.орудия труда
4.Грузди, опята, сыроежки, лисички
4.виды живописи
Знаки препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах
- В лесу еще продолжают цвести кустарники: калина, малина, шиповник.
- И птицы, и звери, и маленькие букашки – все слушали песню жаворонка.
?
Можно ли утверждать, что предложение имеет три однородных члена?
- В корзину мы не клали ядовитые грибы: ни мухоморы, ни поганки
ТИПЫ ТЕКСТОВ
РАССУЖДЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
ОПИСАНИЕ
?
Можно ли утверждать, что данный текст является рассуждением?
- Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге
Напишите текст и подчеркните слова, которые позволяют определить тип текста.
- 1. Перепёлка из всего семейства куриных – самая маленькая курочка. Она быстро одомашнивалась, любила тихие слова и человеческие руки, из которых сыпались и катились к ней вкусные крупинки.
- 2. Ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебетанье птиц. Но тёплые ручьи весеннего солнца уже начинают согревать землю. Мягкий, солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны.
Информативный вариант
- Исправьте ошибки в предложении Йохана. Для этого, определите главное слово и вспомните правило построения предложений с однородными членами.
Дорогой друг Ваня!
Я изучаю русский язык. Мне хочется научиться задавать и отвечать на вопросы правильно.
Твой друг Йохан.
Импровизационный вариант
- Составьте текст письма Йохана, используя правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
Эвристический вариант
- Убедите Йохана в необходимости использования правил построения предложений в русском языке, чтобы он не совершал ошибок, допущенных в письме.
Самоанализ
Закончите предложения :
- 1 Мне важно правильно строить предложения с однородными членами, потому что……
- 2. Чтобы составить предложение с однородными членами без ошибок, нужно ……
Самооценка
Закончите предложение :
- Я доволен(льна ) ………………..(очень, не очень) умением использовать правила построения предложений с однородными членами в русском языке.
- Я могу легко ………… (сложно, затруднительно) объяснить Йохану необходимость их использования, чтобы избежать ошибок.