Печальная статистика
% ребят призывного возраста,
непригодных к службе в армии
- % ребят призывного возраста, непригодных к службе в армии
- % ребят призывного возраста, непригодных к службе в армии
- % ребят призывного возраста, непригодных к службе в армии
- % ребят призывного возраста, непригодных к службе в армии
52,3 % школьников хронически больны, из них:
12 % страдают артериальной дистанией;
12 % - воспалением верхних дыхательных путей, включая тонзиллит, фарингит и синусит;
11,5 % - нарушениями опорно-двигательного аппарата
7,5 % - нарушениями зрения
Диспансеризация 2002 года, в ходе которой было обследовано 30 миллионов детей…
Наше поколение выбирает здоровье
Урок-проект
Мы изменили свое окружение так радикально,
что теперь должны изменить себя,
чтобы жить в этом новом окружении.
Норберт Винер.
Цели урока
- Ответить на вопрос , что такое здоровый образ жизни;
- доказать необходимост ь быть здоровым;
- научиться объективно оценивать состояние своего здоровья;
- сформулировать рекомендации по улучшению состояния здоровья.
План урока .
1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.
2. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям.
3. Презентация работы, проведенной заранее группой по заданию учителя.
4. Выводы и обобщения по уроку.
- 1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока. 2. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. 3. Презентация работы, проведенной заранее группой по заданию учителя. 4. Выводы и обобщения по уроку.
Подпроекты:
1. Культура физического здоровья.
2. Среда жизни здорового человека.
3. Влияние образа жизни на состояние здоровья.
4. Формирование здорового образа жизни.
Что для вас значит слово «здоровье» и почему при встрече люди говорят друг другу: «Здравствуйте» ?
ТЕМА : Культура физического здоровья .
Группа № 1
ЗАДАЧА : Научиться объективно оценивать
состояние своего здоровья.
7 апреля 1987 года была основана Всемирная организация
здравоохранения(ВОЗ).
Ежегодно этот день отмечается как всемирный день здоровья.
«Единственная красота, которую
я знаю, - есть здоровье.»
Г. Гейне.
«Природа лечит, врач помогает»
Гиппократ.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Психическое здоровье – состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием
.
Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей регулирующих поведение.
Социальное здоровье – это система мотивов и ценностей регулирующих поведение.
Физическим здоровьем называют состояние органов и систем жизненных функций организма.
Масса тела, кг. Рост, см.
0,28 – 0,31
свидетельствуют о недостаточной массе , астеническом типе сложения.
0,32 – 0,44 с
свидетельствует о нормальной массе , нормостеническом типе сложения.
0,45 - 0,53
свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом типе телосложения.
Окружность грудной клетки, см ПРГК = Рост, см. ПРГК меньше 50– слабое развитие грудной клетки; ПРГК 50 - 55 – среднее развитие грудной клетки; ПРГК больше 55-отличное развитие грудной клетки.
Итоги исследования
рост
Масса тела
Окружность грудн. клетки
169
При вдохе
52
165
90
Расчетная масса тела
При выдохе
54
151
Тип телосложения
85
58
90
169
69
Показатель развития грудной клетки
85
173
53
92
Астеиник
56
90
172
87
65
среднее
91
65
Нормостеник
85
170
51
Нормостеник
90
59
86
69
среднее
89
85
отличное
73
Астеник
Нормостеник
72
среднее
84
среднее
Нормостеник
70
среднее
Нормостеник
среднее
Исследования ногтей.
Признаки
Вывод о здоровье или заболеваниях
Гладкие бледно-розовые
здоровье
Бледный цвет
заболевание
Желтизна
Синий цвет
Болезни печени
Сердечная недостаточность
Вогнутая или выпуклая форма
Недостаток железа в организме
Длинные линии на ногтях
Сердечная и легочная недостаточность
Белые пятна
Плохая всасываемость в системе пищеварения
Поперечные борозды
Признак стресса
Рекомендации
- Правильно сбалансированное питание (достаточное количество витаминов и мин.в-в)
- Не слишком мягкая мебель, постель.
- Физическая активность и регулярные занятия спортом
- Правильная поза при работе за столом
- Хорошо подобранная обувь (неудобная обувь – причина растяжения связок и уплощения стопы (плоскостопие)
- Предупреждение плоскостопия – ходьба на цыпочках, бег, игры в футбол, волейбол, баскетбол, плавание
- Правильное ношение портфеля или рюкзака (правильное распределение нагрузки – тяжести),смена позы тела при длительном стоянии или сидении
Тема:
Задачи:
- Сформировать четкое представление о том, что забота о своем здоровье – главное условие его сохранения.
2. Выявить факторы, ухудшающие здоровье.
Факторы, ухудшающие здоровье
1. Табакокурение
2. Употребление алкоголя
3. Употребление наркотиков
4. Стресс
5. Факторы среды (шум)
6. Факторы риска
7. Образ жизни
8. Нарушение режима дня
9. Климатические условия
10.Экология жилища ( компьютер, телевизор, сотовый телефон, бытовые приборы)
Вопрос
Ответ
1. Как вы реагируете на шум?
1. У меня начинает болеть голова, и долго находиться в шумном помещении я не могу. (14 лет)
2. Начинает болеть голова от резких, громких шумов. (17 лет)
3. От шума на улице иногда начинает болеть голова. (20 лет)
4. От бытового шума начинает болеть голова, предпочитаю покой и тишину. (45 лет)
5. По разному, в зависимости от настроения и общего состояния. (47 лет)
6. Громкий шум меня раздражает. Шум, который я люблю: шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тихая медленная, приятная музыка. (50 лет)
2. Какой шум вас раздражает?
1. Когда кто-нибудь долбит в стенку дрелью, и ничего с этим не сделаешь. (14 лет)
2. Меня раздражает громкий шум. (когда , например, сверлят стены). (17 лет)
3. Меня раздражает шум от сверления дрелью, ремонтные работы на улице. (20 лет)
4. Не люблю бытовой шум, люблю тишину. Нравится слушать медленную, спокойную музыку. Люблю шум листьев, морской волны, пение птиц. (45 лет)
5. Бытовой. (47 лет)
6. Резкий стук, громкие звуки, громкая музыка. (50 лет)
3. Как вы реагируете на громкую музыку?
1. Хорошо. Я вообще люблю громкую музыку. Только не ночью! (14 лет)
2. Смотря, какая музыка, но вообще музыку я слушать, люблю громкую, хотя это и вредно. (17 лет)
3. Могу послушать, но не долго, потом начинает болеть голова. (20 лет)
4. Начинает болеть голова, и начинаю нервничать. (45 лет)
5. Если это мелодичная музыка или классика, то можно слушать и громко. (47 лет)
6. Отрицательно, особенно на ритмичную. (50 лет)
Шкала шума в дБ
Возраст
Пульс
20 лет
Музыка: « хип-хоп »
До
46 лет
Музыка: медленная
Давление
80 уд/мин
После
До
112 уд/мин
140/90
150/100
47 лет
Музыка: « попса »
68 уд/мин
После
120/90
74 уд/мин
До
49 лет
Музыка: рок
110/80
63 уд/мин
После
До
69 уд/мин
118/71
16 лет
Музыка: тяжелый рок
63 уд/мин
После
119/72
69 уд/мин
До
146/88
17 лет
Музыка: RnB
После
68 уд/мин
152/189
71 уд/мин
До
125/66
80 уд/мин
После
123/66
72 уд/мин
110/80
112/80
Факторы, ухудшающие здоровье человека
Шум оказывает специфическое и неспецифическое влияние на организм. Прослушивание музыки повышенной громкости на дискотеках, концертах, через наушники снижает слух у подростков до уровня 85-летних стариков. Восприятие природной среды как нечто прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Успокаивающе действуют на человека шум листвы, прибоя, водопада, шум дождя и д.р. Мы советуем при прослушивании музыки через наушники не повышать громкость до 25-30 дБ.
Э кология жилища
1. Компьютер
Продолжительная работа у экрана компьютера может вызвать
проблемы зрения. Большинство симптомов — сухие глаза, неясное
зрение и головные боли — явления временные и легко устранимые.
Вот несколько мер, которые помогут улучшить условия работы на
вашем рабочем месте.
1) Установите на экран стеклянный или высококачественный
пластмассовый оптический фильтр. Избегайте сетчатых или
тканных фильтров.
2 ) Подставку для черновых материалов поместите ближе к экрану.
3 ) Экран должен находиться примерно на 20° ниже уровня глаз.
4 ) Экран компьютера должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз.
5 ) Избегайте яркого потолочного света, особенно
ф луоресцентного.
Добавочные советы:
Отводите на 5-10 секунд взгляд в сторону от экрана каждые 10
минут.
Легче всего читаются темные буквы на светлом экране.
Освещенность экрана в принципе должна быть равна
освещенности помещения.
Экраны большой разрешающей способности уменьшают
напряжение зрения.
Снизьте освещенность помещения — выключите источники
света или занавесьте окна. Поверните экран компьютера таким
образом, чтобы он оказался под прямым углом по отношению к
окнам, а не прямо перед ними или позади их. Заслоните окн о
переносной перегородкой .
2. Телевизор
3. Сотовый телефон
4. Бытовые приборы
1. Вычерова Саша
2. Таранова Саша
3. Титова Маша
4. Медведева Таня
5. Волкова Люба
6. Кукарских Катя
7. Дуганов Слава
- 1. Вычерова Саша 2. Таранова Саша 3. Титова Маша 4. Медведева Таня 5. Волкова Люба 6. Кукарских Катя 7. Дуганов Слава
- 1. Вычерова Саша 2. Таранова Саша 3. Титова Маша 4. Медведева Таня 5. Волкова Люба 6. Кукарских Катя 7. Дуганов Слава
- 1. Вычерова Саша 2. Таранова Саша 3. Титова Маша 4. Медведева Таня 5. Волкова Люба 6. Кукарских Катя 7. Дуганов Слава
- 1. Вычерова Саша 2. Таранова Саша 3. Титова Маша 4. Медведева Таня 5. Волкова Люба 6. Кукарских Катя 7. Дуганов Слава
8-9%
По Данным Всемирной Организации Здравоохранения Здоровье ч еловека з ависит:
50%
на 50 % от образа жизни
на 17-20% от особенностей
наследственности человека
на 8-9% от органов здравоохранения
на 17-20% от социальных и природных условий
17-20%
17-20%
Влияние образа жизни на состояние здоровья.
Группа № 3
Задача: Провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.
Факторы образа жизни
1. Особенности питания
2. Физическая активность
Оценка в баллах
-8
3. Закаливание
-3
4. Режим дня, труда и отдыха
+10
5. Особенности эмоционального состояния
+7
6. Жизненная позиция
7. Вредные привычки
+18
+10
Курение
-8
Употребление алкоголя
-2
Употребление наркотиков
8. Сумма баллов:
0
24
Рекомендации по питанию.
1. Рациональное питание.
- о раздельном питании
- о специях
- о молоке
- о вегетарианстве
- о мясе
- о соли
- о животных жирах
- о кофе
2. Культура питания.
- Культура питания складывается из нескольких правил:
1 ) регулярность приема пищи
2) распределение пищи по
приемам в течение дня
3) поведение за столом
4) пищевые предпочтения
Энергетическая ценность питания.
Питательные вещества
Энергетическая ценность(ккал\г)
Белки
4,1
Жиры
9,3
Углеводы
4,1
Беседа с врачом.
- Соблюдать время приема пищи(4 раза в день)
- Мыть руки перед едой
- Не отвлекаться при приеме пищи
- Не «перехватывать» на ходу
Физическая активность.
1. Двигательная активность.
- Сердечно-сосудистая система
- Система дыхания
- Опорно-двигательный аппарат
- Другие системы организма
2. Контроль переносимости физических нагрузок.
Важным аспектом физических
тренировок является оценка
физической работоспособности и
контроля переносимости физических нагрузок.
Беседа с учителем физкультуры.
- Регулярно заниматься спортом
- Вести здоровый образ жизни
- Сбалансированное питание
- Закаливание
Закаливание.
Закаливание –
повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию среды. К таким факторам относят повышенную или пониженную температуру воздуха и воды, влажность, скорость порывов ветра, изменение атмосферного давления.
Способы закаливания:
- Закаливание воздухом
- Прогулки на воздухе
- Воздушные ванны
- Закаливание солнцем
- Солнечные ванны
- Закаливание водой
- Закаливание в парной
Принципы закаливания:
- Систематичность использования закаливающих процедур.
- Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.
- Последовательность в проведении закаливающих процедур.
- Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.
- Комплексность воздействия природных факторов.
Закаливающие процедуры должны доставлять удовольствие!
Группа № 4
Задача:
Выявить зависимость состояния
здоровья от психосоциальных
условий жизни
Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за четыре дня
Исследуемые показатели
Результаты оценки
1.Самочувствие
Оценка ( в баллах)
1
А) хорошее (ощущение бодрости, силы) ;
Б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)
2.Настроение
5
2
3.Аппетит
А) приподнятое ; Б) удовлетворительное ;
В) подавленное
3
5
4
4.Умственная работоспособность
А) хороший ; Б) плохой
4
4
сумма
5.Частота сердечных сокращений
А)Высокая; Б)средняя; В)низкая
7
5
5
6
6
5
6.Сон
А)менее 75; Б) от 75 до 85;
В) более 85
19
5
5
7.Болевые ощущения
6
5
А)дающий ощущение бодрости и отдыха;
5
6А)отсутствовали;
Б)присутствовали
6
Сумма баллов: Состояние здоровья:
4
6
20
6
7
6
24
6
4
5
20
5
6
21
7
6
23
5
25
Продолжение
Исследуемые показатели
Результаты оценки
Оценка в баллах
9 .Особенности режима дня
1
А) продолжительность сна:
Сумма балов:
Оценка режима дня :
Соответствует гигиеническим требованиям – сумма баллов + 4 и +3 ,
Неблагоприятная – сумма баллов + 2 и менее
2
2
77
3
Более 8ч.
Менее 8ч.
б) утренняя зарядка
Выполнялась
Не выполнялась
в) прогулки на свежем воздухе :
Имели место
не имели место
д)время, затраченное в течение дня на просмотр телепередач или игры на компьютере:
Менее 2ч.
Более 2.
е) занятия спортом, физические упражнения
Выполнялась
Не выполнялась
2
3
2
67
4
3
4
2
3
7
6
3
сумма
3
3
6
7
4
10
10
26
27
15
а) продолжительность сна:
более 8 ч.
менее 8ч .
б) утренняя зарядка:а) продолжительность сна:
более 8 ч.
менее 8ч .
б) утренняя зарядка:
выполнялась
невыполнялась
в) прогулки на свежем воздухе:
имели место
не имели место
д) время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередачи или игры на компьютере:
менее 2 ч.
более 2 ч.
е) занятия спортом, физическими упражнениями:
выполнялись
не выполнялись
выполнялась
невыполнялась
в) прогулки на свежем воздухе:
имели место
не имели место
д) время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередачи или игры на компьютере:
менее 2 ч.
более 2 ч.
е) занятия спортом, физическими упражнениями:
выполнялись
не выполнялись
Продолжение
Исследуемые показатели
Результаты оценки
Оценка в баллах
8.Особенности психосоциальных условий жизни
А) были ли ссоры и конфликты с друзьями:
1
3
Сумма балов:
Оценка психосоциальных условий:
Благоприятная – сумма баллов +2 и выше,
Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже
2
Нет
Да
б) особенности климата в семье:
Спокойный, благоприятный
Напряженный, конфликтный
в) особенности эмоционального состояния:
Радость, положительные эмоции
Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции
3
3
3
3
3
2
3
4
сумма
2
3
3
3
2
2
11
10
11
- Это напряжение,
- Это напряжение,
вызванное
любым фактором
внешней среды как
событием жизни.
- вызванное любым фактором внешней среды как событием жизни.
- вызванное любым фактором внешней среды как событием жизни.
С лово “ стресс ” в переводе с
английского языка означает
“ напряжение ”
Стадии стресса
Первая стадия – стадия тревоги.
Происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору.
- Вторая стадия – устойчивость. Организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды. Снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет.
Третья стадия – истощение .
Организм не в силах противостоять действующим факторам, и возникают различные болезни.
Схема создания напряжения
Внутренний
конфликт
Внутренний
конфликт
Конфликт
Конфликт
Неприятное
общение
с кем-либо
Наличие
неразрешенной
проблемы
Иррациональные
убеждения
Не хватает
важного умения
для дела
Что-то не
получается
в делах
Негативные
эмоции,
чувства
Воздействие
чужих мыслей
Неестественное
поведение
Информационная
перегрузка. Возможна
зависимость от наркотиков
Внутреннее
сопротивление
чему-то
Физические
неудобства
Невыполненные
желания
Стресс
Схема естественных путей выхода напряжения
Физическая работа
Сон
Спорт
Крик
Давление
Дрожь
Искусство
Наслаждение
Негативными
эмоциями
Позитивные
мысли
H
Танец
Драка
Смех
Топанье
ногами
Положительные
эмоции
Слезы
Решение
проблемы
Стихии :
Огонь, вода,
Воздух, земля .
Наркотик
Болезнь
Выяснения
отношений
Ведение
дневника
Проговаривание
ситуации
Хаотичные
движения
Схема
СИСТЕМЫ
ВЫХОДА ИЗ СТРЕССА
СВС
СОЗНАНИЕ
ТЕЛО
ДЫХАНИЕ
Массаж
су-джок
«Озеро»
«Дыхание
Треугольником»
«Якорь
Большого
Пальца»
Мудры
аюрведы
«Свободное
Дыхание»
«Море»
«Ключ»
Дыхание
«Волна»
«Трансформация
Энергии»
Психотехники
«якорения»
«Сосуд
самоценности»
«Бодифлекс»
Техники
«Гимнастики
мозга»
Вдох длиннее
выдоха
«Интеграция
Частей
Психики»
ОГОНЬ
ВОЗДУХ
ВОДА
ЗЕМЛЯ
Выдох
длиннее
вдоха
«Шляпы
Мышления»
Массаж
Су-Джок
Пак Дже Ву
Метод, название которого со с тоит из двух слов
"Су" - по-корейски стопа" и "Джок" - "кисть"
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема ИСКУССТВЕННЫХ ПУТЕЙ ВЫХОДА НАПРЯЖЕНИЯ
Физкультура
И
спорт
массаж
H
Водные
процедуры
медицина
СВС
От чего зависит здоровье человека? Что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья?
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» Н.М. Амосов
Заполните «карту здоровья»
Мои болезни, недостатки внешности, вредные привычки
Рекомендации врачей специалистов, родителей
Мои действия
Источники
- Онишина В.В. Курс лекций «Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения школьников». - М.: ПАПО, 2006;
- Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. - М.: Вентана –Граф, 2004;
- Федорова М.З., учменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2004;
- Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000;
- Биология в школе - М.: Школа-Пресс, № 2, 2006; №№7;2, 2005; № 2, 2004; №8, 2003; №2, 2001; № 2, 1999; №3,1989.