СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку Приспособленность организмов к среде обитания

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист

Тема урока: «  Приспособленность организмов к среде обитания, как действие естественного отбора».

Разуму свойственно размышлять, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос “почему”, находить в цепи происходящего начала и концы.

                                                                                                                                     Ж. Фабр

                                                                                                                                       Эволюция

Ход урока.

1. Повторение изученного материала:

ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции. б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции? в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер? г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.

 

2.-схема  записывается  в тетрадь

 

4-определение приспособленности, которое записывается в тетрадь

 Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

5- объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина?

Попробуем описать механизм возникновения приспособлений.

6- рассмотрим схему: «Приспособленность организмов к среде обитания».

7. Рассмотрим  многообразие адаптаций.

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

1_____________

2_____________

3_____________

4_____________

5_____________

 

2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами примеры :

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3. Покровительственная окраска:

Примеры:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Предостерегающая окраска:

Примеры:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5. Мимикрия:

Примеры:_--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Физиологические адаптации: приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

1__________

2__________

3__________

4_________

5__________

6___________

7. Поведенческие адаптации: изменения поведения в тех или иных условиях

1__________

2_________

3__________

4___________

5__________

8. Биохимические адаптации: связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных

1__________

2-__________

3_________-

4________

и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячих источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

9. Заполнить правую часть  таблицы, используя текст учебника, рисунки, а также знания по зоологии и ботанике

Формы приспособлений

Примеры

1.Покровительственная окраска

 

 

2.Предостеригающая окраска

 

 

3.Форма тела

 

 

4. Мимикрия

 

 

5.Плодовитость

 

 

6.Изменение во внутреннем строении

 

 

Вывод ,…………..  

 

 

 

4.Относительный характер приспособлений.

 

Вывод: …………………………………………………………………………………………….

 

4. Закрепление знаний.

1.Заполнение таблицы «Происхождение приспособлений у зайца- беляка».

Название органов и их приспособлений

В чём заключается относительность этих приспособлений

Объяснение происхождения приспособлений

По Дарвину

По Ламарку

1. Покровительственная окраска

 

 

 

2.Длинные уши

 

 

 

3.Длинные задние конечности

 

 

 

4.Грызущие самозатачивающиеся резцы

 

 

 

2.В чем заключается относительность приспособлений и как они произошли у следующих организмов:1)крапива; 2)одуванчик;3)жук-плавунец; 4)карась

4.Подведение итогов урока

1.Привести примеры приспособленности организмов к условиям среды существования.

2.Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных?

3.В чём заключается относительный характер приспособленности? Привести примеры.

 

 

 

 

 

листы с тестами и карточки для ответов.

1 Вариант.(тренировачный)(проверяем сразу правильный ответ высвечивается другим цветом)

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра; б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных; в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликоиды; г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды; б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений; в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков; г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление, примером, которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска; б) мимикрия; в) приспособительная окраска; г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) зеленая окраска листьев у большинства растений; в) ярко-красная окраска у божьей коровки; г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы; б) ярко-красная окраска у божьей коровки; в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы; г) сходство в окраске и форме тела.

2 Вариант.(самостоятельно) Взаимопроверка

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях; б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов; в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов; г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) зеленая окраска листьев у большинства растений; в) ярко-красная окраска у божьей коровки; г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

 

3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы; в) ярко-красная окраска у божьей коровки; г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы; б) ярко-красная окраска у божьей коровки; в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы; г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

5. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) ярко-красная окраска у божьей коровки; в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы; г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

Карточка для ответов:

 

1

2

3

4

5

а

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по уроку (записать в тетрадь):

1.Приспособленность организмов к среде  и  их органов к выполняемой функции является результатом……

2.Приспособленнсть носит……

Домашнее задание:

1)Изучить учебник с.392-399; ответить на вопросы с.389.

2) подготовить сообщение «Современные представления о видообразовании»( работы С.С.Четверикова, Л.Л.Шмальгаузена)

3)В качестве самостоятельного задания для тех, кого заинтересовала эта тема, предлагаю список русских названий жуков, в которых в той или иной степени отражены защитные особенности их обладателей. Соотнесите каждое название с одним из пунктов классификации. Помогите  дополнить этот список.

Бегун Блошка Бомбардир Брызгун  Быстряк  Быстрянка Вертячка  Вонючка Грязевик  Землерой  Илоносец  Кругляк  Муравьежук  Нарывник Норолюб Носорог Нырялка Олень  Падучка  Пестряк Пилюльщик Пискун Притворяшка  Приутайка Прыгун Пчеложук  Рогач  Скакун  Скрипун Скрытник Тенелюб Шаровик Шипоноска Шмелевка Щелкун

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!