СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 6 классе "В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой" содержит краткие биографические сведения о писателе,систему вопросов к различным эпизодам рассказа, словарную работу.Рекомендуется к использованию в системе уроков. Желательно предварительное знакомство с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»»

В.П. Астафьев  «Конь с розовой гривой»

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

Виктор Астафьев на берегу Енисея

Виктор Астафьев на берегу Енисея

Енисей в районе села Овсянки

Енисей в районе села Овсянки

Енисей в районе села Овсянки

Енисей в районе села Овсянки

По страницам биографии Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.        Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году.        Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов — «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».

По страницам биографии

  • Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в заполярный порт Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.       Осенью 1942 года Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий, работал слесарем, литейщиком, грузчиком. В 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 году.       Астафьев написал много повестей и романов для взрослых. Но особенную радость доставляла писателю работа для детей. Один из первых его детских рассказов — «Васюткино озеро». Детские рассказы составили известный сборник «Конь с розовой гривой».
«Конь с розовой гривой»   Расскажите, где и когда происходит действие рассказа. Кто главные герой рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какие еще герои запомнились? Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?

«Конь с розовой гривой»

  • Расскажите, где и когда происходит действие рассказа.
  • Кто главные герой рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какие еще герои запомнились?
  • Что удивило вас в этом рассказе? Какие вопросы вам хотелось бы обсудить на уроке?
  Словарная работа Диалéкт — местное наречие, говор.         Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.        Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках.         Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.         Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.         Бадога — длинные поленья.         Заполóшная — суетливая.         Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.         Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.         Поскóтина — пастбище, выгон.         Яр — крутой край оврага.

  Словарная работа

  • Диалéкт — местное наречие, говор.        Диалектúзмы — слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке.       Необычными показались слова, которые обозначают предметы или явления, характерные для того места и времени, о котором рассказывает писатель, например: увал, туесок, бадога, супротив села, заполошная, шурунет, шаньга, заимка, поскотина. Значения этих слов даны в сносках.        Увáл — пологий холм, имеющий значительную протяженность.        Туесóк — берестяная корзинка с тугой крышкой.        Бадога — длинные поленья.        Заполóшная — суетливая.        Шáньга — булочка с творогом, ватрушка.        Заúмка — земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.        Поскóтина — пастбище, выгон.        Яр — крутой край оврага.
Шаньги Туесок

Шаньги

Туесок

Словарная работа Как вы понимаете слова и выражения: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».

Словарная работа

  • Как вы понимаете слова и выражения: малой, старшой, потатчик, спокинул, «сбодали», «привечала»; в речи дяди Левонтия — «слободу люблю», «Ничто глаз не угнетат!».
Вопросы: —  Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?        — «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц». Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали? —  Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?  —  Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?  —  О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?

Вопросы:

  • —  Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей?       — «Сам дядя Левонтий в теплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц». Какая деталь в этой фразе обращает на себя внимание читателя? Какое отношение к Левонтию передает автор с помощью этой детали?
  • —  Найдите в тексте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Прочитайте его. Какие детали говорят о неустроенности жизни этой семьи?
  •  —  Какую пословицу употребляет бабушка, когда говорит о семье Левонтьевых?
  •  —  О чем говорит фраза: «У кого-то левонтьевские „сбодали“ жердь...»?
Вопросы: Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит.        — Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор?        — Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику?        — Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?

Вопросы:

  • Рассказчик говорит: «Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его». Детские интонации мы слышим в словах: «Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек, и пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и все. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится». Мы видим, что мальчику кажется, будто бабушка не любит его, а дядя Левонтий любит.       — Так ли это на самом деле? Что хочет сказать нам автор?       — Можно ли назвать пьяные слезы дяди Левонтия проявлением любви к мальчику?       — Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам казалось, что вас не любят, а потом вы поняли, что это совсем не так?
Эпизод «Поход за ягодами на увал». Прочтите эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».

Эпизод «Поход за ягодами на увал».

  • Прочтите эпизод «Поход за ягодами на увал» со слов «Вот с ребятишками дяди Левонтия...» до слов «...получилось земляники даже с «копной».
Работа над текстом эпизода Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».        — Найдите глаголы в этом отрывке. Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли

Работа над текстом эпизода

  • Вернемся к абзацу: «Вот с ребятишками дяди Левонтия... мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».       — Найдите глаголы в этом отрывке.

Бросали, барахтались, принимались драться, плакали, дразнились, заскочили, не поспело, напластали, наелись, побросали, оставили, пищали, пришли

  •  —  Как вы понимаете значение выражения «напластали беремя луку-батуна»?
  •  —  Как эти глаголы характеризуют «левонтьевских орлов»?
  • —  Перечислите кратко события этого похода на увал.
  • —  Почему Митя высыпал ягоды в траву? Какие чувства он испытал при этом? Проследите по тексту.       «— А хочешь, я все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду».       «— Мне слабо? Хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо? — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву...»       «Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой. Все равно уж теперь».       — Почему автор пишет: «Навалилась левонтьевская орда...»? Какое отношение он передает к детям дяди Левонтия этими словами?       — Что заставило мальчика говорить: «Я еще у бабушки калач украду!»?       — Кто рассказывает нам об этом дне: рассказчик или взрослый человек? Кто мог бы сказать фразу: «Так интересно и весело провели мы день...»? Как вы думаете, как относится к событиям этого дня автор?
 —  Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания?        — Прочитайте портрет Саньки. —  Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?  —  Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?  —  Для чего автор делает различимой речь каждого героя?
  •  —  Кому из левонтьевских ребятишек автор уделяет больше внимания?       — Прочитайте портрет Саньки.
  • —  Что можно сказать об отношении автора к детям дяди Левонтия? Как автор их называет?
  •  —  Речь каждого из героев Астафьева отличается от речи остальных героев. С помощью каких примет мы отличаем, кому принадлежат те или иные слова?
  •  —  Для чего автор делает различимой речь каждого героя?
* Характеристика героя — описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках.         * Речевая характеристика героя — описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи. —  Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?
  • * Характеристика героя — описание особенностей, свойств героя с помощью портрета, рассказа о поступках.        * Речевая характеристика героя — описание характерных, отличительных свойств, качеств героя с помощью речи.
  • —  Что мы можем сказать о Таньке и Саньке по их речи?
Домашнее задание          Подготовить ответы на 7—8 вопросы учебника (с. 106, ч. 2).        Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).

Домашнее задание

  •        Подготовить ответы на 7—8 вопросы учебника (с. 106, ч. 2).       Составить цитатный план для рассказа о Саньке Левонтьеве, о бабушке Катерине Петровне (по выбору ученика).
Литература: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. Ч1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]. Под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2013 – 303 с. Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. – [http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-literaturi_6kl/index.html]

Литература:

  • Литература. 6 класс. Учеб. для общеобраз. организаций. В 2 ч. Ч1/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]. Под ред. В.Я. Коровиной. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2013 – 303 с.
  • Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя. – [http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-literaturi_6kl/index.html]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!