СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ОБЖ В 10 классе "Основные инфекционные заболевания и пути их передачи".

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями: болезнетворными бактериями, вирусами, простейшими грибками.епосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ОБЖ В 10 классе "Основные инфекционные заболевания и пути их передачи".»

ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПУТИ ИХ ПЕРЕДАЧИ

ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПУТИ ИХ ПЕРЕДАЧИ

Человека на протяжении всей жизни окружают микроорганизмы. Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистой верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Человека на протяжении всей жизни окружают микроорганизмы. Они находятся в воздухе, воде, почве, осаждаются на всех предметах, в том числе и на пищевых продуктах. Микробы живут и размножаются на коже, в полости рта и носа, на слизистой верхних дыхательных путей, в кишечнике, особенно в его толстом отделе.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, размножения. А то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

Микроорганизмы играют важную роль в жизни не только человека, но и всего органического мира Земли. Они, например, очищают почву и воду от мертвых тел посредством гниения, брожения, размножения. А то же время, попадая в раны, они могут вызывать нагноение, а проникая во внутреннюю среду организма человека, способны стать причиной инфекционного заболевания.

Классификация микроорганизмов с точки зрения влияния на организм человека Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний.

Классификация микроорганизмов с точки зрения влияния на организм человека

  • Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний.

Условно-патогенные микробы. Попадая во внутреннюю среду человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья.
  • Условно-патогенные микробы. Попадая во внутреннюю среду человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья.
Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы. Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, болезнетворные микробы вызывают развитие инфекционных заболеваний.
  • Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы. Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, болезнетворные микробы вызывают развитие инфекционных заболеваний.
МИКРООРГАНИЗМЫ ПОПАДАЯ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ВЫЗЫВАЮТ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. ВСЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ УСЛОВНО НА 5 ГРУПП: КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ЗООНОЗНЫЕ ИНФЕКЦИИ. КОНТАКТНО-БЫТОВЫЕ ИНФЕКЦИИ. КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ЗООНОЗНЫЕ ИНФЕКЦИИ. КОНТАКТНО-БЫТОВЫЕ ИНФЕКЦИИ.

МИКРООРГАНИЗМЫ ПОПАДАЯ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ВЫЗЫВАЮТ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

ВСЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ УСЛОВНО НА 5 ГРУПП:

  • КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ. КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ЗООНОЗНЫЕ ИНФЕКЦИИ. КОНТАКТНО-БЫТОВЫЕ ИНФЕКЦИИ.
  • КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ.
  • ИНФЕКЦИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ.
  • КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ.
  • ЗООНОЗНЫЕ ИНФЕКЦИИ.
  • КОНТАКТНО-БЫТОВЫЕ ИНФЕКЦИИ.
Классификация инфекционных заболеваний

Классификация инфекционных заболеваний

Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит, как правило, от больного. Болезни: Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др.

Кишечные инфекции

Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит, как правило, от больного.

Болезни: Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др.

Воздушно – капельные инфекции (ИНФЕКЦИИ ДЫХАТАЛЬНЫХ ПУТЕЙ) Передача осуществляется воздушно -капельным или воздушно – пылевым путем. Болезни: грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др.

Воздушно – капельные инфекции (ИНФЕКЦИИ ДЫХАТАЛЬНЫХ ПУТЕЙ)

Передача осуществляется воздушно -капельным или воздушно – пылевым путем.

Болезни: грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др.

Кровяные инфекции Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых( комары, клещи, вши, москиты и др.) Болезни: сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др.

Кровяные инфекции

Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых( комары, клещи, вши, москиты и др.)

Болезни: сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др.

Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных. Болезни: бешенство

Зоонозные инфекции

Болезни, передающиеся через укусы животных.

Болезни: бешенство

Контактно – бытовые инфекции Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Болезни: сифилис, гонорея, хламидиоз и другие.

Контактно – бытовые инфекции

Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган.

Болезни: сифилис, гонорея, хламидиоз и другие.

НУЖНО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ,  что большинству инфекционных заболевание свойственна  ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ. ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД – это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения. У каждой болезни свой инкубационный период . НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомогание, озноб, повешение температуры, иногда тошнотой, то есть признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических особенностей. ПЕРИОД ОСНОВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ - характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни.

НУЖНО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ, что большинству инфекционных заболевание свойственна ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ.

  • ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД – это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения. У каждой болезни свой инкубационный период .
  • НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД – сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомогание, озноб, повешение температуры, иногда тошнотой, то есть признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических особенностей.
  • ПЕРИОД ОСНОВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ - характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни.
Возникновение и распространение инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания отличаются от всех других тем, что достаточно быстро распространяются среди людей. Вызывая тем самым иногда…

Возникновение и распространение инфекционных заболеваний

Инфекционные заболевания отличаются от всех других тем, что достаточно быстро распространяются среди людей.

Вызывая тем самым иногда…

Эпидемия – массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости. Пандемия – охватывает территорию целого государства или нескольких стран.

Эпидемия – массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости.

Пандемия – охватывает территорию целого государства или нескольких стран.

Внимание !  Домашнее задание: подобрать и записать в тетради информацию о самых больших возникших эпидемиях на планете за всю историю человечества.

Внимание ! Домашнее задание: подобрать и записать в тетради информацию о самых больших возникших эпидемиях на планете за всю историю человечества.

Все инфекционные заболевания заразны и передаются от больного человека или больного животного к здоровому. Но и здоровый человек может служить источником инфекционного заболевания. После перенесенной болезни по ещё неясным причинам возникает парадоксальная ситуация. Человек выздоравливает, чувствует себя хорошо, но в его организме продолжает присутствовать патогенный микроб. Возникает удивительный союз, когда один организм не замечает другого. Для самого организма это не опасно, но крайне опасно для окружающих, так как патогенный микроб долгое время сохраняется невидимым и выделяется во внешнюю среду. Этот феномен называют бациллоносительство , а человека – бациллоносителем .

Все инфекционные заболевания заразны и передаются от больного человека или больного животного к здоровому. Но и здоровый человек может служить источником инфекционного заболевания. После перенесенной болезни по ещё неясным причинам возникает парадоксальная ситуация. Человек выздоравливает, чувствует себя хорошо, но в его организме продолжает присутствовать патогенный микроб. Возникает удивительный союз, когда один организм не замечает другого. Для самого организма это не опасно, но крайне опасно для окружающих, так как патогенный микроб долгое время сохраняется невидимым и выделяется во внешнюю среду. Этот феномен называют бациллоносительство ,

а человека – бациллоносителем .

Пять путей передачи инфекции: 1. Фекально – оральным путем передаются все кишечные инфекции («болезни грязных рук»); патогенный микроб с калом, рвотными массами больного человека или бациллоносителя попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот попадает в желудочно – кишечный тракт здорового человека, вызывая заболевание. Так происходит распространение дизентерии.

Пять путей передачи инфекции:

1. Фекально – оральным путем передаются все кишечные инфекции («болезни грязных рук»); патогенный микроб с калом, рвотными массами больного человека или бациллоносителя попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот попадает в желудочно – кишечный тракт здорового человека, вызывая заболевание. Так происходит распространение дизентерии.

2. Воздушно – капельным путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей, в первую очередь грипп: вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека, который при этом заражается и заболевает.

2. Воздушно – капельным путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей, в первую очередь грипп: вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека, который при этом заражается и заболевает.

3. Жидкостный путь передачи характерен для так называемых кровяных инфекций; переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары. Таким образом передаются  чума. сыпной тиф.

3. Жидкостный путь передачи характерен для так называемых кровяных инфекций; переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары. Таким образом передаются

  • чума.
  • сыпной тиф.
4. Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные; заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больным животным. Типичный представитель таких заболеваний – бешенство.

4. Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные; заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больным животным. Типичный представитель таких заболеваний – бешенство.

5. Контактным или контактно-бытовым путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным. Контактно бытовым путем передаются и грибковые заболевания на коже.

5. Контактным или контактно-бытовым путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным. Контактно бытовым путем передаются и грибковые заболевания на коже.

Чихание, кашель разговор Воздух Инфекционный аэрозоль Заглатывание пищи, воды Дефикация Пища вода Сосание крови переносчиком Пища вода Укус Патологическое отделяемое пораженных тканей Контакт с зараженными предметами Предметы окружающей среды Так как же происходит передача возбудителей?

Чихание,

кашель разговор

Воздух

Инфекционный аэрозоль

Заглатывание пищи, воды

Дефикация

Пища

вода

Сосание крови переносчиком

Пища

вода

Укус

Патологическое отделяемое пораженных тканей

Контакт с

зараженными

предметами

Предметы окружающей среды

Так как же происходит передача возбудителей?

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Иммунитет Отличие инфекционных заболеваний от всех других заключается в том, что организм человека после выздоровления приобретает невосприимчивость к повторному внедрению вызвавшего болезнь микроорганизма.

Иммунитет

Отличие инфекционных заболеваний от всех других заключается в том, что организм человека после выздоровления приобретает невосприимчивость к повторному внедрению вызвавшего болезнь микроорганизма.

Антигены – это способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетической чужеродной информации. В ответ на их внедрение организм начинает вырабатывать специфические вещества белковой природы - антитела .

Антигены – это способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетической чужеродной информации.

В ответ на их внедрение организм начинает вырабатывать специфические вещества белковой природы - антитела .

Иммунная реакция организма – это взаимодействие антигена с антителом. Важная особенность иммунитета – распознавание и отличие своего от чужого.

Иммунная реакция организма – это взаимодействие антигена с антителом. Важная особенность иммунитета – распознавание и отличие своего от чужого.

Вакцина – это ослабленный каким-либо способом, но сохранивший все свои вредные свойства патогенный микроорганизм введение его в организм человека вызывает инфекционное заболевание, которое протекает в легкой форме, но с очень выраженной иммунной реакцией.

Вакцина – это ослабленный каким-либо способом, но сохранивший все свои вредные свойства патогенный микроорганизм введение его в организм человека вызывает инфекционное заболевание, которое протекает в легкой форме, но с очень выраженной иммунной реакцией.

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных заболеваний

Первый элемент – больной человек или животное . Больного человека при подозрении на инфекционное заболевание изолируют и лечат. С больным животным поступают по-разному: если это ценное для человека животное, его лечат, во всех других случаях его усыпляют. Сложнее обстоит дело с бациллоносителями. Это вполне здоровые люди, которым и в голову не придет обращаться к врачам. Следовательно, бациллоносителей надо активно выявлять. Обследовать всех людей на бациллоносительство практически невозможно. Поэтому обследование проводят выборочно. Ему подвергают те группы людей, которые заняты в пищеблоках и в детских учреждениях.

Первый элементбольной человек или животное . Больного человека при подозрении на инфекционное заболевание изолируют и лечат. С больным животным поступают по-разному: если это ценное для человека животное, его лечат, во всех других случаях его усыпляют. Сложнее обстоит дело с бациллоносителями. Это вполне здоровые люди, которым и в голову не придет обращаться к врачам. Следовательно, бациллоносителей надо активно выявлять. Обследовать всех людей на бациллоносительство практически невозможно. Поэтому обследование проводят выборочно. Ему подвергают те группы людей, которые заняты в пищеблоках и в детских учреждениях.

Второй элемент – механизмы ее передачи . Чтобы предотвратить распространение инфекции, надо поставить заслон на путях ее передачи и разрушить механизмы ее распространения. Для этого в повседневной жизни необходимо соблюдать следующие правила:

Второй элементмеханизмы ее передачи . Чтобы предотвратить распространение инфекции, надо поставить заслон на путях ее передачи и разрушить механизмы ее распространения. Для этого в повседневной жизни необходимо соблюдать следующие правила:

все пищевые продукты нужно подвергать тепловой обработке, обязательно мыть посуду с применением бытовой химии, соблюдать правила личной гигиены; при простудных заболеваниях простым и надежным способом предупреждения заболевания является обычная трехслойная марлевая повязка, которую можно использовать и на работе и дома; эффектный способ предупреждения распространения кровяных инфекций – уничтожение или отпугивание насекомых; при значительном увеличении численности переносчиков и хранителей многих инфекционных зоонозных заболеваний проводят их уничтожение; Сокращения заболеваний, передающихся контактно-бытовым способом, можно добиться повышением гигиенической культуры людей, укреплением нравственности и морали.
  • все пищевые продукты нужно подвергать тепловой обработке, обязательно мыть посуду с применением бытовой химии, соблюдать правила личной гигиены;
  • при простудных заболеваниях простым и надежным способом предупреждения заболевания является обычная трехслойная марлевая повязка, которую можно использовать и на работе и дома;
  • эффектный способ предупреждения распространения кровяных инфекций – уничтожение или отпугивание насекомых;
  • при значительном увеличении численности переносчиков и хранителей многих инфекционных зоонозных заболеваний проводят их уничтожение;
  • Сокращения заболеваний, передающихся контактно-бытовым способом, можно добиться повышением гигиенической культуры людей, укреплением нравственности и морали.
Третий элемент  в общей эпидемиологической цепи имеет прямое отношение к нам с вами. В настоящее время известен единственный надежный способ уберечь себя от инфекционного заболевания: своевременно и аккуратно выполнять рекомендации медиков по проведению вакцинации и ревакцинации .

Третий элемент в общей эпидемиологической цепи имеет прямое отношение к нам с вами. В настоящее время известен единственный надежный способ уберечь себя от инфекционного заболевания: своевременно и аккуратно выполнять рекомендации медиков по проведению вакцинации и ревакцинации .

Карантин – возникновение инфекционного заболевания в коллективе в обязательном порядке вводят в действие систему мер, направленных на предупреждение распространения болезни.

Карантин – возникновение инфекционного заболевания в коллективе в обязательном порядке вводят в действие систему мер, направленных на предупреждение распространения болезни.

Внешние признаки инфекционного заболевания появляются не сразу с момента внедрения патогенного микроба в организм, а лишь через некоторое время. Время от момента внедрения микроорганизма до появления болезни называют инкубационным периодом . Продолжительность инкубационного периода у каждого инфекционного заболевания разная: от нескольких часов до нескольких недель и даже лет.

Внешние признаки инфекционного заболевания появляются не сразу с момента внедрения патогенного микроба в организм, а лишь через некоторое время. Время от момента внедрения микроорганизма до появления болезни называют инкубационным периодом . Продолжительность инкубационного периода у каждого инфекционного заболевания разная: от нескольких часов до нескольких недель и даже лет.

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!

БЕРЕГИТЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!