ГБПОУ МО «Ногинский колледж»
Новгородская Русь
Бабич Татьяна Васильевна
Преподаватель МХК
2016
Преданье ль темное тайник взволнует груди,
Иль точно в звуках тех таится звук иной,
Но, мнится, колокол я слышу вечевой...
И звучным голосом он снова загудит,
И в оный судный день, в расплаты час кровавый,
В нем новгородская душа заговорит
Московской речью величавой.
А.А. Григорьев
Новгородская Русь — это огромная территория, простершаяся от
Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда впоследствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.
Ученые установили, что Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положению.
Город строился на двух берегах Волхова, соединенных Великим мостом. Именно здесь сходились в кулачных боях жители лево и правобережья, здесь же бесчинствовал, судя по былинам, знаменитый силач Василий Буслаев. Была у Великого моста и печальная слава — с него сбрасывали в Волхов приговоренных к смертной казни людей. Центром духовной жизни Новгорода был Кремль, включавший в себя Софийский собор и епископский двор.
Новгородцы, характер которых выковывался в опасных торговых вояжах и мореплавании, превыше всего
ценили в людях мужество, стойкость, смекалистость, уверенное знание своего дела. Примечательно, что жители новгородских земель были
повсеместно грамотными: об этом свидетельствуют знаменитые берестяные грамоты простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам.
Наиболее зримо своеобразие художественного мышления новгородцев проявилось в архитектуре . На раннем этапе ее развития новгородские зодчие сумели творчески претворить идеалы храмового строительства, выпестованные греческими и киевскими мастерами. Именно творчески, поскольку новгородские сооружения никогда не «повторяли пройденного», имели свою «изюминку» и оригинальное образное решение.
Легендарный голубь на кресте Софийского собора
Монументальные сооружения начала XII в. многие ученые связывают с работой гениального русского зодчего Петра, чьи имя сохранилось в летописной записи о строительстве знаменитого Георгиевского собора Юрьева монастыря.
Георгиевский собор был «последней песней» монументального строительства; еще в домонгольские времена, во второй половине XII в., начинает складываться совершенно новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. Об этом свидетельствует стиль церкви Спаса на Нередице (1198). Сооружение покоряет особой
прелестью «скульптурного» решения, его человечностью, «рукотворностью», что и составляет одну из основ новой самобытной архитектурной школы.
Церковь Спаса на Нередице (1198).
Итак, с конца XIII в. в новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Прежде всего изменились материал и техника кладки; строители стали использовать местный плитняк, сочетая его с валунами и кирпичом, что позволяло творить пластичные, подвижные, лишенные геометризма «скульптурные» формы храмов. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Спаса на Ковалеве (1342), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Федора Стратилата на Ручью (1361).
Выдающийся памятник зрелой новгородской архитектуры — церковь Спаса на Ильине улице (1374). В этом храме декоративная роскошь оформления словно спорит с формой конструкции. Сложные порталы,
многолопастные арки, ниши, оконные наличники — все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям мужественных и неунывающих новгородцев, уверенно смотрящих в будущее.
Красота и самобытность храмовых одноглавых богатырей, прочно стоящих на бескрайних новгородских землях, сочеталась и дополнялась их внутренним убранством — иконописью и фресками .
Фрески покрывали стены Нередицы от цоколя до главы храма.
Ученые считают, что их создавали по меньшей мере 10 мастеров, работавших по традиции с учениками и помощниками. К сожалению, сегодня уже никто и никогда не сможет увидеть этот неповторимый ансамбль XII в.: фрески погибли от рук немецких оккупантов.
Из новгородской станковой живописи домонгольского периода сохранилось немногое. Глубоким лиризмом и некоторой отрешенностью проникнута прекрасная икона «Ангел Златы Власы», принадлежащая византийской традиции, высокая философичность которой по
степенно уходила в прошлое. Ей на смену пришли самобытные образы, отличающиеся простотой и искренностью.
В XIII в. в Новгороде окончательно сложилась самобытная, свободная от копирования греческих или киевских образцов манера письма. В ней все более сказывается влияние русского народного искусства, привносящего в иконопись новые черты. XIV в. стал подлинным «золотым веком» новгородской живописи. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя — Феофан Грек (30е гг. XIV в. — после 1405).
Феофан Грек.
Преображение
Фрески СпасоПреображения «звучат» великолепным мощным ансамблем, излучая духовную энергию. Многие святые находятся в состоянии непередаваемого словами душевного напряжения, борьбы с соблазнами плоти.
В конце XIV — начале XV в. в зрелой новгородской живописи побеждает своеобразный религиозный «практицизм», в котором органично сошлись теплота и непосредственность выражения чувств с трезвым, чуть наивным отношением к евангельским сюжетам. Среди них, как правило, преобладали те, кто «обеспечивал» жизненно важные потребности горожан (например, прекрасная икона «Чудо о Флоре и Лавре» — покровителях коневодов). Не удивительно появление живописи, повествующей не о героях Священной истории, а о реальных людях. Так, в 1467 г. неизвестный художник сотворил двухярусную икону, получившую у искусствоведов название «Молящиеся новгородцы». На нижнем ярусе изображена боярская патриархальная семья, возглавляемая почтенными старцами; на верхнем — святые деисусного чина.
Положение в гроб. Икона
Чудо о Флоре и Лавре. Икона
В фольклоре (особенно в былинах) новгородцы любили прославлять талантливость, смелость, удачливость. Самым ярким героем новгородского фольклора стал легендарный гусляр и купец Садко, побывавший на дне морском и пленивший своей игрой сердце Морской царевны.
Символом музыкального Новгорода на все времена стало звучание колокола . Древнейшие колокола звонили на северных землях уже в XI в. Позднее колокол-набат стал считаться неотъемлемым атрибутом новгородской вольницы. Неслучайно царь Иван III, покорив новгородское княжество, вывез вечевой колокол в Москву, где приказал его перелить.
Великий Новгород сегодня
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Художники каких русских земель «переняли эстафету» культурного развития от Киевской Руси? Где и когда образовалось Новгородское княжество? В чем своеобразие художественной культуры Новгорода?
2. Какие человеческие качества ценили новгородцы? Можно ли считать былинного Садко олицетворением «настоящего новгородца»? Почему?
3. Расскажите о новгородской архитектуре.
4. Кто описал жизнь Феофана Грека? Почему Феофан Грек
мог позволить себе творить, «не взирая на образцы»?
5. Расскажите о колокольных звонах Новгорода. Как сегодня звучат колокола России? Почему колокольные звоны
стали одним из символов «русскости» в отечественной
музыке?
6.Рассмотрите новгородскую икону «Рождество Христово». Как икона рассказывает о великом событии?
7. Вспомните строки А.А. Ахматовой «Магдалина билась и
рыдала...». Рассмотрите новгородскую икону «Положение во гроб».
Интернет - ресурсы
https :// img-fotki.yandex.ru/get/4119/20573769.20/0_8cf3a_9e68b530_orig
http:// i.ucrazy.ru/files/i/2009.1.2/1230899679_hj052.jpg
http:// s2.pic4you.ru/allimage/y2013/07-28/12216/3660521.png
http ://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/05-21/24687/3479914.png
http ://pixelbrush.ru/uploads/posts/2012-03/1332985280_tekstura-dereva2.jpg
- Текстура «береза» для текста:
http ://us.cdn4.123rf.com/168nwm/firedark/firedark1007/firedark100700001/7327590-. jpg
На момент создания шаблона все ссылки
на использованные ресурсы являются активными.