СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Новгородская Русь: искусство самобытной красоты"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Новгородская Русь: искусство самобытной красоты" дает наглядное представление о культуре Новгородского княжества в период феодальной раздробленности Руси

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Новгородская Русь: искусство самобытной красоты"»

ГБПОУ МО «Ногинский колледж» Новгородская Русь Бабич Татьяна Васильевна Преподаватель МХК 2016

ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

Новгородская Русь

Бабич Татьяна Васильевна

Преподаватель МХК

2016

Преданье ль темное тайник взволнует груди, Иль точно в звуках тех таится звук иной, Но, мнится, колокол я слышу вечевой... И звучным голосом он снова загудит, И в оный судный день, в расплаты час кровавый, В нем новгородская душа заговорит Московской речью величавой. А.А. Григорьев Новгородская Русь — это огромная территория, простершаяся от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда впоследствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры. Ученые установили, что Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положению.

Преданье ль темное тайник взволнует груди,

Иль точно в звуках тех таится звук иной,

Но, мнится, колокол я слышу вечевой...

И звучным голосом он снова загудит,

И в оный судный день, в расплаты час кровавый,

В нем новгородская душа заговорит

Московской речью величавой.

А.А. Григорьев

Новгородская Русь — это огромная территория, простершаяся от

Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда впоследствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.

Ученые установили, что Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положению.

Город строился на двух берегах Волхова, соединенных Великим мостом. Именно здесь сходились в кулачных боях жители лево и правобережья, здесь же бесчинствовал, судя по былинам, знаменитый силач Василий Буслаев. Была у Великого моста и печальная слава — с него сбрасывали в Волхов приговоренных к смертной казни людей. Центром духовной жизни Новгорода был Кремль, включавший в себя Софийский собор и епископский двор.

Город строился на двух берегах Волхова, соединенных Великим мостом. Именно здесь сходились в кулачных боях жители лево и правобережья, здесь же бесчинствовал, судя по былинам, знаменитый силач Василий Буслаев. Была у Великого моста и печальная слава — с него сбрасывали в Волхов приговоренных к смертной казни людей. Центром духовной жизни Новгорода был Кремль, включавший в себя Софийский собор и епископский двор.

Новгородцы, характер которых выковывался в опасных торговых вояжах и мореплавании, превыше всего ценили в людях мужество, стойкость, смекалистость, уверенное знание своего дела. Примечательно, что жители новгородских земель были повсеместно грамотными: об этом свидетельствуют знаменитые берестяные грамоты простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам.

Новгородцы, характер которых выковывался в опасных торговых вояжах и мореплавании, превыше всего

ценили в людях мужество, стойкость, смекалистость, уверенное знание своего дела. Примечательно, что жители новгородских земель были

повсеместно грамотными: об этом свидетельствуют знаменитые берестяные грамоты простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам.

Наиболее зримо своеобразие художественного мышления новгородцев проявилось в архитектуре . На раннем этапе ее развития новгородские зодчие сумели творчески претворить идеалы храмового строительства, выпестованные греческими и киевскими мастерами. Именно творчески, поскольку новгородские сооружения никогда не «повторяли пройденного», имели свою «изюминку» и оригинальное образное решение.

Наиболее зримо своеобразие художественного мышления новгородцев проявилось в архитектуре . На раннем этапе ее развития новгородские зодчие сумели творчески претворить идеалы храмового строительства, выпестованные греческими и киевскими мастерами. Именно творчески, поскольку новгородские сооружения никогда не «повторяли пройденного», имели свою «изюминку» и оригинальное образное решение.

Легендарный голубь на кресте Софийского собора

Легендарный голубь на кресте Софийского собора

Монументальные сооружения начала XII в. многие ученые связывают с работой гениального русского зодчего Петра, чьи имя сохранилось в летописной записи о строительстве знаменитого Георгиевского собора Юрьева монастыря.

Монументальные сооружения начала XII в. многие ученые связывают с работой гениального русского зодчего Петра, чьи имя сохранилось в летописной записи о строительстве знаменитого Георгиевского собора Юрьева монастыря.

Георгиевский собор был «последней песней» монументального строительства; еще в домонгольские времена, во второй половине XII в., начинает складываться совершенно новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. Об этом свидетельствует стиль церкви Спаса на Нередице (1198). Сооружение покоряет особой прелестью «скульптурного» решения, его человечностью, «рукотворностью», что и составляет одну из основ новой самобытной архитектурной школы. Церковь Спаса на Нередице (1198).

Георгиевский собор был «последней песней» монументального строительства; еще в домонгольские времена, во второй половине XII в., начинает складываться совершенно новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. Об этом свидетельствует стиль церкви Спаса на Нередице (1198). Сооружение покоряет особой

прелестью «скульптурного» решения, его человечностью, «рукотворностью», что и составляет одну из основ новой самобытной архитектурной школы.

Церковь Спаса на Нередице (1198).

Итак, с конца XIII в. в новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Прежде всего изменились материал и техника кладки; строители стали использовать местный плитняк, сочетая его с валунами и кирпичом, что позволяло творить пластичные, подвижные, лишенные геометризма «скульптурные» формы храмов. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Спаса на Ковалеве (1342), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Федора Стратилата на Ручью (1361).

Итак, с конца XIII в. в новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Прежде всего изменились материал и техника кладки; строители стали использовать местный плитняк, сочетая его с валунами и кирпичом, что позволяло творить пластичные, подвижные, лишенные геометризма «скульптурные» формы храмов. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Спаса на Ковалеве (1342), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Федора Стратилата на Ручью (1361).

Выдающийся памятник зрелой новгородской архитектуры — церковь Спаса на Ильине улице (1374). В этом храме декоративная роскошь оформления словно спорит с формой конструкции. Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличники — все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям мужественных и неунывающих новгородцев, уверенно смотрящих в будущее.

Выдающийся памятник зрелой новгородской архитектуры — церковь Спаса на Ильине улице (1374). В этом храме декоративная роскошь оформления словно спорит с формой конструкции. Сложные порталы,

многолопастные арки, ниши, оконные наличники — все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям мужественных и неунывающих новгородцев, уверенно смотрящих в будущее.

Красота и самобытность храмовых одноглавых богатырей, прочно стоящих на бескрайних новгородских землях, сочеталась и дополнялась их внутренним убранством — иконописью и фресками . Фрески покрывали стены Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали по меньшей мере 10 мастеров, работавших по традиции с учениками и помощниками. К сожалению, сегодня уже никто и никогда не сможет увидеть этот неповторимый ансамбль XII в.: фрески погибли от рук немецких оккупантов.

Красота и самобытность храмовых одноглавых богатырей, прочно стоящих на бескрайних новгородских землях, сочеталась и дополнялась их внутренним убранством — иконописью и фресками .

Фрески покрывали стены Нередицы от цоколя до главы храма.

Ученые считают, что их создавали по меньшей мере 10 мастеров, работавших по традиции с учениками и помощниками. К сожалению, сегодня уже никто и никогда не сможет увидеть этот неповторимый ансамбль XII в.: фрески погибли от рук немецких оккупантов.

Из новгородской станковой живописи домонгольского периода сохранилось немногое. Глубоким лиризмом и некоторой отрешенностью проникнута прекрасная икона «Ангел Златы Власы», принадлежащая византийской традиции, высокая философичность которой по степенно уходила в прошлое. Ей на смену пришли самобытные образы, отличающиеся простотой и искренностью.

Из новгородской станковой живописи домонгольского периода сохранилось немногое. Глубоким лиризмом и некоторой отрешенностью проникнута прекрасная икона «Ангел Златы Власы», принадлежащая византийской традиции, высокая философичность которой по

степенно уходила в прошлое. Ей на смену пришли самобытные образы, отличающиеся простотой и искренностью.

В XIII в. в Новгороде окончательно сложилась самобытная, свободная от копирования греческих или киевских образцов манера письма. В ней все более сказывается влияние русского народного искусства, привносящего в иконопись новые черты. XIV в. стал подлинным «золотым веком» новгородской живописи. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя — Феофан Грек (30е гг. XIV в. — после 1405). Феофан Грек.  Преображение

В XIII в. в Новгороде окончательно сложилась самобытная, свободная от копирования греческих или киевских образцов манера письма. В ней все более сказывается влияние русского народного искусства, привносящего в иконопись новые черты. XIV в. стал подлинным «золотым веком» новгородской живописи. У истоков этой школы стоял великий мастер родом из Константинополя — Феофан Грек (30е гг. XIV в. — после 1405).

Феофан Грек.

Преображение

Фрески СпасоПреображения «звучат» великолепным мощным ансамблем, излучая духовную энергию. Многие святые находятся в состоянии непередаваемого словами душевного напряжения, борьбы с соблазнами плоти.

Фрески СпасоПреображения «звучат» великолепным мощным ансамблем, излучая духовную энергию. Многие святые находятся в состоянии непередаваемого словами душевного напряжения, борьбы с соблазнами плоти.

В конце XIV — начале XV в. в зрелой новгородской живописи побеждает своеобразный религиозный «практицизм», в котором органично сошлись теплота и непосредственность выражения чувств с трезвым, чуть наивным отношением к евангельским сюжетам. Среди них, как правило, преобладали те, кто «обеспечивал» жизненно важные потребности горожан (например, прекрасная икона «Чудо о Флоре и Лавре» — покровителях коневодов). Не удивительно появление живописи, повествующей не о героях Священной истории, а о реальных людях. Так, в 1467 г. неизвестный художник сотворил двухярусную икону, получившую у искусствоведов название «Молящиеся новгородцы». На нижнем ярусе изображена боярская патриархальная семья, возглавляемая почтенными старцами; на верхнем — святые деисусного чина.

В конце XIV — начале XV в. в зрелой новгородской живописи побеждает своеобразный религиозный «практицизм», в котором органично сошлись теплота и непосредственность выражения чувств с трезвым, чуть наивным отношением к евангельским сюжетам. Среди них, как правило, преобладали те, кто «обеспечивал» жизненно важные потребности горожан (например, прекрасная икона «Чудо о Флоре и Лавре» — покровителях коневодов). Не удивительно появление живописи, повествующей не о героях Священной истории, а о реальных людях. Так, в 1467 г. неизвестный художник сотворил двухярусную икону, получившую у искусствоведов название «Молящиеся новгородцы». На нижнем ярусе изображена боярская патриархальная семья, возглавляемая почтенными старцами; на верхнем — святые деисусного чина.

Положение в гроб. Икона Чудо о Флоре и Лавре. Икона

Положение в гроб. Икона

Чудо о Флоре и Лавре. Икона

В фольклоре (особенно в былинах) новгородцы любили прославлять талантливость, смелость, удачливость. Самым ярким героем новгородского фольклора стал легендарный гусляр и купец Садко, побывавший на дне морском и пленивший своей игрой сердце Морской царевны.

В фольклоре (особенно в былинах) новгородцы любили прославлять талантливость, смелость, удачливость. Самым ярким героем новгородского фольклора стал легендарный гусляр и купец Садко, побывавший на дне морском и пленивший своей игрой сердце Морской царевны.

Символом музыкального Новгорода на все времена стало звучание колокола . Древнейшие колокола звонили на северных землях уже в XI в. Позднее колокол-набат стал считаться неотъемлемым атрибутом новгородской вольницы. Неслучайно царь Иван III, покорив новгородское княжество, вывез вечевой колокол в Москву, где приказал его перелить.

Символом музыкального Новгорода на все времена стало звучание колокола . Древнейшие колокола звонили на северных землях уже в XI в. Позднее колокол-набат стал считаться неотъемлемым атрибутом новгородской вольницы. Неслучайно царь Иван III, покорив новгородское княжество, вывез вечевой колокол в Москву, где приказал его перелить.

Великий Новгород сегодня

Великий Новгород сегодня

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Художники каких русских земель «переняли эстафету» культурного развития от Киевской Руси? Где и когда образовалось Новгородское княжество? В чем своеобразие художественной культуры Новгорода? 2. Какие человеческие качества ценили новгородцы? Можно ли считать былинного Садко олицетворением «настоящего новгородца»? Почему? 3. Расскажите о новгородской архитектуре. 4. Кто описал жизнь Феофана Грека? Почему Феофан Грек мог позволить себе творить, «не взирая на образцы»? 5. Расскажите о колокольных звонах Новгорода. Как сегодня звучат колокола России? Почему колокольные звоны стали одним из символов «русскости» в отечественной музыке? 6.Рассмотрите новгородскую икону «Рождество Христово». Как икона рассказывает о великом событии? 7. Вспомните строки А.А. Ахматовой «Магдалина билась и рыдала...». Рассмотрите новгородскую икону «Положение во гроб».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Художники каких русских земель «переняли эстафету» культурного развития от Киевской Руси? Где и когда образовалось Новгородское княжество? В чем своеобразие художественной культуры Новгорода?

2. Какие человеческие качества ценили новгородцы? Можно ли считать былинного Садко олицетворением «настоящего новгородца»? Почему?

3. Расскажите о новгородской архитектуре.

4. Кто описал жизнь Феофана Грека? Почему Феофан Грек

мог позволить себе творить, «не взирая на образцы»?

5. Расскажите о колокольных звонах Новгорода. Как сегодня звучат колокола России? Почему колокольные звоны

стали одним из символов «русскости» в отечественной

музыке?

6.Рассмотрите новгородскую икону «Рождество Христово». Как икона рассказывает о великом событии?

7. Вспомните строки А.А. Ахматовой «Магдалина билась и

рыдала...». Рассмотрите новгородскую икону «Положение во гроб».

Интернет - ресурсы «Березовый» декор: https :// img-fotki.yandex.ru/get/4119/20573769.20/0_8cf3a_9e68b530_orig Фон: http:// i.ucrazy.ru/files/i/2009.1.2/1230899679_hj052.jpg  Россыпь лепестков:  http:// s2.pic4you.ru/allimage/y2013/07-28/12216/3660521.png  Зеленый уголок:  http ://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/05-21/24687/3479914.png  Текстура «дерево»: http ://pixelbrush.ru/uploads/posts/2012-03/1332985280_tekstura-dereva2.jpg  Текстура «береза» для текста: http ://us.cdn4.123rf.com/168nwm/firedark/firedark1007/firedark100700001/7327590-. jpg  На момент создания шаблона все ссылки на использованные ресурсы являются активными.

Интернет - ресурсы

  • «Березовый» декор:

https :// img-fotki.yandex.ru/get/4119/20573769.20/0_8cf3a_9e68b530_orig

  • Фон:

http:// i.ucrazy.ru/files/i/2009.1.2/1230899679_hj052.jpg

  • Россыпь лепестков:

http:// s2.pic4you.ru/allimage/y2013/07-28/12216/3660521.png

  • Зеленый уголок:

http ://s2.pic4you.ru/allimage/y2013/05-21/24687/3479914.png

  • Текстура «дерево»:

http ://pixelbrush.ru/uploads/posts/2012-03/1332985280_tekstura-dereva2.jpg

  • Текстура «береза» для текста:

http ://us.cdn4.123rf.com/168nwm/firedark/firedark1007/firedark100700001/7327590-. jpg

На момент создания шаблона все ссылки

на использованные ресурсы являются активными.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!