СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку: "Металлы побочной подгруппы. Железо".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку: "Металлы побочной подгруппы. Железо".

Цель и задачи урока:

•формирования у учащихся представлений  о физических и химических свойствах железа как химического элемента  побочной подгруппы, о  его важнейших природных соединениях. (предметный результат)

•формирования у учащихся умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, умения пользоваться схемами и моделями, формирования умений анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, умения работать с информационными ресурсами, умений работать с лабораторным оборудованием, умений работать индивидуально и в команде. (метапредметный результат)

•формирования навыков практического и аналитического решения  поставленных или самостоятельно сформулированных задач. (метапредметный результат)

•формирования умений управлять своей учебной деятельностью, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления. (личностный результат)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку: "Металлы побочной подгруппы. Железо".»

«Загадка»:  Очень древний я металл,  Счёт столетьям потерял.  Был нескромным я не в меру,  Тысячи лет до нашей эры.  А за блеск, мерцавший холодом,  Люди там платили золотом! Я давно в названии века,  В организме человека.  Называют мной характер,  Из меня почти весь трактор.  Очень в яблоке полезно,  И зовут меня …  (Железо).

«Загадка»:

  • Очень древний я металл, Счёт столетьям потерял. Был нескромным я не в меру, Тысячи лет до нашей эры. А за блеск, мерцавший холодом, Люди там платили золотом!
  • Я давно в названии века, В организме человека. Называют мной характер, Из меня почти весь трактор. Очень в яблоке полезно, И зовут меня …

(Железо).

Тема урока: Железо. Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества. Академик А.Е.ФЕРСМАН

Тема урока: Железо.

Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.

Академик А.Е.ФЕРСМАН

Цель урока: Познакомится с элементом побочной подгруппы – железом: его историей, строением атома, физическими и химическими свойствами, нахождением в природе. Положение металла в ПСХЭ Д.И.Менделеева История металла  Строение . Нахождение в природе  Fe Биологическая роль Физические свойства Химические свойства Применение

Цель урока: Познакомится с элементом побочной подгруппы – железом: его историей, строением атома, физическими и химическими свойствами, нахождением в природе.

Положение металла в ПСХЭ Д.И.Менделеева

История металла

Строение .

Нахождение в природе

Fe

Биологическая роль

Физические свойства

Химические свойства

Применение

История. прослушайте сообщения учащихся, ответьте на вопрос: Почему железо имеет такое историческое значение для развития цивилизации, что одна из эпох названа железным веком?
  • История.
  • прослушайте сообщения учащихся, ответьте на вопрос:
  • Почему железо имеет такое историческое значение для развития цивилизации, что одна из эпох названа железным веком?
2. Положение металла в ПСХЭ. Строение. Работая в паре, определите местоположение элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради. Порядковый номер: Период: Группа: Подгруппа: Электронная формула атома: Тип кристаллической решетки: Вид химической связи:  

2. Положение металла в ПСХЭ. Строение.

  • Работая в паре, определите местоположение элемента в Периодической системе, составьте электронную формулу атома. Сделайте записи в тетради.
  • Порядковый номер:
  • Период:
  • Группа:
  • Подгруппа:
  • Электронная формула атома:
  • Тип кристаллической решетки:
  • Вид химической связи:

 

3.Нахождение в природе. Задание: 1. Назвать важнейшие руды и минералы, содержащие железо. Для работы воспользуйтесь физической картой учебника и информационными ресурсами:  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f177-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_04_06.jpg  2. Показать важнейшие месторождения на карте. 3. Заполнить таблицу. Название минерала Формула Важнейшие месторождения
  • 3.Нахождение в природе.
  • Задание: 1. Назвать важнейшие руды и минералы, содержащие железо. Для работы воспользуйтесь физической картой учебника и информационными ресурсами: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f177-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_04_06.jpg

2. Показать важнейшие месторождения на карте. 3. Заполнить таблицу.

Название минерала

Формула

Важнейшие месторождения

 4 . Физические свойства простого вещества.   Задание: определить и доказать физические свойства железа: Оборудование : гвоздь с ниткой, стакан на 100 мл. с водой, железная стружка, магнит, провод (кусочек).  Проведя опыты, заполните таблицу: Цвет: Запах: Металлический блеск: Твердость: Пластичность: Теплопроводность: Электропроводность: Магнитные свойства Плотность: Температура плавления:
  • 4 . Физические свойства простого вещества.
  •   Задание: определить и доказать физические свойства железа:
  • Оборудование : гвоздь с ниткой, стакан на 100 мл. с водой, железная стружка, магнит, провод (кусочек). Проведя опыты, заполните таблицу:

Цвет:

Запах:

Металлический блеск:

Твердость:

Пластичность:

Теплопроводность:

Электропроводность:

Магнитные свойства

Плотность:

Температура плавления:

 5 . Химические свойства простого вещества. Задание: Изучить химические свойства железа. Проделайте опыты, составьте уравнения химических реакций железа с соляной кислотой. Сделайте выводы. Результаты запишите в таблицу. Если затрудняетесь в написании уравнений, обратитесь к учебнику. Реактивы и оборудование : пробирки, Fe(порошок), S , CuSO 4 , HCl, , железный гвоздь. Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо +2, +3 ? Проводится эксперимент.   Правила безопасности . Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При нагревании прогревайте сначала всю пробирку. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседей.

5 . Химические свойства простого вещества.

  • Задание: Изучить химические свойства железа. Проделайте опыты, составьте уравнения химических реакций железа с соляной кислотой. Сделайте выводы. Результаты запишите в таблицу. Если затрудняетесь в написании уравнений, обратитесь к учебнику.
  • Реактивы и оборудование : пробирки, Fe(порошок), S , CuSO 4 , HCl, , железный гвоздь. Исходя из знаний о химических свойствах металлов, как вы думаете, какими химическими свойствами будет обладать железо +2, +3 ? Проводится эксперимент.
  • Правила безопасности . Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. При нагревании прогревайте сначала всю пробирку. Направляйте ее отверстие в сторону от себя и соседей.
Опыт 1. Взаимодействие железа с раствором медного купороса. В пробирку поместите железный гвоздь на нитке. Добавьте 1мл. медного купороса. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции. Опыт 2. Взаимодействие железа с соляной кислотой.  В пробирку поместите стружку железа. Добавьте 1 мл соляной кислоты. Объясните наблюдаемое. Составьте урав­нение химической реакции. Опыт 3. Взаимодействие железа с кислородом. Видеоопыт.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a30af-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_056.wmv Опыт 4. Взаимодействие железа с хлором. Видеоопыт: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/056.wmv
  • Опыт 1. Взаимодействие железа с раствором медного купороса.
  • В пробирку поместите железный гвоздь на нитке. Добавьте 1мл. медного купороса. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение химической реакции.
  • Опыт 2. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
  • В пробирку поместите стружку железа. Добавьте 1 мл соляной кислоты.
  • Объясните наблюдаемое. Составьте урав­нение химической реакции.
  • Опыт 3. Взаимодействие железа с кислородом.
  • Видеоопыт. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a30af-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_056.wmv
  • Опыт 4. Взаимодействие железа с хлором.
  • Видеоопыт: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/056.wmv
Подведем итог: Химические свойства: 1. Взаимодействие с простыми веществами - неметаллами . Fe + S= FeS  (при нагревании) 2Fe +3Cl 2 = 2FeCl 3  3 Fe +2 O 2 = Fe 3 O 4 ( Fe 2 O 3  FeO ) –раскаленное железо сгорает в кислороде с образованием железной окалины. 2. На воздухе железо легко окисляется – ржавеет (25% железа гибнет от коррозии) .4 Fe +6 H 2 O + 3 O 2   4 Fe ( OH ) 3 3. С разбавленными кислотами HCl Fe + 2 HCl = FeCl 2 + H 2   4 . С солями , если металл соли находится в ряду активности правее железа Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu (учащиеся опускают привязанный на нитке гвоздь в водный р-р CuSO 4 ) 5. С водой  3 Fe + 4H 2 O (пары) = Fe 3 O 4 + 4H 2 при температуре 700-900 о С . Эту реакцию использовал Лавуазье для получения водорода.

Подведем итог:

Химические свойства:

1. Взаимодействие с простыми веществами - неметаллами .

Fe + S= FeS (при нагревании)

2Fe +3Cl 2 = 2FeCl 3

3 Fe +2 O 2 = Fe 3 O 4 ( Fe 2 O 3 FeO ) –раскаленное железо сгорает в кислороде с образованием железной окалины.

2. На воздухе железо легко окисляется – ржавеет (25% железа гибнет от коррозии)

.4 Fe +6 H 2 O + 3 O 2  4 Fe ( OH ) 3

3. С разбавленными кислотами HCl

Fe + 2 HCl = FeCl 2 + H 2

4 . С солями , если металл соли находится в ряду активности правее железа

Fe + CuSO 4 = FeSO 4 + Cu (учащиеся опускают привязанный на нитке гвоздь в водный р-р CuSO 4 )

5. С водой 3 Fe + 4H 2 O (пары) = Fe 3 O 4 + 4H 2 при температуре 700-900 о С . Эту реакцию использовал Лавуазье для получения водорода.

Вывод: железо – восстановитель. Образует два ряда соединений: Fe +2 и  Fe +3 .   Fe +2 S, Cu 2+ , p- р HCI,  p- р H 2 SO 4 + 3 Cl 2 , HNO 3 +2 , + 3 O 2 , H 2 O

Вывод: железо – восстановитель. Образует два ряда соединений: Fe +2 и Fe +3 .

Fe

+2

S, Cu 2+ , p- р HCI,

p- р H 2 SO 4

+ 3

Cl 2 , HNO 3

+2 , + 3

O 2 , H 2 O

2.Стадия осмысления:  работа по программам деятельности 6. Биологическая роль железа. Задание: прочитайте текст, заполните таблицу. Какова роль железа в жизни человека и растений? Сообщая учащимся информацию о биологической роли железа для организма человека – реализуется принцип экологизации. Для человека Для растений

2.Стадия осмысления: работа по программам деятельности

6. Биологическая роль железа.

Задание: прочитайте текст, заполните таблицу.

Какова роль железа в жизни человека и растений?

  • Сообщая учащимся информацию о биологической роли железа для организма человека – реализуется принцип экологизации.

Для человека

Для растений

Применение   Задание: воспользуйтесь информационными ресурсами и укажите области применения железа и его сплавов. Составьте схему:               Fe

Применение

  Задание: воспользуйтесь информационными ресурсами и укажите области применения железа и его сплавов. Составьте схему:

 

 

 

 

 

 

Fe

Железо взаимодействует с концентрированными кислотами H 2 SO 4 и HNO 3 . Железо легко куется. Ошибка Железо взаимодействует с разбавленными кислотами. Железо – это активный щелочной металл. Ошибка Температура плавления железа - 1539 0 С На внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы Ошибка Ошибка Атомы железа проявляют восстановительные свойства. М аксимальная степень окисления железа равна номеру группы, в которой находится, то есть +8.

Железо взаимодействует с концентрированными кислотами H 2 SO 4 и HNO 3 .

Железо легко куется.

Ошибка

Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.

Железо – это активный щелочной металл.

Ошибка

Температура плавления железа - 1539 0 С

На внешнем энергетическом уровне атома железа два электрона, следовательно, это элемент II группы

Ошибка

Ошибка

Атомы железа проявляют восстановительные свойства.

М аксимальная степень окисления железа равна номеру группы, в которой находится, то есть +8.

Вернемся к теме сегодняшнего урока.  Какие цели мы поставили в начале его?  Удалось ли нам их выполнить? К какому выводу вы пришли? Сегодня я понял (а), что………. Главным на уроке для меня было……… Больше всего мне запомнилось………….  
  • Вернемся к теме сегодняшнего урока.
  • Какие цели мы поставили в начале его?
  • Удалось ли нам их выполнить?
  • К какому выводу вы пришли?
  • Сегодня я понял (а), что……….
  • Главным на уроке для меня было………
  • Больше всего мне запомнилось………….
  •  

Вопросы для всех: В чем состоит главное отличие в строении атома железа от атомов металлов, изученных ранее? Можно ли железо назвать элементом с постоянной степенью окисления? Сколько электронов может отдавать атом железа при взаимодействии с окислителями? От чего это зависит?  Какова распространенность железа в природе? Какие железные руды вы можете назвать? Химически чистое железо практически не подвергается коррозии на воздухе. Почему же так быстро ржавеют железные гвозди, болты, трубы и другие изделия?  Концентрированные серную и азотную кислоты перевозят в стальных баллонах, не опасаясь их разрушения. Почему? С помощью каких реагентов можно обнаружить присутствие в растворе ионов Fe 2+ и Fe 3+ ? Какие продукты питания наиболее богаты железом?
  • Вопросы для всех:
  • В чем состоит главное отличие в строении атома железа от атомов металлов, изученных ранее?
  • Можно ли железо назвать элементом с постоянной степенью окисления? Сколько электронов может отдавать атом железа при взаимодействии с окислителями? От чего это зависит?
  • Какова распространенность железа в природе? Какие железные руды вы можете назвать?
  • Химически чистое железо практически не подвергается коррозии на воздухе. Почему же так быстро ржавеют железные гвозди, болты, трубы и другие изделия?
  • Концентрированные серную и азотную кислоты перевозят в стальных баллонах, не опасаясь их разрушения. Почему?
  • С помощью каких реагентов можно обнаружить присутствие в растворе ионов Fe 2+ и Fe 3+ ?
  • Какие продукты питания наиболее богаты железом?
Задачи для желающих подумать: Близ города Дели в Индии стоит железная колонна без малейшего пятнышка ржавчины, хотя ее возраст 2800 лет. Это знаменитая Кутубская колонна высотой 7 м и массой 6,5 т. Надпись на колонне говорит о том, что она была поставлена в 9 веке до н.э. Чем объяснить ее долговечность и коррозионную стойкость? (Колонна была изготовлена из чистого металла: железа в колонне оказалось 99,72 %. Как удалось получить такой чистый металл в то время до сих пор загадка). Чтобы обнаружить примеси железа в платиновой посуде, например, чашке, ее нагревают до температуры красного каления. Тогда ее поверхность покрывается красным налетом. С чем связано появление налета? Как удалить этот налет не повредив изделие?
  • Задачи для желающих подумать:
  • Близ города Дели в Индии стоит железная колонна без малейшего пятнышка ржавчины, хотя ее возраст 2800 лет. Это знаменитая Кутубская колонна высотой 7 м и массой 6,5 т. Надпись на колонне говорит о том, что она была поставлена в 9 веке до н.э. Чем объяснить ее долговечность и коррозионную стойкость? (Колонна была изготовлена из чистого металла: железа в колонне оказалось 99,72 %. Как удалось получить такой чистый металл в то время до сих пор загадка).
  • Чтобы обнаружить примеси железа в платиновой посуде, например, чашке, ее нагревают до температуры красного каления. Тогда ее поверхность покрывается красным налетом. С чем связано появление налета? Как удалить этот налет не повредив изделие?
http://pedsovet.su/load/420-1-0-29379 - шаблон презентации http://icache2.rutraveller.ru/icache/place/7/001/701_340x340.jpg http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/0/9/4661904.jpg http://www.motto.net.ua/pic/201209/1280x768/motto.net.ua-7741.jpg http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/99/d-98018/98018_html_35fad88.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f177-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_04_06.jpg http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a30af-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_056.wmv  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/056.wmv
  • http://pedsovet.su/load/420-1-0-29379 - шаблон презентации
  • http://icache2.rutraveller.ru/icache/place/7/001/701_340x340.jpg
  • http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/0/9/4661904.jpg
  • http://www.motto.net.ua/pic/201209/1280x768/motto.net.ua-7741.jpg
  • http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/99/d-98018/98018_html_35fad88.jpg
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab8f177-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch09_04_06.jpg
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a30af-8cff-11db-b606-0800200c9a66/x11_056.wmv
  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/44d91229-d534-4874-b849-86a0a19c7e66/056.wmv


Скачать

© 2016 2336 241

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!