«Человек создан для счастья…» В.Г.Короленко «Парадокс»
1) В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами».
М. Горький
2) «…через все произведения Короленко … проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума».
А. Платонов
3) «Нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, чем хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома… И даже если одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то спасён человек на всю жизнь».
В. Шукшин
4) «Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». Это и делает Короленко.
Н. Заболоцкий
Очерк - небольшое литературное
произведение, краткое описание
жизненных событий (обычно
социально значимых).
Парадокс (греч.) - необычные мысли, противоречащие здравому смыслу.
Феномен (греч.) – нечто
исключительное, необычное.
Афоризм (греч.) – краткое
выразительное изречение.
«Описание уголка сада до встречи с феноменом»
- «волшебная бадья», - «привлекательный, заманчивый» уголок, - «чудеснейшие приключения,… опасности», - «великолепие настоящей золотой кареты», - «фантастическое настроение».
Вывод: особый детский мирок, сказочный,
нереальный, счастливый.
«Описание уголка сада после встречи с феноменом»
- «загнившая бадья» - «несло вонью»;
- «потеряла заманчивую таинственность»;
- «куча мусора»;
- «старая рухлядь»;
- «не доставляло прежнего удовольствия».
Вывод: дети быстро повзрослели после
вмешательства мира взрослых.
«Павел – разрушитель иллюзий»
- «голос резкий, неприятный»;
- «человек слишком трезвый, насмешливый, излишне серьёзный»;
- «лакей отца посылался в экстренных случаях»;
- появляется в тот момент, когда «волшебная рыба … плывёт в невидимой глубине к нашим удочкам».
Вывод: плохой человек, разрушил всю игру.
«Описание состояния детей после встречи с Павлом»
- «нам было слишком совестно»;
- «мы чувствовали себя совершенными дураками»;
- «совестно слезать с забора под серьёзным взглядом Павла».
Вывод: это уже вполне взрослые люди,
которые умеют различать плохое и хорошее.
Полковник Дударев
- «общее уважение и страх»
- «глаза задумчивы, печальны, тусклы»
- «дети любят воображать себя доктором»
Вывод : этот персонаж положителен, он
вызывает уважение в глазах детей.
Мать
- «красивое, выразительное лицо»
- «оторвана от вечных забот по хозяйству»
- «скептическая улыбка» (рассматривающая, исследующая)
- «испуганное сожаление»
Вывод: дети любят свою мать, хотя ей тяжело
заниматься детьми: их у неё шестеро.
Отец
- «в благодушном настроении».
Вывод: Отец – это авторитет.
«Обнажённое уродство феномена Яна Залуского»
- «курточка, в которую легко одеть ребёнка»;
- «узкие плечи, лишённые признаков рук» - «огромная голова подавляла тело карлика»;
- «на лице страдание»;
- «тонкие ноги дрожали»;
- «стоял с трудом»- «два огромных глаза».
Вывод: физическое уродство вызывает страх
у детей («а вдруг и я буду такой?»), и в то же
время – сострадание.
«Пан Уляницкий»
- «беспокойный взгляд»
- «быстро выходил из дома, исчезал»
- «таинственная квартирка»
- «крадучись, появлялся»
- «швырял в нас камнем, палкой»
- вдруг «любезно заговаривал»
Вывод: дети не любят его, «фальшивая
ласковость … резала уши»
«Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (слова Н. Заболоцкого)
«Человек создан для счастья, как птица для полёта».
«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».
Домашнее задание Выполнить задания 4-6 (с.202). Творческое задание - написать обращение к детям с ограниченными возможностями.