СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме В.Г.Короленко. "Парадокс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: В.Г.Короленко. Очерк «Парадокс»

Цель и задачи:

- создание условий для осмысления темы нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта;

- помочь учащимся увидеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий; помочь усвоить особенности жанра очерка;

- содействовать развитию ряда важных психологических характеристик личности учащихся: склонностей к сравнению, сопоставлению событий литературного произведения и своего собственного жизненного опыта; способностей к абстрагированию,  выдвижению гипотез, выделению противоречий и формулированию проблем; психических свойств, таких как сочувствие, эмпатия;

- воспитывать чувство собственного достоинства, человечность, милосердие к людям, ответственное отношение к своему здоровью.

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации

Технология: развитие критического мышления (диалоговое обучение)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме В.Г.Короленко. "Парадокс"»

 «Человек создан для счастья…» В.Г.Короленко «Парадокс»

«Человек создан для счастья…» В.Г.Короленко «Парадокс»

1) В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами».  М. Горький 2) «…через все произведения Короленко … проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума».  А. Платонов 3) «Нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, чем хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома… И даже если одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то спасён человек на всю жизнь».  В. Шукшин 4) «Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». Это и делает Короленко.  Н. Заболоцкий

1) В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами».

М. Горький

2) «…через все произведения Короленко … проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума».

А. Платонов

3) «Нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, чем хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома… И даже если одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то спасён человек на всю жизнь».

В. Шукшин

4) «Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». Это и делает Короленко.

Н. Заболоцкий

Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

Очерк - небольшое литературное

произведение, краткое описание

жизненных событий (обычно

социально значимых).

Парадокс (греч.) - необычные мысли, противоречащие здравому смыслу.  Феномен (греч.) – нечто исключительное, необычное. Афоризм  (греч.) – краткое выразительное изречение.

Парадокс (греч.) - необычные мысли, противоречащие здравому смыслу.

Феномен (греч.) – нечто

исключительное, необычное.

Афоризм (греч.) – краткое

выразительное изречение.

«Описание уголка сада до встречи с феноменом»   - «волшебная бадья»,  - «привлекательный, заманчивый» уголок,  - «чудеснейшие приключения,… опасности»,  - «великолепие настоящей золотой кареты»,  - «фантастическое настроение».   Вывод:  особый детский мирок, сказочный, нереальный, счастливый.

«Описание уголка сада до встречи с феноменом»

- «волшебная бадья», - «привлекательный, заманчивый» уголок, - «чудеснейшие приключения,… опасности», - «великолепие настоящей золотой кареты», - «фантастическое настроение».

Вывод: особый детский мирок, сказочный,

нереальный, счастливый.

«Описание уголка сада после встречи с феноменом»  - «загнившая бадья» - «несло вонью»; - «потеряла заманчивую таинственность»; - «куча мусора»; - «старая рухлядь»; - «не доставляло прежнего удовольствия».  Вывод:  дети быстро повзрослели после вмешательства мира взрослых.

«Описание уголка сада после встречи с феноменом»

- «загнившая бадья» - «несло вонью»;

- «потеряла заманчивую таинственность»;

- «куча мусора»;

- «старая рухлядь»;

- «не доставляло прежнего удовольствия».

Вывод: дети быстро повзрослели после

вмешательства мира взрослых.

«Павел – разрушитель иллюзий»  «голос резкий, неприятный»; «человек слишком трезвый, насмешливый, излишне серьёзный»; «лакей отца посылался в экстренных случаях»;  появляется в тот момент, когда «волшебная рыба … плывёт в невидимой глубине к нашим удочкам». Вывод:  плохой человек, разрушил всю игру.

«Павел – разрушитель иллюзий»

  • «голос резкий, неприятный»;
  • «человек слишком трезвый, насмешливый, излишне серьёзный»;
  • «лакей отца посылался в экстренных случаях»;
  • появляется в тот момент, когда «волшебная рыба … плывёт в невидимой глубине к нашим удочкам».

Вывод: плохой человек, разрушил всю игру.

«Описание состояния детей после встречи с Павлом»  - «нам было слишком совестно»; - «мы чувствовали себя совершенными дураками»; - «совестно слезать с забора под серьёзным взглядом Павла». Вывод:  это уже вполне взрослые люди, которые умеют различать плохое и хорошее.

«Описание состояния детей после встречи с Павлом»

- «нам было слишком совестно»;

- «мы чувствовали себя совершенными дураками»;

- «совестно слезать с забора под серьёзным взглядом Павла».

Вывод: это уже вполне взрослые люди,

которые умеют различать плохое и хорошее.

Полковник Дударев  - «общее уважение и страх» - «глаза задумчивы, печальны, тусклы» - «дети любят воображать себя доктором» Вывод :  этот персонаж положителен, он вызывает уважение в глазах детей.

Полковник Дударев

- «общее уважение и страх»

- «глаза задумчивы, печальны, тусклы»

- «дети любят воображать себя доктором»

Вывод : этот персонаж положителен, он

вызывает уважение в глазах детей.

Мать  «красивое, выразительное лицо»  «оторвана от вечных забот по хозяйству»  «скептическая улыбка» (рассматривающая, исследующая)  - «испуганное сожаление» Вывод:  дети любят свою мать, хотя ей тяжело заниматься детьми: их у неё шестеро.

Мать

  • «красивое, выразительное лицо»
  • «оторвана от вечных забот по хозяйству»
  • «скептическая улыбка» (рассматривающая, исследующая)

- «испуганное сожаление»

Вывод: дети любят свою мать, хотя ей тяжело

заниматься детьми: их у неё шестеро.

Отец  - «в благодушном настроении». Вывод: Отец – это авторитет.

Отец

- «в благодушном настроении».

Вывод: Отец – это авторитет.

«Обнажённое уродство феномена Яна Залуского»  - «курточка, в которую легко одеть ребёнка»; - «узкие плечи, лишённые признаков рук» - «огромная голова подавляла тело карлика»; - «на лице страдание»; - «тонкие ноги дрожали»; - «стоял с трудом»- «два огромных глаза». Вывод:  физическое уродство вызывает страх у детей («а вдруг и я буду такой?»), и в то же время – сострадание.

«Обнажённое уродство феномена Яна Залуского»

- «курточка, в которую легко одеть ребёнка»;

- «узкие плечи, лишённые признаков рук» - «огромная голова подавляла тело карлика»;

- «на лице страдание»;

- «тонкие ноги дрожали»;

- «стоял с трудом»- «два огромных глаза».

Вывод: физическое уродство вызывает страх

у детей («а вдруг и я буду такой?»), и в то же

время – сострадание.

«Пан Уляницкий»  - «беспокойный взгляд» - «быстро выходил из дома, исчезал» - «таинственная квартирка» - «крадучись, появлялся» - «швырял в нас камнем, палкой» - вдруг «любезно заговаривал» Вывод:  дети не любят его, «фальшивая ласковость … резала уши»

«Пан Уляницкий»

- «беспокойный взгляд»

- «быстро выходил из дома, исчезал»

- «таинственная квартирка»

- «крадучись, появлялся»

- «швырял в нас камнем, палкой»

- вдруг «любезно заговаривал»

Вывод: дети не любят его, «фальшивая

ласковость … резала уши»

«Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь»  (слова Н. Заболоцкого)

«Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (слова Н. Заболоцкого)

«Человек создан для счастья, как птица для полёта».   «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».

«Человек создан для счастья, как птица для полёта».

«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».

Домашнее задание  Выполнить задания 4-6 (с.202). Творческое задание - написать обращение к детям с ограниченными возможностями.

Домашнее задание Выполнить задания 4-6 (с.202). Творческое задание - написать обращение к детям с ограниченными возможностями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!