СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы по теме "Русские поэты о Родине и о природе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет в обучению учащихся анализу лирического произведения. На примере творчества русских поэтов А.Прокофьева, Н.Кедрина и др. ребята научаться понимать поэзию.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы по теме "Русские поэты о Родине и о природе"»

Русские поэты XX века  о родине и родной природе

Русские поэты XX века о родине и родной природе

- Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?  Какие строки понравились, запомнились?

- Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родине и о родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

  • Какие строки понравились, запомнились?
Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое ,выражающее душевные переживания. Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Рифма ( гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк. Тема ( гр. thema ) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении. Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Эпитет – ( гр. ер itheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.
  • Стихотворение – написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое ,выражающее душевные переживания.
  • Строфа ( гр. strophe – поворот) – группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.
  • Рифма ( гр. rhythmos – соразмерность) – созвучие окончаний стихотворных строк.
  • Тема ( гр. thema ) – круг жизненных явлений, изображенных в произведении.
  • Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
  • Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
  • Эпитет – ( гр. ер itheton – букв.: «приложенное») – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
  • Метафора ( гр. metaphora – перенос) – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
  • Инверсия ( лат. invepsio – перестановка) – необычный прядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.
« Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов»
  • « Детство прошло в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов»
№ Анализ стихотворения 1 Об авторе 2 «Помню долгий зимний вечер… Основная тема стихотворения 3 И.Бунин Мысли и чувства автора 4 Главная мысль (идея) 5 Художественные средства, использованные автором       Стихотворение о детстве, родине, родной природе Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину Родная природа дает человеку силы, успокаивает Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон» Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи» Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев» Прямая речь

Анализ стихотворения

1

Об авторе

2

«Помню долгий зимний вечер…

Основная тема стихотворения

3

И.Бунин

Мысли и чувства автора

4

Главная мысль (идея)

5

Художественные средства, использованные автором

Стихотворение о детстве, родине, родной природе

Поэту приятно вспоминать детство, он отчетливо помнит свои детские ощущения и чувства. Мысли автора добрые, хорошие, он любит родину

Родная природа дает человеку силы, успокаивает

Эпитеты: «долгий зимний вечер», « тихий сон»

Метафоры: «тускло льется свет лампады» «ходят медленно и плавно золотые волны ржи»

Олицетворение: «буря плачет у окна», «воет вьюга», «тихий шепот лета», « шепот зреющих колосьев»

Прямая речь

околица – в словаре Даля, с. 189 1)  округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья омут – в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде стойбище - 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах вотчина – в словаре Даля, с. 42-43 – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, веч
  • околица – в словаре Даля, с. 189 1) округ, окружная местность; 2) непрямая дорога, в стороне от жилья
  • омут – в словаре Даля, с190 – яма под водою, в реке, в озере; обрывистые, глубокие места в воде
  • стойбище - 1)становище кочевников Сибири; 2) оседлое поселение народов Приамурья, 3) место отдыха животных, находящихся на пастбищах
  • вотчина – в словаре Даля, с. 42-43 – родовое недвижимое именье, населенная земля, состоящая во владении вотчинника, село, деревня, перешедшее во владение по прямому наследству или покупкою
  • лихая сила – от «лихой», в словаре Даля, с. 130 – слово двусмысленное: 1) молодецкий, бойкий, хватский, проворный, щегольской, удалой, ухарский, смелый и решительный; 2) злой, злобный, мстительный, лукавый
  • нетленная краса – 1) не подверженный тлению, разложению; 2) никогда не исчезающий, веч
№ Анализ стихотворения 1 Об авторе 2 «Алёнушка» Основная тема стихотворения 3 Д.Кедрин Мысли и чувства автора 4 Главная мысль (идея) 5 Художественные средства, использованные автором О родине: ее сказочной природе, силе Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней «Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать…» - дороже Родины нет ничего на свете! Метафоры: «Ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу…» «На пеньке у омута лесного песенку Алёнушки поёт»

Анализ стихотворения

1

Об авторе

2

«Алёнушка»

Основная тема стихотворения

3

Д.Кедрин

Мысли и чувства автора

4

Главная мысль (идея)

5

Художественные средства, использованные автором

О родине: ее сказочной природе, силе

Поэт любит родину, представляет ее девушкой – Аленушкой, сказочной героиней

«Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся б умирать…»

- дороже Родины нет ничего на свете!

Метафоры: «Ножичек сапожный заносила на твою нетленную красу…»

«На пеньке у омута лесного песенку Алёнушки поёт»

« … ангел Родины незлобивой моей»  Г. Свиридов Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой.  Мать умерла.  Отец ушел на фронт.  Соседка злая  Не дает проходу.  Я смутно помню  Утро похорон  И за окошком  Скудную природу
  • « … ангел Родины незлобивой моей»

Г. Свиридов

  • Родился в городе Емецке Архангельской области. Был пятым ребенком в семье, в шесть лет (в 1942 году) потерял мать, остался без отца и был отдан в детдом в селе Никольском под Тотьмой.

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу

№ Анализ стихотворения 1 Об авторе 2 «Родная деревня» Основная тема стихотворения 3 Н.Рубцов Вологодский поэт. Годы жизни: 1936-1971. Человек и природа – основная тема творчества Мысли и чувства автора 4 Главная мысль (идея) 5 Художественные средства, использованные автором Отношение к тому месту, где ты родился и вырос Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека. Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен

Анализ стихотворения

1

Об авторе

2

«Родная деревня»

Основная тема стихотворения

3

Н.Рубцов

Вологодский поэт. Годы жизни: 1936-1971.

Человек и природа – основная тема творчества

Мысли и чувства автора

4

Главная мысль (идея)

5

Художественные средства, использованные автором

Отношение к тому месту, где ты родился и вырос

Любовь к деревне, несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.

Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам

Инверсия, эпитет (пылкий мальчик), прямая речь, нейтральная и разговорная лексика. Язык стихотворения прост и ясен

Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции.    … Но один есть в мире запах,  И одна есть в мире нега:  Это русский зимний полдень,  Это русский запах снега.
  • Аминад Петрович Шполянский, с 1920 года находился в эмиграции.
  • Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега.

№ Анализ стихотворения 1 «Города и годы» Об авторе 2 Дон-Аминаго Основная тема стихотворения 3 Мысли и чувства автора 4 Главная мысль (идея) 5 Художественные средства, использованные автором Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами. Ничто не сравнится с Родиной: «…одна есть в мире нега: Это русский зимний полдень, Это русский запах снега» Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»; Метафора: «толпятся тени У последнего порога»

Анализ стихотворения

1

«Города и годы»

Об авторе

2

Дон-Аминаго

Основная тема стихотворения

3

Мысли и чувства автора

4

Главная мысль (идея)

5

Художественные средства, использованные автором

Сравнение родины с многими городами Европы, где побывал автор

Описывает особенности известных городов и свое к ним отношение через запахи: Лондон пахнет ромом, Неаполь – тухлой рыбой, Гамбург – снедью, едой; Севилья – лошадями и растениями, Париж – цветами.

Ничто не сравнится с Родиной:

«…одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега»

Эпитеты: ослепительный Неаполь, «прекрасной чайной розой, несравнимой, несравненной»;

Метафора: «толпятся тени У последнего порога»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!