Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Художественное мышление в авангарде науки"»
Художественное мышление в авангарде науки
Урок
- Человек с неразвитым образным мышлением никогда не может воскликнуть: «Эврика!»
А. Эйнштейн
И.С. БАХ
Токката и фуга
( ре минор)
- Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования.
Ермакова дарья
- Звуки органа взывают и зримые, и умозрительные поэтические картины. Низвергаются лавины, ведут спор небожители, борется добро со злом, парит возвышенное, страстями полнится земное, поют хоры, ведет исповедь сердце. Проявляется сама жизнь в ее вечном движении.
Петров Вячеслав
- На первых нотах возникает волнующее чувство тревоги, может, даже страха. Постепенно возрождающееся чувство ужаса, интриги заставляет сердце биться быстрее, а в голове возникают мрачные замки, ночь, фантастические существа.
- Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка космоса, музыка других миров? Вот как услышал её ещё в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз, написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал "Космический пейзаж" ("Вопрос, оставшийся без ответа").
ЧАРЛЬЗ АЙВЗ
Самый удивительный композитор XXвека
(1874-1954)
Вопрос, Оставшийся без ответа
- Струнные инструменты изображают неизведанные дали, звезды, планеты, духовые инструменты передают образ людей-космонавтов, а так же неизвестных нам жителей других планет, между ними происходит взаимодействие, но научатся ли земляне общаться? «Вопрос, оставшийся без ответа». Так и назвал Ч. Айвз последний вариант своей космической пьесы .Вопрос понимания мира, в котором мы живем.
- Для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат . Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.
- Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896—1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки .
Терменвокс
Терменвокс предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.
С.Рахманинов «Вокализ»
Эдуард Артемьев
- Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Е.А. Мурзиным - создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина. В 1960 году, когда АНС, установленный в музее А.Н. Скрябина, привлек к себе целую группу молодых композиторов, в отечественной музыке родилось новое направление - направление электронной музыки . Став учеником Е.А. Мурзина в электоронике, он единственный связал с ней свою судьбу.
- В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты. Поначалу звукошумовыми напластованиями, электронными эффектами, подчеркнуто «неземным» звучанием озвучивались в основном научно-популярные фильмы «космической» тематики. Э.Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975) и «Сталкер» (1980) - причем в «Солярисе» как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки .
Солярис
Драма, снятая по мотивам одноименного романа польского писателя-фантаста Станислава Лема об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. Смысл прост до невозможности - человечество еще не доросло до колонизации экзопланет.
Авторами было использовано переложение фа-минорной хоральной прелюдии И.С. Баха ( «Я взываю к тебе, Господи!» ), сделанное Э. Артемьевым. Это произведение известно под названием «Слушая Баха (Земля)».
И.С. БАХ
хоральная Прелюдия
(фа минор)
- Органные хоральные прелюдии И.С. Баха - образцы философской лирики композитора, размышления о человеке, его радостях и печалях.
- Органист обычно исполняет прелюдию на тему, содержательно связанную с последующим за ней хоралом. Прелюдия Фа минор предшествует хоралу «Я взываю к тебе, Господи». Хорал - церковное богослужение протестантов, исполняемое всем приходом. Мелодия хорала определяет весь облик произведения. Песенность, ровное движение басов придает музыке строгость, собранность, что рождает состояние глубокой сосредоточенности и возвышенной печали.
И.С. БАХ «Я взываю к тебе, Господи!».
СОЛЯРИС
Вопросы:
- Что хотели сказать авторы фильма (режиссер и композитор), включив в него музыку И.С. Баха?
- Почему Артемьев в своей обработке хоральной прелюдии имитирует хоровые голоса?
Художественное мышление в авангарде науки
- 1. Является ли главной целью для искусства предсказание будущего? А) да Б) нет
- 2. Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата? А) Оноре де Бальзак Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн
- 3. Кто из великих писателей в своих произведениях предсказал полеты на Луну? А) Оноре де Бальзак Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн
- 4. Как называется произведение А.Толстого, в котором он предсказал появление лазера?
А) «20 тысяч лье под водой»
Б) «Гиперболоид инженера Гарина»
В) «Человеческая комедия»
- 5. Как называется электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны? А) терменвокс
Б) тервомокс В) темернокс
Домашнее задание:
- Художественно-творческое задание
Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.
Ответы: