СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку изо и к урокам по допорнительному образованию "Хохломская роспись".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию "Хохломская роспись" можно применять на уроках изо, и на кружковой работе. Раработка подходит для детей с 4-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изо и к урокам по допорнительному образованию "Хохломская роспись".»

Хохломская роспись Презентацию выполнила Учитель технологии Русанова О.П.

Хохломская роспись

Презентацию выполнила

Учитель технологии

Русанова О.П.

Хохломская роспись Хохломская роспись имеет славную историю, которая своими корнями уходит в XVII век. Предполагается, что это искусство зародилось в округах Нижнего Новгорода, в деревнях, разместившихся на левом берегу реки Волги. Мастера расписывали деревянную посуду и мебель золотистыми и красными узорами, изредка вплетая в них зеленые завитки. Для контраста фон выбирали черный. Изделия покрывали специальным раствором, потом несколько раз обрабатывали в горячей печи. Они получали необыкновенный медно-золотистый цвет. Такая посуда выглядела по-королевски богато, казалась объемной.

Хохломская роспись

  • Хохломская роспись имеет славную историю, которая своими корнями уходит в XVII век. Предполагается, что это искусство зародилось в округах Нижнего Новгорода, в деревнях, разместившихся на левом берегу реки Волги. Мастера расписывали деревянную посуду и мебель золотистыми и красными узорами, изредка вплетая в них зеленые завитки. Для контраста фон выбирали черный. Изделия покрывали специальным раствором, потом несколько раз обрабатывали в горячей печи. Они получали необыкновенный медно-золотистый цвет. Такая посуда выглядела по-королевски богато, казалась объемной.
Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое. Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник».

Наивысшего расцвета хохломской промысел достиг в XVIII веке. В это время складывается два типа письма: верховое и фоновое.

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. При «верховом» письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на фон изделия. Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник».

«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.

«Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы.

К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.

К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи — «пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а в середине - солнце. Росписи пряниками более просты и условны, чем травные, когда приглядишься к ним, то кажется, что Солнце, с завитыми по кругу лучиками находится в постоянном движении.

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина».Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц.

Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым. В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: - роспись «под фон» и роспись «кудрина».Роспись «под фон», как уже отмечалось, начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц, или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» - ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц.

Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.

Разновидностью «фоновой» росписи является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов.

Работы современных мастеров

Работы современных мастеров

Сувенирный набор

Сувенирный набор

Карта

Карта

Шкатулка

Шкатулка

Салфетница

Салфетница

Матрёшки

Матрёшки

Кружка

Кружка

Клавиатура

Клавиатура

Ваза

Ваза

Часы

Часы

И многие другие изделия

И многие другие изделия

Спасибо за внимание  !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!