СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ИЗО «Древние образы в народном искусстве»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класса по программе Б.М. Неменского. Приобщение к культуре русского народа. Показать учащимся роль символики славянских узоров. Вовлечь каждого участника в активный познавательный, творческий процесс. Творческое задание: создать свой образ древа жизни. Моя попытка создать презентацию, опираясь на новые образовательные стандарты.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО «Древние образы в народном искусстве»»

Древние образы в народном искусстве

Древние образы

в народном искусстве

Вы живете в окружении самых разных предметов, встречаетесь с ними дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Как можно назвать красивые вещи, которые нас окружают (одним словом или группой слов)?
  • Вы живете в окружении самых разных предметов, встречаетесь с ними дома, и на улице.
  • Среди этого многообразия есть такие предметы, которых удостоил особого внимания художник: они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы.
  • Как можно назвать красивые вещи, которые нас окружают (одним словом или группой слов)?
 Рассмотрите варианты названий, какое из них наиболее подходит для определения? Красивые поделки Прикладное искусство Украшательство Красотища Декор Украшение Красивый вид  Обратимся к словарю. Прочитаем некоторые определения.

Рассмотрите варианты названий, какое из них наиболее подходит для определения?

  • Красивые поделки
  • Прикладное искусство
  • Украшательство
  • Красотища
  • Декор
  • Украшение
  • Красивый вид

Обратимся к словарю. Прочитаем некоторые определения.

Красивый - доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Прикладной - имеющий практическое значение, применяемый на практике. Украшение - предмет , украшающий собой кого-нибудь или что-нибудь. Если на уроке есть возможность свободного доступа в интернет, можно найти определения самостоятельно.
  • Красивый - доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный.
  • Прикладной - имеющий практическое значение, применяемый на практике.
  • Украшение - предмет , украшающий собой кого-нибудь или что-нибудь.

Если на уроке есть возможность свободного доступа в интернет, можно найти определения самостоятельно.

Слово «декор» и означает «украшать, придавать красивый вид». Создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной.  Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.   Если на уроке есть возможность свободного доступа в интернет, можно найти определения самостоятельно.
  • Слово «декор» и означает «украшать, придавать красивый вид».
  • Создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной.
  • Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки , чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.

Если на уроке есть возможность свободного доступа в интернет, можно найти определения самостоятельно.

Какие виды декоративного искусства вы знаете? Каждый раз, встречаясь с разными произведениями декоративно-прикладного искусства, вы будете осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной.
  • Какие виды декоративного искусства вы знаете?

Каждый раз, встречаясь с разными произведениями декоративно-прикладного искусства, вы будете осваивать их образный язык, открывать для себя смысл, который несут декоративные элементы и благодаря которым вещь становится художественной.

Птицы и облака в небе, трава и колосья хлеба… как их изобразить просто и выразительно? Подобные элементы условны, т.е. изображаются упрощенно с сохранением отличительных особенностей. Назовите их. Как рисовали воду, солнце, траву, животных Древние славяне? Как бы вы нарисовали эти образы? Нарисуйте в альбоме небольшие рисунки: птиц, облака, траву, колосья. Задача: нарисовать просто и выразительно. Время на работу ограничено (3-4 минуты). Посмотрите внимательно на эти рисунки и сравнит со своими работами. Обратите внимание, что летящие птицы, плывущие облака, растущая трава и колосья хлеба нарисованы многократным повтором одного элемента. Этот элемент может оставаться неизменным (трава, колосья), а может немного меняться по размеру и тону (птицы, облака).
  • Птицы и облака в небе, трава и колосья хлеба… как их изобразить просто и выразительно?
  • Подобные элементы условны, т.е. изображаются упрощенно с сохранением отличительных особенностей. Назовите их.
  • Как рисовали воду, солнце, траву, животных Древние славяне?

Как бы вы нарисовали эти образы? Нарисуйте в альбоме небольшие рисунки: птиц, облака, траву, колосья. Задача: нарисовать просто и выразительно. Время на работу ограничено (3-4 минуты).

Посмотрите внимательно на эти рисунки и сравнит со своими работами. Обратите внимание, что летящие птицы, плывущие облака, растущая трава и колосья хлеба нарисованы многократным повтором одного элемента. Этот элемент может оставаться неизменным (трава, колосья), а может немного меняться по размеру и тону (птицы, облака).

 Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.  Где можно встретить в наши дни символику Древних Славян?  Давайте для начала определимся для чего он это делал? Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Где можно встретить в наши дни символику Древних Славян?

Давайте для начала определимся для чего он это делал?

Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Чему посвящены эти рисунки? Символы солнца

Чему посвящены эти рисунки?

Символы солнца

Чему посвящены эти рисунки? Символы земли.  В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Чему посвящены эти рисунки?

Символы земли. В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Чему посвящены эти рисунки?  Символы воды. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.

Чему посвящены эти рисунки?

Символы воды. В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.

Кого славяне могли называть Макошь? Древняя богиня. Женская фигура ( берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля , Макошь , что означает “мать хорошего урожая”.

Кого славяне могли называть Макошь?

Древняя богиня. Женская фигура ( берегиня ) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля , Макошь , что означает “мать хорошего урожая”.

Знакомы ли вам названия промыслов? Образ коня. Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Знакомы ли вам названия промыслов?

Образ коня. Конь один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Знакомы ли вам названия промыслов? Птицы. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную.

Знакомы ли вам названия промыслов?

Птицы. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную.

Как бы вы назвали эти рисунки? Древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Как бы вы назвали эти рисунки?

Древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Приходилось ли вам видеть подобные деревья? Кто знает, для чего на них привязывают ленточки? Знаете ли вы сказки о волшебных- священных деревьях?

Приходилось ли вам видеть подобные деревья? Кто знает, для чего на них привязывают ленточки? Знаете ли вы сказки о волшебных- священных деревьях?

Кто помнит строки этого стихотворения? Кто автор?

Кто помнит строки этого стихотворения? Кто автор?

А знаете ли вы что подобное дерево росло и селе Михайловское, где часто бывал А.С. Пушкин…Уж не этот ли дуб вдохновил поэта на написание его произведения?

А знаете ли вы что подобное дерево росло и селе Михайловское, где часто бывал А.С. Пушкин…Уж не этот ли дуб вдохновил поэта на написание его произведения?

 Деревья, как и люди, не бессмертны,  Но дубу Бог продлил по жизни срок,   Среди собратьев в детстве незаметный –   В нем  та же стать, плоды и тот же сок.   Он рос, как все, шумя в ночи ветвями,   Менялся осенью изношенный наряд,   Под сень дубов мы, приходя с друзьями,   Страницы Пушкина листаем наугад.   В знакомом парке дерево любимо,  Дуб чем-то Александра поразил.  Быть может, тем, что был, как он, ранимым  Михайловского парка старожил… Пушкинский дуб в Михайловском Алексей Палий

Деревья, как и люди, не бессмертны, Но дубу Бог продлил по жизни срок,  Среди собратьев в детстве незаметный –  В нем  та же стать, плоды и тот же сок. Он рос, как все, шумя в ночи ветвями,  Менялся осенью изношенный наряд,  Под сень дубов мы, приходя с друзьями,  Страницы Пушкина листаем наугад. В знакомом парке дерево любимо, Дуб чем-то Александра поразил. Быть может, тем, что был, как он, ранимым Михайловского парка старожил…

Пушкинский дуб в Михайловском

Алексей Палий

Физкультминутка Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)  Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)  Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)  К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг!

(Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни

правой рукой, потом наоборот —

правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Создайте свой образ древа жизни: Выбрать образ дерева: реалистическое изображение, декоративное, дизайнерское решение, сказочный образ… Выбрать базовую геометрическую форму: круг, овал, треугольник… Выбрать тональное решение: светлое на темном фоне или темное на светлом фоне; использование контрастных цветов или черно-белое решение. Определить графику коры и кроны…
  • Создайте свой образ древа жизни:
  • Выбрать образ дерева: реалистическое изображение, декоративное, дизайнерское решение, сказочный образ…
  • Выбрать базовую геометрическую форму: круг, овал, треугольник…
  • Выбрать тональное решение: светлое на темном фоне или темное на светлом фоне; использование контрастных цветов или черно-белое решение.
  • Определить графику коры и кроны…
Закончите предложения Сегодня на уроке я… Больше всего мне понравилось… Самым интересным сегодня на уроке было… Самым сложным для меня сегодня было… Сегодня на уроке я почувствовал… Сегодня я понял… Сегодня я научился… Сегодня я задумался…. Сегодняшний урок показал мне… Я хочу узнать больше о …

Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …
Домашнее задание: Найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке.

Домашнее задание:

  • Найти иллюстрации с древними образами в росписи, резьбе, народной игрушке, вышивке.
Список использованной литературы Ашикова С.Г. Очевидное – невероятное: Альбом художественных задач по изобразительному искусству для 3 класса – Самара: Федоров: Учебная литература, 2013. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – Москва: Просвещение, 2000. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - Москва: ВАКО, 2005.

Список использованной литературы

  • Ашикова С.Г. Очевидное – невероятное: Альбом художественных задач по изобразительному искусству для 3 класса – Самара: Федоров: Учебная литература, 2013.
  • Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – Москва: Просвещение, 2000.
  • Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - Москва: ВАКО, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!