СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку ИЗО 8 класс "Сценография и театрально-декорационное искусство"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена для учащихся 8 класса, при изучении темы "Театральное искусство".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку ИЗО 8 класс "Сценография и театрально-декорационное искусство"»

Сценография и театрально-декорационное искусство  Учитель:  Кайгородова Наталья Евгеньевна

Сценография

и

театрально-декорационное

искусство

Учитель:

Кайгородова Наталья Евгеньевна

Цели урока:   1.Понять, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля;  2. познакомить учащихся с видами сценического оформления;  3. совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности;  4. определить роль  художника  театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя;  5. развивать навыки пространственной композиции;  6. развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Цели урока:

  1.Понять, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; 2. познакомить учащихся с видами сценического оформления; 3. совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; 4. определить роль  художника  театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; 5. развивать навыки пространственной композиции; 6. развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства.

Сценография  – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Сценография  – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Прежде чем оформлять реальное пространство сцены, художник театра делает макет декорации, предельно точно изображая в компактном масштабе все детали будущего решения сцены.

Прежде чем оформлять реальное пространство сцены, художник театра делает макет декорации, предельно точно изображая в компактном масштабе все детали будущего решения сцены.

Художник формирует

Художник формирует "стиль спектакля", то есть задумывает строгое, либо пышное, торжественное, либо веселое оформление.

Декорации должны соответствовать времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев.

Декорации должны соответствовать времени и месту действия, жанру спектакля, характеру его героев.

Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Столярно-сварочный цех

Столярно-сварочный цех

Пошивочно-костюмерный цех  

Пошивочно-костюмерный цех

 

Бутафорский цех

Бутафорский цех

Световой цех

Световой цех

Гримёрный цех

Гримёрный цех

Монтировочный цех

Монтировочный цех

Словарь Партер  — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены. Амфитеа́тр  – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений. Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами. Ложа  — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Словарь

  • Партер  — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.
  • Амфитеа́тр  – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.
  • Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами.
  • Ложа  — в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.
Как устроена сцена?   Театральная сцена  – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием. Театральный занавес  - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.  Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес). Оркестровая яма  — специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером. Авансцена  – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал. Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода. Задник   -  живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

Как устроена сцена?

  • Театральная сцена  – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.
  • Театральный занавес  - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. 
  • Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).
  • Оркестровая яма  — специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.
  • Авансцена  – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.
  • Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.
  • Задник   живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.
Что такое декорация? Декорация  – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия. Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Что такое декорация?

Декорация  – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве. Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев

Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.

Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев

Одна из главных заповедей театрального художника - это

Одна из главных заповедей театрального художника - это "работа для актера". Художественное решение спектакля должно помогать артистам строить пластику роли, находить наиболее выгодные в том или ином моменте действия участки сцены, декораций. Художник театра должен быть и портным, во всяком случае, знать, как делается раскрой платья или костюма. Плохо, неумело сделанные костюмы будут только мешать, сковывать актеров, а это не может не отразиться на их игре.

Красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления привлекала лучших живописцев к работе над созданием декораций. - Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления привлекала лучших живописцев к работе над созданием декораций.

- Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

А. Головин. Кащеево царство.  Эскиз декорации к опере  И. Стравинского  «Жар-птица» Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает? С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается?  -  Какая музыка может звучать на этом фоне? 

А. Головин. Кащеево царство.  Эскиз декорации к опере  И. Стравинского «Жар-птица»

  • Что вы видите на этой декорации?
  • Какие чувства она у вас вызывает?
  • С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается? 
  • -  Какая музыка может звучать на этом фоне? 
Н. Рерих. Декорация к балету   И. Стравинского «Весна священная».

Н. Рерих. Декорация к балету  И. Стравинского «Весна священная».

Бенуа.  Эскиз декорации к балету   И. Стравинского «Петрушка».   Мы видим, что действие балета происходит во время  Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.

Бенуа.  Эскиз декорации к балету  И. Стравинского «Петрушка».

Мы видим, что действие балета происходит во время  Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.

Н. Гончарова.  Эскиз декорации к опере   Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Н. Гончарова.  Эскиз декорации к опере  Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».   Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Художник изображает какое-то таинство:  вот-вот что-то должно произойти. Декорация  показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация  показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу?   - Изучает произведение, сценарий. - Подбирает материал по теме.

Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу?

- Изучает произведение, сценарий.

- Подбирает материал по теме.

Задание на урок Выполнить эскиз декорации к прослушанному произведению

Задание на урок

Выполнить эскиз декорации к прослушанному произведению

Задача создания сценического пространства - одна из самых ответственных и сложных в работе театрального художника. Вспомним, с чего начинается любой из спектаклей. Дан третий звонок, медленно гаснут люстры, занавес плавно раскрывается, и на сцене мы видим...

Задача создания сценического пространства - одна из самых ответственных и сложных в работе театрального художника. Вспомним, с чего начинается любой из спектаклей. Дан третий звонок, медленно гаснут люстры, занавес плавно раскрывается, и на сцене мы видим...

Желаю вам удачи и творческих успехов!

Желаю вам удачи и творческих успехов!

Интернет-ресурсы http://k36.kn3.net/taringa/6/5/2/1/3/1/4/b2kcarolina/012.jpg?1231  http://img11.nnm.me/3/3/5/4/9/ad7eff7cc6b71fc45b78ba2a9bb.jpg  http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c982_d29b58b9_M.png  http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c985_9e8be42e_M.png

Интернет-ресурсы

http://k36.kn3.net/taringa/6/5/2/1/3/1/4/b2kcarolina/012.jpg?1231

http://img11.nnm.me/3/3/5/4/9/ad7eff7cc6b71fc45b78ba2a9bb.jpg

http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c982_d29b58b9_M.png

http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c985_9e8be42e_M.png


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!