СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку- исследованию по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель урока:

  -презентация  групповой работы в форме исследовательского мини-проекта с включением литературно- краеведческого материала.

Задачи урока: - презентовать результаты  по теме проекта;

-формировать навыки анализа текста;

 -совершенствовать навыки исследовательской деятельности;

 - формировать нравственные ориентиры личности.

 Методы: анализ текста , анализ дополнительных  источников информации.   Гипотеза : если не будет на земле людей-праведников, то общество потеряет свои нравственные ориентиры.   Объект : нравственные проблемы в произведении.Предмет: проблема взаимоотношения людей и предназначения человеческой жизни.   

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку- исследованию по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор".»

Тема: « Не стоит село без праведника »   Цель исследования : доказать, что люди – праведники являются нравственным ориентиром в любое время. Выполнила: Гусева В.А.

Тема: « Не стоит село без праведника »

Цель исследования : доказать, что люди – праведники являются нравственным ориентиром в любое время.

Выполнила: Гусева В.А.

 Задачи:  - провести исследовательскую работу по тексту рассказа;  - изучить дополнительные источники информации; (критические статьи, газетные публикации, интернет-ресурсы)  -доказать актуальность нравственных проблем произведения.    Методы: анализ текста , анализ дополнительных источников информации   Гипотеза : если не будет на земле людей-праведников, то общество потеряет свои нравственные ориентиры.   Объект : нравственные проблемы в произведении.    Предмет: проблема предназначения человеческой жизни и проблема взаимоотношения людей.

Задачи: - провести исследовательскую работу по тексту рассказа; - изучить дополнительные источники информации; (критические статьи, газетные публикации, интернет-ресурсы) -доказать актуальность нравственных проблем произведения. Методы: анализ текста , анализ дополнительных источников информации Гипотеза : если не будет на земле людей-праведников, то общество потеряет свои нравственные ориентиры. Объект : нравственные проблемы в произведении. Предмет: проблема предназначения человеческой жизни и проблема взаимоотношения людей.

Матрёна-праведница Гипотеза :  если Матрёна- -праведница, то какие поступки делают её жизнь праведной ?

Матрёна-праведница

Гипотеза : если Матрёна- -праведница, то какие поступки делают её жизнь праведной ?

План 1.Кто такие праведники ? 2.Дом Матрёны - её мир. 3.История жизни Матрены – путь праведный. 4.Вера Матрёны В асильевны

План

1.Кто такие праведники ?

2.Дом Матрёны - её мир.

3.История жизни Матрены – путь праведный.

4.Вера Матрёны В асильевны

Праведник 1.Человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали. ( Словарь русского языка .С. И. Ожегов ) 3.Праведник - праведно живущий; во всём по закону Бо ж ию поступающий, безгрешник.  (Толковый словарь. В.И.Даль)

Праведник

1.Человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности, морали. ( Словарь русского языка .С. И. Ожегов )

3.Праведник - праведно живущий; во всём по закону Бо ж ию поступающий, безгрешник. (Толковый словарь. В.И.Даль)

Вывод: Матрёна Васильевна – праведница, ведь всю свою жизнь она посвятила людям, бескорыстно делала только доброе: воспитала Киру, помогала соседям и колхозу, ценила людей, а не их имущество. Жила по нравственным законам. Гипотеза получила подтверждение.

Вывод:

Матрёна Васильевна – праведница, ведь всю свою жизнь она посвятила людям, бескорыстно делала только доброе: воспитала Киру, помогала соседям и колхозу, ценила людей, а не их имущество. Жила по нравственным законам. Гипотеза получила подтверждение.

«Нравственность едина во все века и для всех людей».   Д.С.Лихачёв

«Нравственность едина во все века и для всех людей». Д.С.Лихачёв

А.Н.Солженицын «Матренин двор»

А.Н.Солженицын

«Матренин двор»

Проблема взаимоотношения людей Гипотеза: если любовь к себе считать качеством положительным, то все поступки человека должны определяться только его личными интересами.

Проблема взаимоотношения людей

Гипотеза: если любовь к себе считать качеством положительным, то все поступки человека должны определяться только его личными интересами.

 Вопросы: 1.Образ Фаддея. 2.Родственники и их хищный характер. 3.«Посторонние» в рассказе.

Вопросы:

  • 1.Образ Фаддея.
  • 2.Родственники и их хищный характер.
  • 3.«Посторонние» в рассказе.
Выводы Люди, которые думают только о своих интересах, живут неправедно.Фаддею нужна земля, сестрам – дом, соседкам - большая пенсия, «мужнина родня» борется за дом, но никто не думает о Матрене. Добро для них- – имущество. Гипотеза не имеет подтверждения: поступки человека должны определяться не только личными интересами, но и заботой о благе другого человека.

Выводы

  • Люди, которые думают только о своих интересах, живут неправедно.Фаддею нужна земля, сестрам – дом, соседкам - большая пенсия, «мужнина родня» борется за дом, но никто не думает о Матрене. Добро для них- – имущество.
  • Гипотеза не имеет подтверждения: поступки человека должны определяться не только личными интересами, но и заботой о благе другого человека.
Афиша к рассказу «Матренин двор» « Ведь у него не Матрена, а вся русская деревня под паровоз попала».  А.Ахматова

Афиша к рассказу «Матренин двор»

« Ведь у него не Матрена,

а вся русская деревня

под паровоз попала».

А.Ахматова

 Спектакль «Это очень трудно, потому что там такая бездна всего, что можно сказать о человеке: о том как он живет, по каким законам и прочее…»  А.Михайлов

Спектакль

«Это очень трудно,

потому что там такая

бездна всего, что

можно сказать о

человеке: о том как

он живет, по каким

законам и прочее…»

А.Михайлов

 Спектакль «Эта история Матрены перерастает в историю России».  А.Михайлов

Спектакль

«Эта история Матрены

перерастает в историю

России».

А.Михайлов

 Спектакль «Сколько мы таких женщин Встречали! И прежде всего, это Сашина бабушка… Я играю в ее платье. Это все – живая реликвия.»  Е.Михайлова

Спектакль

«Сколько мы таких женщин

Встречали! И прежде всего,

это Сашина бабушка…

Я играю в ее платье.

Это все – живая реликвия.»

Е.Михайлова

 Семья  А. И. Солженицына «Матрена прощает. Она не играет, она живет на сцене. И зал захвачен».  Н.Д.Солженицына

Семья А. И. Солженицына

«Матрена прощает.

Она не играет, она

живет на сцене.

И зал захвачен».

Н.Д.Солженицына

« Жить не по лжи!»  А.Солженицын «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время».  Д.И.Фонвизин

« Жить не по лжи!»

А.Солженицын

«Имей сердце, имей

душу и будешь человек

во всякое время».

Д.И.Фонвизин

Проблема взаимоотношения близких по духу людей

Проблема

взаимоотношения

близких по духу людей

Вопросы 1.История Игнатича. 2.Игнатич и Матрёна. 3.Ценности Игнатича.

Вопросы

1.История Игнатича.

2.Игнатич и Матрёна.

3.Ценности Игнатича.

«Ах, если бы, пусть в конце жизни, хотя бы на год, внешность человека становилась бы отражением его души. Какой небесной, сияющей красотой были бы награждены те, которые чисты душой… Представляете, какой наглядный урок для начинающих жить?  Но увы…» («Новый путь» 30.09.08. «Путь славный, имя доброе» Т. Ясакова)

«Ах, если бы, пусть в конце жизни, хотя бы на год, внешность человека становилась бы отражением его души. Какой небесной, сияющей красотой были бы награждены те, которые чисты душой… Представляете, какой наглядный урок для начинающих жить?

Но увы…»

(«Новый путь» 30.09.08. «Путь славный, имя доброе» Т. Ясакова)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!