Урок
Путешествие
по стране «Электрика»
Подготовила: учитель физики
МБОУ «СШ №13 г.Евпатории»
Швайко Л.А.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об электрическом токе, законе Ома для участка цепи, видах соединений проводников, работе и мощности тока. Развивать мышление, находчивость, смекалку, эрудицию, умение наблюдать и экспериментировать.
«Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».
А. Эйнштейн
Город знатоков
Каждой туристической группе поочерёдно будут задаваться вопросы, а жюри будет оценивать правильность ваших ответов.
Правильный ответ на вопрос оценивается 1 баллом.
Вопросы
- Какая элементарная частица имеет наименьший заряд и чему он равен?
- Что такое электрический ток?
- Что представляет собой ток в металлах?
- Почему тепловое движение электронов в проводнике не может быть названо электрическим током?
- Всегда ли электрический ток представляет собой упорядоченное движение электронов, а не каких-либо других частиц?
- Скорость направленного движения электронов в металлическом проводнике очень мала, составляет доли миллиметра в секунду. Почему же лампа начинает светиться практически одновременно с замыканием цепи?
- Что принимают за направление электрического тока?
- Имеет ли значение для теплового действия тока его направление?
- Что называется силой тока?
- Какое явление положено в основу установления единицы силы тока – ампера? Что принимают за единицу силы тока?
- В каких единицах измеряется электрический заряд?
- Что такое электрическое напряжение?
- Что принимают за единицу напряжения? Какие дольные и кратные единицы напряжения вы знаете?
- Что называется электрическим сопротивлением?
- Что принимают за единицу сопротивления проводника? Какие единицы сопротивления ещё используют?
- В чём причина сопротивления?
- Как формулируется закон Ома?
- Как выразить напряжение на участке цепи, зная силу тока в нём и его сопротивление?
- По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника?
- Как формулируется закон Джоуля-Ленца? Почему он носит такое название?
Остров сокровищ
На поиски сокровищ даётся 2-3 минуты. Вы должны записать все физические величины, которые есть в разделе электрических явлений и единицы их измерения.
Кто быстрее справиться с заданием, тот получит 2 балла для себя и заработает 2 балла для команды.
[I] = 1 A;
[U] = 1 B;
[R] = 1 Ом;
[ρ] = 1 Ом • м;
[ℓ] = 1 м;
[S] = 1 м 2 ;
[q] = 1 Кл;
[t] = 1 c;
[A] = 1 Дж;
[P] = 1 Вт;
[Q] = 1 Дж;
Город эрудитов
По трём подсказкам необходимо определить известного учёного-физика.
За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Немецкий физик (16.03.1787 – 07.07.1854). Основные научные исследования относятся к электричеству.
2. Ввёл понятие сопротивления как важной характеристики электрической цепи.
Георг Симон
Ом
3. Экспериментально установил в 1826 г. основной закон электрической цепи связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление.
1. Французский физик (22.01.1775 – 10.06.1836). Основные научные работы посвящены электродинамике.
2. Автор теории магнетизма (1820 г.)
Андре Мари
Ампер
3. Открыл в 1820 г. взаимодействие электрических токов и установил закон этого взаимодействия.
1. Английский физик (24.12.1818 – 11.10.1880). Один из первооткрывателей закона сохранения энергии.
2. Научные работы посвящены электромагнетизму и теплоте.
Джеймс Прескотт
Джоуль
3. Установил в 1841 г. Зависимость количества тепла, выделяемого в проводнике при прохождении через него электрического тока, от величины тока и сопротивления проводника.
1. Итальянский физик и физиолог (18.02.1745 – 05.03.1827).
2. Изобретатель источника постоянного электрического тока.
Алессандро
Вольта
3. Сконструировал в 1799 г. первый источник длительного гальванического (электрического) тока.
Город колдунов
Задания получает каждый турист и вся группа в целом.
На первые парты выходят по четыре человека от каждой группы.
Экспериментальное задание записано на листах, лежащих на столах:
- Собрать электрическую цепь.
- Выполнить необходимые измерения.
- Используя известные формулы выполнить необходимые вычисления.
Остальные туристы выполняют задания по карточкам.
Максимальная оценка за каждый вид работы 3 балла.
Взаимопроверка
Правильные ответы:
Вариант №1
Вариант №2
- 0,5 А.
- 0,25 В.
- 1,5 А.
- 1,5 В.
- 1 Ом.
- 2,25 Вт.
- 0,2 А.
- 0,5 В.
- 0,2 А.
- 3 В.
- 15 Ом.
- 36 Дж.
Город техников
Здесь туристы откроют чёрный ящик в котором лежат физические приборы.
Вам необходимо определить название прибора, указать его назначение и устройство.
За каждый правильный ответ 2 балла.
Город неразгаданных тайн
1
2
3
1
2
4
3
5
4
5
Вариант №1
По вертикали:
1. Физическая величина единицы измерения которой названы в честь итальянского физика Вольта.
По горизонтали:
2. Французский физик, который в 1820 г. Открыл взаимодействие электрических токов.
3. Прибор, для изменения силы тока.
4. Частица с самым малым зарядом.
5. Частица, входящая в состав ядра.
Н
1
Р
П
Е
А
М
2
П
А
Т
Т
Р
Е
С
О
3
Я
Ж
Н
Т
О
К
Э
Е
Р
Л
4
Н
О
Р
Т
Е
Н
Й
5
И
Е
Вариант №2
По вертикали:
1. Вещество, непроводящее электричество.
По горизонтали:
2. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов.
3. Прибор, служащий для обнаружения заряда.
4. Французский учёный, первым изучавший силу взаимодействия заряженных тел и давший понятие о количестве электричества.
5. Частица, входящая в состав ядра.
Д
1
Н
О
И
2
Р
О
Е
К
С
Л
П
О
К
Э
Т
3
Л
Е
Н
Л
О
К
У
4
Т
Т
О
Н
П
Р
О
5
И
К
Дополнительное задание
Определить удельное сопротивление сплава, если напряжение на концах проволоки сечением 0,5 мм 2 и длиной 400 см, сделанной из него, равно 9,6 В, а сила тока в ней 2 А.
Дополнительное задание
Амперметр показывает силу тока 1,5 А. Сопротивления резисторов R 1 = 3 Ом, R 2 = 6 Ом. Определить показания вольтметра, силу тока в каждом резисторе.
R 1
V
A
R 2
Подведение итогов урока
Рефлексия
3. Этот урок надо ещё переосмыслить…
1. Урок как и жизнь - прекрасен!
2. Это не моё…
Спасибо за урок!