Философские итоги романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цель: проанализировать философские итоги романа; способствовать переносу теоретических знаний в практическую жизнь учащихся.
Задачи: Личностная: активное применение полученных знаний для решения личностно значимых проблем; формирование компетентности личностного самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; формирование целостного представления о мире.
Метапредметная: обучение переносу теоретических знаний в практическую деятельность учащихся; подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно значимые проблемы; формирование УУД с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.
Предметная: формирование собственного отношения к произведению литературы; собственная интерпретация изученного произведения; постижение непреходящих жизненных ценностей и их современного звучания.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Ресурсы урока: трейлер к к/ф «Отцы и дети»2008 г., презентация, макет Древа Жизни, символические «плоды» жизни Евгения Базарова
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.
|
Оргмомент
|
Проверяет готовность к уроку
|
Демонстрируют готовность к уроку
|
2.
|
Погружение в ситуацию, создание эмоционального настроя
|
|
Просмотр трейлера к к/ф «Отцы и дети»2008 г.
Подготовленное чтение наизусть стихотворения
Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»
|
3.
|
Слово учителя. Постановка проблемного вопроса
|
Роман прочитан… Закрыта последняя страница. Но мысли… Мысли не покидают нас. Мы снова и снова прокручиваем в памяти сцены: Одинцова и Базаров, Фенечка и Павел Петрович…
Каким общим словом можно назвать наши размышления о законах развития природы и общества?
|
Формулируют тему урока, выделяют ключевое слово «итоги»
|
4.
|
Формулирование учащимися целей урока
|
В чем ценность литературы? Что она дает каждому из вас?
Что роман «Отцы и дети» дал лично мне?
-помощь в решении личных проблем
- способствует самосовершенствованию
-способствует формированию знаний о мире
|
Формулируют цели урока
|
5.
|
Моделирование
|
На доске (и на проекторе) модель Мирового Древа.
Существует в разных традициях и культурах. Это и модель Космоса, и модель человека, и Метафора.
Иногда о человеческой жизни говорят, что она была бесплодной. Давайте поговорим об итогах жизни главного героя романа – Евгения Базарова, ведь довольно часто размышления над жизнью литературного героя – повод задуматься о собственной.
|
Выступление подготовленных групп, предполагающее изображение метафоры по теме:
- Родители Базарова
- Мировоззрение
- Деятельность
- Дружба
- Любовь
(по ходу выступлений изображения оказываются на доске как «плоды» жизни человека)
Класс: создают кластер, выписывают из презентации понравившиеся афоризмы, комментируют их.
|
6.
|
Рефлексия
|
Ранжируйте составляющие человеческой жизни (родители, мировоззрение, деятельность, дружба, любовь) по степени значимости для себя.
А с философской точки зрения, что является причиной, как жизненных взлетов, так и неудач? Что первично?
|
Записывают в тетради.
Защищают собственную точку зрения
|
7.
|
Обращение к личному жизненному опыту
|
То, что записано в первую очередь, говорят психологи, и является Вашей личной ПРОБЛЕМОЙ.
Однако есть одна поучительная жизненная история. Отец вашего одноклассника в разговоре с сыном сказал фразу, которая стала для того руководством к действию: «У тебя есть проблемы? А ты представь, что это не проблемы, а жизненные задачи!»
Итак, у нас нет проблем – есть жизненные задачи!
Сформулируйте свою жизненную задачу в виде сенкана.
|
Создают сенкан
|
8.
|
Подведение итогов урока
|
Коррекция
|
Делают вывод о достижении цели урока
|
9.
|
Написать домашнее сочинение о себе и своих проблемах, опираясь на текст романа
И.С. Тургенева «Отцы и дети»
|
Тему можно сформулировать самостоятельно.
Примерные темы::
«Какую роль в жизни каждого из нас играют родители?»
«Главные ценности человеческой жизни»
«Как распознать настоящую любовь?»
|
Получают в помощь вспомогательную схему - каркас сочинения (см. Приложение к уроку)
|
Приложение Как написать сочинение?
ТЕМА_________________________________________НА КАКОЙ ВОПРОС НУЖНО ОТВЕТИТЬ В СОЧИНЕНИИ?________________________________________
1.Вступление. ДАЙТЕ ТОЛКОВАНИЕ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА /// НАЧНИТЕ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ОТВЛЕЧЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,СВЯЗАННЫХ С ТЕМОЙ ///ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС(НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ), НА КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ///ПРИВЕДИТЕ ЦИТАТУ, НАД КОТОРОЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ\\\РАССАЖИТЕ О ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ.
2. Главная часть
Мысль, которую хочу доказать (тезис)
|
С помощью каких примеров я могу это сделать? (аргумент)
|
1
|
ТАК, НАПРИМЕР, КОГДА…
|
2.
|
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО,
|
3.
|
ЛЮБОПЫТНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, КАК…
|
3. Заключение. Я РАЗДЕЛЯЮ МНЕНИЕ АВТОРА…, ОБОБЩАЯ СКАЗАННОЕ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД,… , ИТАК, ПОДВОДЯ ИТОГИ, ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКНЕМ…, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОЧЕТСЯ ЗАМЕТИТЬ…, ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕЛЬЗЯ ОДНОЗНАЧНО ОТВЕТИТЬ….НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖНО ОДНОЗНАЧНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО….,
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Философские итоги романа И. С. Тургенева "Отцы и дети"»
Философские итоги романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты.
Н. М. Карамзин
Отношение к детям — безошибочная мера духовного достоинства человека.
Янка Брыль
Родители
Деятельность
Мировоззрение
Иметь в жизни одного друга - уже много, двоих - очень много, троих - вряд ли возможно. Генри Брукс Адамс Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы. Друг мне тот, кому все могу говорить.
Виссарион Григорьевич Белинский
Дружба
- Любовь - это сильный фонарь, освещающий весь мир; без этого света наша планета была бы просто пустыней, а люди - пылью. Брэддон
Любовь
Ранжируйте по степени значимости свои жизненные приоритеты
Какая из проблем произведения близка именно вам? Попытайтесь сформулировать ее для себя как задачу в вид е сенкана 1существительное 3 прилагательных 5 глаголов предложение словосочетание- вывод
Рефлексия
Удалось ли мне на уроке лучше узнать самого себя?
Над какими проблемами( ЗАДАЧАМИ ) собственной жизни мне предстоит работа?
Напишите сочинение о себе, собственных жизненных приоритетах, опираясь на текст романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»
Домашнее задание
Благодарю за сотрудничество!
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны источник шаблона: учитель информатики Курбанова Ирина Борисовна, ГБОУ школа № 594, Санкт-Петербург, сайт: http://pedsovet.su/
Шрифт Romantica script: http://fonts.by/pages/podrobno.php?table=handwritten&id=352
При оформлении презентации использованы графические клипарты:
Бумага для фона: http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/9172/981986.3b/0_865d8_446e9b65_orig
Пистолет http://img-fotki.yandex.ru/get/5624/981986.b/0_80a18_a44fb704_orig
Книги: http://img-fotki.yandex.ru/get/9091/981986.38/0_85bfa_6f9832dc_orig
http://s48.radikal.ru/i122/0905/f3/834f21980129.png
Чернильница: http://www.rastut-goda.ru/photographic/school-framework/item/1301-school-photo-frame-i-and-my-class-.html
Подсвечник: http://i076.radikal.ru/1209/cc/de92e7d2453c.png
Свеча: http://i068.radikal.ru/1208/10/d8c83cf1db70.png
Роза: http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/r/roza/kras/roza302.png