СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку биологии 5 класс на тему "Экология лишайников".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии 5 класс на тему: "Экология лишайников".В данной работе представлена лабораторная работа к уроку технологии биологии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку биологии 5 класс на тему "Экология лишайников".»

На проектную деятельность (по рядам от окна) 1) Значение лишайников в природе. 2) Значение лишайников для человека. 3)Редкие и исчезающие виды лишайников Приморского края. 4) Интересные факты о лишайниках. 5) Листоватые лишайники(представители). 6) Накипные лишайники (представители).

На проектную деятельность (по рядам от окна)

1) Значение лишайников в природе.

2) Значение лишайников для человека.

3)Редкие и исчезающие виды лишайников Приморского края.

4) Интересные факты о лишайниках.

5) Листоватые лишайники(представители).

6) Накипные лишайники (представители).

Тема: «Экология лишайников».

Тема: «Экология лишайников».

Тест по теме «Лишайники»  Выберите ОДИН правильный ответ 1. Наука о лишайниках называется: А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология. 2. Лишайники – это: А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов 3.Слоевище лишайников состоит из: А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей

Тест по теме «Лишайники»

Выберите ОДИН правильный ответ

1. Наука о лишайниках называется:

А) Ботаника

Б) Альгология

В) Бриология

Г) Лихенология.

  • А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология.
  • А) Ботаника Б) Альгология В) Бриология Г) Лихенология.

2. Лишайники – это:

А) Растения

Б) Животные

В) Особая группа симбиотических организмов

  • А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов
  • А) Растения Б) Животные В) Особая группа симбиотических организмов

3.Слоевище лишайников состоит из:

А) Водорослей и бактерий

Б) Бактерий и грибов

В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей

  • А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
  • А) Водорослей и бактерий Б) Бактерий и грибов В) Нитей грибницы и одноклеточных зеленых водорослей
4. Лишайники могу селиться А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве  5. Что получает водоросль от гриба? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества. А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества.  6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе? А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух

4. Лишайники могу селиться

А) На любом неподвижном субстрате

Б) Только на почве

  • А) На любом неподвижном субстрате Б) Только на почве

5. Что получает водоросль от гриба?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

Г) Минеральные вещества.

  • А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух Г) Минеральные вещества.

6.Что получает гриб от водоросли в симбиозе?

А) Воду

Б) Органические вещества

В) Воздух

  • А) Воду Б) Органические вещества В) Воздух
7.Самостоятельно может существовать А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли  8.Как размножаются лишайники А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника. А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.  9.Каков прирост слоевища ягеля за год А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм. А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм. А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.

7.Самостоятельно может существовать

А) Водоросль, отделенная от гриба

Б) Гриб, отдельно от водоросли

  • А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли
  • А) Водоросль, отделенная от гриба Б) Гриб, отдельно от водоросли

8.Как размножаются лишайники

А) Нитями грибницы

Б) Семенами

В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.

  • А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.
  • А) Нитями грибницы Б) Семенами В) Кусочками слоевища и особыми группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри тела лишайника.

9.Каков прирост слоевища ягеля за год

А) 1-3 мм

Б) 5 мм.

В) 10 мм.

  • А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.
  • А) 1-3 мм Б) 5 мм. В) 10 мм.
В состав лишайников входит около 26000 видов грибов и около 26 родов фотосинтезирующих организмов. Самыми старыми лишайниками считаются антарктические лишайники, имеющие возраст около 10000 лет. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. Они гибнут при высоком содержании грязных примесей в атмосфере, особенно серы.
  • В состав лишайников входит около 26000 видов грибов и около 26 родов фотосинтезирующих организмов.
  • Самыми старыми лишайниками считаются антарктические лишайники, имеющие возраст около 10000 лет.
  • Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. Они гибнут при высоком содержании грязных примесей в атмосфере, особенно серы.

1) Эпифитные – растут на коре деревьев и кустарников 2) Эпилитные  – растущие на камнях

1) Эпифитныерастут на коре деревьев и кустарников

2) Эпилитныерастущие на камнях

3) Эпиксильные  – растущие на обнажённой древесине (стволах без коры, деревянных строениях и т.д.)  4) Эпигейные  – растущие на почве

3) Эпиксильныерастущие на обнажённой древесине (стволах без коры, деревянных строениях и т.д.)

4) Эпигейныерастущие на почве

5)Гидрофитные  – живущие в воде    Гидротирия  Дермакарпон водный

5)Гидрофитные

живущие в воде

Гидротирия

Дермакарпон водный

Тема: « Знакомство с внешним видом лишайников». Цель: Научиться различать экологические группы лишайников. Оборудование: лупы, линейки, коллекция лишайников.

Тема: « Знакомство с внешним видом лишайников».

Цель: Научиться различать экологические группы лишайников.

Оборудование: лупы, линейки, коллекция лишайников.

Название лишайника Размеры Форма слоевища Экологическая группа.

Название лишайника

Размеры

Форма слоевища

Экологическая группа.

Исландский лишайник ( цетрария исландская, исландский мох)  Название «мох» неточно, оно пришло из Скандинавских стран, откуда стало известно о его лечебных свойствах и где слова «мох» и «лишайник» обозначались одинаковыми словами — «мох», «мое», «мус», «моей». Высота до 10 см.

Исландский лишайник ( цетрария исландская, исландский мох)

Название «мох» неточно, оно пришло из Скандинавских стран, откуда стало известно о его лечебных свойствах и где слова «мох» и «лишайник» обозначались одинаковыми словами — «мох», «мое», «мус», «моей». Высота до 10 см.

Олений лишайник ( олений мох, ягель,  Кладония оленья )  Это самая крупная из кладоний, нередко достигающая в высоту 15 – 20 сантиметров

Олений лишайник ( олений мох, ягель, Кладония оленья )

Это самая крупная из кладоний, нередко достигающая в высоту 15 – 20 сантиметров

Пармелия Пармелия распространена в степной зоне России, растет на каменистых, песчаных местах, образует неправильные розетки на живых деревьях – на березе, осине, на стволах и ветвях сосен и елей.

Пармелия

Пармелия распространена в степной зоне России, растет на каменистых, песчаных местах, образует неправильные розетки на живых деревьях – на березе, осине, на стволах и ветвях сосен и елей.

Вислянка ( бородач, бородатый мох, уснея бородатая). почти всегда можно увидеть на старых елях, березах. Борода уснеи вырастает длинной до 1– 2 метров.

Вислянка ( бородач, бородатый мох, уснея бородатая).

почти всегда можно увидеть на старых елях, березах. Борода уснеи вырастает длинной до 1– 2 метров.

Лептогиум свинцовый   Встречается на коре деревьев, редко на мшистых сырых скалах по всей России.

Лептогиум свинцовый  

Встречается на коре деревьев, редко на мшистых сырых скалах по всей России.

Вывод Мы научились различать экологические виды лишайников.

Вывод

Мы научились различать экологические виды лишайников.

Интересно Лишайники обнаружены даже в бесплодных арктических пустынях и внутри антарктических горных пород. Лишайники распространены по всему миру, но особенно разнообразны в тропиках, высокогорьях и в тундре.  А вот в лабораториях лишайники достаточно быстро погибают. И только в 1980 году американские ученые сумели «соединить» водоросль и гриб, выращенный из споры.

Интересно

  • Лишайники обнаружены даже в бесплодных арктических пустынях и внутри антарктических горных пород. Лишайники распространены по всему миру, но особенно разнообразны в тропиках, высокогорьях и в тундре.
  • А вот в лабораториях лишайники достаточно быстро погибают. И только в 1980 году американские ученые сумели «соединить» водоросль и гриб, выращенный из споры.
являются первопроходцами безжизненных пространств, - участвуют в почвообразовании, - участвуют в разрушении горных пород, - являются временным убежищем для клещей, гусениц, пауков, клопов и т.д., - являются пищей для клещей, гусениц и копытных животных.
  • являются первопроходцами безжизненных пространств,
  • - участвуют в почвообразовании,
  • - участвуют в разрушении горных пород,
  • - являются временным убежищем для клещей, гусениц, пауков, клопов и т.д.,
  • - являются пищей для клещей, гусениц и копытных животных.
 К.А.Тимирязев в своей знаменитой  книге

К.А.Тимирязев в своей знаменитой

книге "Жизнь растений" писал:

"Выступит ли из волн океана водный

утёс, оторвется ли обломок скалы, выломается ли валун, века пролежавший под землёй, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая её в плодоносную почву»

Разрушают горные породы и образуют почвенный слой («пионеры растительности») Слагают почвенный покров тундры
  • Разрушают горные породы и образуют почвенный слой («пионеры растительности»)
  • Слагают почвенный покров тундры
Ягель, исландский мох служит традиционным кормом северным оленям.
  • Ягель, исландский мох служит традиционным кормом северным оленям.
Из некоторых лишайников получают душистые вещества, применяемые в парфюмерии, как фиксаторы запахов.

Из некоторых лишайников получают душистые вещества, применяемые в парфюмерии, как фиксаторы запахов.

Получение спирта Получение красителей Получение желе и клея Получение сахара и глюкозы медицинской Получение вещества резинойд, обладающее ароматическими свойствами (производство духов «Шипр») Получение лекарства (отвары исландского мха для лечения верхних дыхательных путей) Применение в пищу (леконора съедобная, в Средней Азии – аспицил эскулента) Корм оленям Почвообразование
  • Получение спирта
  • Получение красителей
  • Получение желе и клея
  • Получение сахара и глюкозы медицинской
  • Получение вещества резинойд, обладающее ароматическими свойствами (производство духов «Шипр»)
  • Получение лекарства (отвары исландского мха для лечения верхних дыхательных путей)
  • Применение в пищу (леконора съедобная, в Средней Азии – аспицил эскулента)
  • Корм оленям
  • Почвообразование
Для фиксации запаха духов Получение красителей Получение индикаторов
  • Для фиксации запаха духов
  • Получение красителей
  • Получение индикаторов

Лишайники -индикаторы загрязнения окружающей среды. Лишайники в  пустыне Намибии Уснея в  Сибирском лесу 27

Лишайники -индикаторы загрязнения окружающей среды.

Лишайники в пустыне Намибии

Уснея в Сибирском лесу

27

Бриория Эверния Гипогимния Золотянка Уснея 28

Бриория

Эверния

Гипогимния

Золотянка

Уснея

28

Бриория Эверния Гипогимния Золотянка Уснея 29

Бриория

Эверния

Гипогимния

Золотянка

Уснея

29

Гипогимния Эверния Золотянка 30

Гипогимния

Эверния

Золотянка

30

Подготовится к проверочной работе по темам: бактерии, грибы и лишайники.
  • Подготовится к проверочной работе по темам: бактерии, грибы и лишайники.
Выберите правильные утверждения : Лишайники – представители царства растений. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Кладонии представители накипных лишайников. Лишайники быстро растут. Человек не использует лишайники в своей жизни. Результаты : 9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали. 8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее. Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.

Выберите правильные утверждения :

  • Лишайники – представители царства растений.
  • Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  • Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.
  • Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.
  • Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
  • Кладонии представители накипных лишайников.
  • Лишайники быстро растут.
  • Человек не использует лишайники в своей жизни.

Результаты :

9 – 10 правильных ответов – молодец! Вы хорошо поработали.

8 – 9 правильных ответов – хорошо, но надо быть внимательнее.

Меньше 8 правильных ответов – плохо, придется еще раз вернуться к этой теме.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Творческое задание: 1группа: придумать стихотворение о лишайниках.  2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради.  3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Творческое задание:

1группа: придумать стихотворение о лишайниках.

2группа: Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Он чаще всего встречается на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать 3-5 мин и отметить, что раствор приобретает ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Результаты записать в тетради.

3группа: подготовить презентацию об использовании лишайников человеком


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!