Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку 9 класса. Тема: Восток в первой половине XX в.: традиции и модернизация»
Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.
9 класс
Тема: Восток в первой половине XX в.: традиции и модернизация
- Цель урока - На примере истории Японии, Китая и Индии в первой половине XX в. сопоставить и обобщить основные факторы исторического развития и особенности модернизации традиционного общества и колониальных стран Востока.
Основные задачи –
- Способствование развитию интереса и уважения к истории и культуре стран неевропейской цивилизации;
- Ориентирование личности школьника на бережное отношение к национальным традициям (толерантность, диалог культур);
- Способствование развитию познавательных умений соотносить единичные факты и общие явления, называть их характерные черты.
- Способность аргументировать свое отношение и оценку к наиболее значительным событиям и личностям в истории.
План урока
- Основные факторы развития стран Востока в первой половине XX в. и особенности их модернизации;
- Особенности модернизации в крупнейших странах Востока:
- Япония: «Японский дух, европейское знание»;
- Китай: «Сто дней реформ» и целое столетие революций;
- Индия: путь ненасилия.
- «Отсталый Восток» и «передовой Запад».
Основные факторы развития стран Востока в первой половине XX в. и особенности их модернизации
- За годы первой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, в армиях Антанты участвовали солдаты ряда колоний. Страны Азии и Африки составляли важный резерв сырья и продовольствия, а также рабочей силы. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулирование будет сопровождаться предоставлением свободы и независимости.
Особенности модернизации в крупнейших странах Востока
- Модернизация – процесс движения доиндустриальных обществ, основанных на традиционных типах социальности, к тем экономическим и политическим системам, а также массовой культуре, которые характерны для развитых стран капитализма.
- Основные причины модернизации Востока:
- Способность достичь более высокой ступени развития;
- Особенности развития идеологии современного Востока;
- Вестернизация Востока;
- Деформирование традиций Востока.
Особенности модернизации в крупнейших странах Востока
- Почему страны Востока и других регионов мира в первой половине XX в. Вынуждены были встать на путь модернизации? (назвать не менее трех причин).
- В чем заключались особенности модернизации стран Востока в первой половине XX в.?
- С помощью карты выскажите предположение, в каких еще странах Востока проблемы модернизации решались в сходных условиях:
а) с Китаем, где преобладали внутренние факторы, мешавшие модернизации;
б) с Индией, где модернизацию тормозили колониальные порядки;
в) с Японией, где реформирование общества сочеталось с сохранением национальных традиций.
Япония: «Японский дух, европейское знание»
- Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу
Японский дух + европейское знание
= развитие
Япония: «Японский дух, европейское знание»
- Как вы понимаете смысл лозунга: «японский дух, европейское сознание»? Какие особенности японской модели модернизации традиционного общества в нем подчеркнуты?
1. Работа с учебником* Прочитайте меморандум премьер – министра Японии генерала Танака. Как вы думаете, почему Япония в 1920-е годы поставила перед собой ель завоевать Китай и Восточную Азию?
Китай: «Сто дней реформ» и целое столетие революций
Кан Ювэй
- Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция
Китай: «Сто дней реформ» и целое столетие революций
- Почему, в отличие от Японии, модернизация китайского общества разделилась на целое столетие?
- Какие факторы внешнего и внутреннего характера препятствовали модернизации Китая на протяжении первой половины XX в.?
Индия: путь ненасилия
- После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индией, расширила права органов самоуправления, но ужесточила наказания за политическую деятельность. Во главе освободительного движения встал М.Ганди, выдвинувший лозунг: «заполоним собой тюрьмы».
- В 1907г. Ганди выдвинул идею «сатьяграхи» -ненасильственной борьбы. Он был арестован, но ряд расистских законов англичане отменили.
Мохандас Карамчандр
Ганди
Индия: путь ненасилия
- Какова главная особенность модернизации в Индии, отличающая этот процесс от аналогичных в Японии и Китае?
- Какие национальные традиции определили приверженность индийского общества к ненасильственным формам борьбы за освобождение своей страны от колониальной зависимости?
«Отсталый Восток» и «передовой Запад»
- К странам Азии и Африки в начале XX века обычно относили понятие « Восток» ( «отсталый Восток», «передовой Запад») В начале века обнажился большой разрыв между динамичным научно – техническим и социальным развитие стран Запада и застойным состоянием азиатских и африканских стран.
- Составьте сравнительную таблицу «Отсталый Восток» и «передовой Запад»?, сделайте вывод.
Творческое задание
- Написать эссе, высказывание своего отношения на тему «Модернизация стран Востока в первой половине XX в.»
- Составить кроссворд по основным события модернизации стран Востока в первой половине XX в.