Цели:
- Сформировать представление учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.
- Развивать устную речь; воспитывать любовь к живописи и интерес к истории.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Если высказывание верное, то ставьте «+», если неверное, то «–».
1. М. В. Ломоносов родился в 1711 году в Москве.
2. Отец М. Ломоносова был рыбаком.
3. В 11–12 лет он стал учить грамоту.
4. Его первым учителем был дьячок местной церкви.
5. М. Ломоносов в 15 лет решил отправиться в Москву.
6. В это время английский язык был международным языком науки.
7. За отличную учебу Ломоносов был отправлен в Петербург, а потом в Англию.
8. По возвращении на родину М. Ломоносов начал работать в Петербургской академии наук.
ПРОВЕРИМ:
– + + + – – – +
Работа над новой темой
- В какой город отправили учиться Ломоносова, как лучшего ученика?
- Кто был его первым учителем?
- Кем был его отец?
- В какой академии наук началась его работа?
- В какой стране за границей учился Ломоносов?
- Около какого города родился Ломоносов?
- Ломоносов был выдающимся…
- Он открыл атмосферу на планете…
- Судно Ломоносова?
П
Е
Т
Е
Р
Б
У
Р
Г
О
К
Я
Ч
Ь
Д
Р
Ы
Б
А
К
Р
О
К
С
Г
Й
У
Р
Е
Т
Е
П
Б
Н
Я
И
Р
А
М
Е
Г
Ы
Р
О
Г
О
Л
О
Х
М
Х
И
М
И
К
Р
А
В
Е
Н
Е
Ч
А
Й
К
А
Когда в 14 лет Екатерина II переехала в Россию, здесь царствовала Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала. Едва ли в целой России была женщина образованнее нее. Русский язык Екатерина выучила так, что знала множество поговорок и писала на нем сочинения.
Великая княгиня Екатерина Алексеевна - будущая императрица Екатерина II
После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей.
Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Петр I ?»
Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой.
Годы правления 1762 - 1796.
Прочитайте текст
«Путешествие в Петербург»
на с.106-107 учебника.
Какие изменения произошли
в Петербурге
при Екатерине II ?
В 1782 г. в Санкт – Петербурге был установлен памятник Петру I - "Медный всадник»
Набережные реки Невы одеваются в гранитные берега, строятся каменные и чугунные мосты через реки и каналы.
Каменные мосты Петербурга. Ани́чков мост.
Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой . Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли .
Главная парадная лестница дворца называлась Посольской. По этой лестнице входили послы иностранных государств.
Парадный подъезд называется Иорданским . Под Рождество напротив него во льду вырубалась Иорданская Купель. В день Рождества её освещали, а потом в неё окунались все желающие.
Павильонный зал Эрмитаже.
В Эрмитаже хранится огромное количество экспонатов:
от глубокой древности до наших дней.
Несколько залов в Эрмитаже посвящены древнему миру: Древней Греции, Древнему Египту, Древнему Риму.
Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки тихо помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем крылья сложили назад.
В 1785 году Екатерина II издает
«Жалованную грамоту дворянству»
1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;
2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.
Прочитайте текст
«Как жили дворяне и крепостные крестьяне»
на с.107-108 учебника.
Как вели себя крепостные крестьяне?
Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно. Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.
Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.
В царствование Екатерины Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей. В это время ей пришлось вести войны с Турцией. Блестящие победы одержали полководец А.В.Суворов и флотоводец Ф.Ф.Ушаков .
А.В. Суворов
Ф.Ф. Ушаков
Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.
Александр Васильевич Суворов
Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре.
Федор Федорович Ушаков
Биография Ф. Ф. Ушакова схожа с биографией А. В. Суворова: он начал службу с низшего в России воинского офицерского чина – капрала. Как и Суворов, в 1799 году Ушаков получил высший чин флотоводца – адмирал за взятие крепости Корфу и победы на Средиземном море над французами. Выше оставался только чин генерал – адмирала, который давался членам царской семьи.
Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом .
« Я хотела быть русской, чтобы русские меня любили »
Екатерина Великая
Итог:
- Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
- Какие перемены произошли в России в это время?
- Чем прославились А.В Суворов и Ф. Ф Ушаков?