Тема урока: «Решение показательных уравнений».
Цели урока:
- Образовательные : Познакомить учащихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений;
- Развивающи е: Сформировать умения и навыки решения несложных простейших показательных уравнений. Продолжить развивать логическое мышление учащихся. Развивать навыки самостоятельной работы. Развивать навыки самоконтроля.
- Воспитательные : Развивать познавательный интерес к предмету. Развивать творческие способности учащихся.
Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания
Устная работа
• Назовите свойства степени с рациональным показателем
• Формула перехода от корня к степени
• Формула от отрицательного показателя
• Формулы сокращенного умножения
Решение показательных уравнений
Показательные уравнения – это уравнения, содержащие переменную в показателе степени.
Способы решения показательных уравнений
1. Способ приведения степеней к одному основанию
Например:
а) 2 х+6 = 8;
2 х+6 = 2 3 ,
Основания степеней равны, значит, равны и показатели степеней.
Х + 6 = 3,
Х = -3.
Ответ: - 3.
Решите уравнения:
б) ( ) 2х = 125;
в) 10 х-2 = - 10;
Решение:
б) ( ) 2х = 125;
5 -2х = 5 3 ,
- 2х = 3,
х = - 1,5.
Ответ: - 1,5.
в) 10 х-2 = - 10;
т.к. -10
Ответ: корней нет.
2. Вынесение общего множителя за скобки
Например:
а) 4 х+1 + 4 х = 320, вынесем за скобки степень с наименьшим показателем.
4 х * 4 + 4 х = 320,
4 х (4 + 1) = 320,
4 х * 5 = 320,
4 х = 320: 5,
4 х = 64,
4 х = 4 3 ,
х = 3.
Ответ: 3.
б) 6 х+1 + 35 * 6 х-1 = 71,
6 х-1 (6 2 + 35) = 71,
6 х-1 * 71 = 71,
6 х-1 = 71: 71,
6 х-1 = 1,
6 х-1 = 6 0 ,
х – 1 = 0,
х = 1.
Ответ: 1.
За скобки выносят член с наименьшим показателем степени. Чтобы найти многочлен, заключенный в скобки, надо каждый член многочлена, стоящего в левой части уравнения, разделить на вынесенный множитель, Деление осуществлять по правилу: а m : a n = a m-n .
3. Введение новой переменной
Вводится переменная у = а х и рассматривается квадратное уравнение относительно новой переменной.
а) 7 2х _ 6 * 7 х - 7 = 0,
пусть у = 7 х , тогда
у 2 -6у – 7 = 0,
Д = 36 + 28 = 64,
У 1 = = 7;
У 2 = = -1:
1) 7 х = 7; 2) 7 х = -1;
Х = 1 решений нет.
Ответ: 1.
б) 4 х – 5 * 2 х + 4 = 0, т. к. 4 х = ( 2 2 ) х = (2 х ) 2 , то
( 2 х ) 2 – 5* 2 х + 4 = 0,
пусть у = 2 х , тогда
у 2 – 5у + 4 = 0,
Д = 25 – 16 = 9,
у 1 = =4; у 2 = =1;
1) 2 х = 4, 2) 2 х = 1;
2 х = 2 2 , 2 х = 2 0 ,
Х = 2 х = 0.
Ответ: 2; 0.
Первичное закрепление материала
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
1) 3 х = 27
а) 3; б) 9; в) 4;
1) 2 х = 32
2) 5 х-2 = 25
а) 16; б) 5; в) 6.
а) 2; б) 4; в) 5;
2) 6 х-3 = 36
3) 6 х-1 = -6
а) 5; б) 2; в) 4.
3) 9 х-1 =-9
а) -1; б) 5; в) корней нет;
4) 3 х+2 + 3 х = 90
а) -1; б) корней нет; в) 2.
4) 3 х+1 + 3 х =108
а) 2; б) 44; в) 1;
5) 100 х – 11 * 10 х + 10 = 0
а) 2; б) 3,5; в) 3.
5) 4 х + 2 * 2 х - 80 = 0
а) 10;1; б) 0 ;1; в) 1;
а) 3; б) 3;5; в) 8;-10.
Ответы к тестам
Вариант 1.
№ задания
1
№ правильного ответа
A
2
Б
3
В
4
А
5
Б
Вариант 2 .
№ задания
№ правильного ответа
1
2
Б
3
А
Б
4
В
5
А
Вариант 1
- 3 x = 27 2. 5 x-2 = 25 3. 6 x-4 = -6
3 x = 3 3 5 x-2 = 5 2 -6
x = 3 х – 2 = 2 решений нет
Ответ: 3. х = 4 Ответ: корней нет
Ответ: 4
5) 4 х + 2 * 2 х - 80 = 0
4) 3 х+2 + 3 х = 90
Пусть t = 2 х , тогда
3 х (9+1) = 90
t 2 + 2 t – 80 = 0
3 х * 10 = 90
Д = 121 – 40 = 81
3 х = 9
t 1 = 10 t 2 = 1
х = 2
10 х = 10 10 х = 1
Ответ: 2.
х = 1 х = 0
Ответ: 0; 1.
Вариант 2
1) 2 x = 32 2) 6 x-3 = 36 3) 9 x-1 = -9
2 x = 2 5 6 x-3 = 6 2 -9
х = 5 х-3 = 2 Решений нет
Ответ: 5 х = 5 Ответ: корней нет
Ответ: 5
4. 3 x+1 + 3 x = 108 5. 4 x + 2 * 2 x – 80 = 0
3 x * 3 + 3 x = 108 (2 x ) 2 + 2 * 2 x – 80 = 0
3 x (3 + 1) =108 Пусть 2 x = y
3 x * 4 = 108 y 2 + 2y – 80 = 0
3 x = 108 : 4 Д = 4 – 4 * 1 (-80) = 324
3 x = 27 y 1 = 8; y 2 = -10
3 x = 3 3 1) 2 x = 8; 2) 2 x = -10
X = 3 2 x = 2 3 корней нет
Ответ: 3 х = 3
Ответ: 3
Домашнее задание: М.И. Башмаков «Математика» стр. 46, №1